После торжественной передачи Индии атомного авианосца «Викрамадитья» Дмитрий Рогозин заявил: «То, что сегодня произошло, — это демонстрация готовности и восстановленной способности нашей страны строить корабли такого класса». Специалисты ВМФ России рассказали «Эксперт Online», что от успешной сдачи заказчику этого корабля зависело решение правительства о включении авианосцев в госпрограмму вооружений до 2025 года. В Минобороны подтвердили: сомнения относительно научно-технологического потенциала отечественного судостроения развеяны окончательно, и Россия все-таки будет строить атомные авианесущие крейсеры для Северного и Тихоокеанского флотов.
Авианосец "Викрамадитья" (бывший российский крейсер "Адмирал Горшков"), который 26 ноября был торжественно передан индийскому флоту отправился из Северодвинска к месту постоянного базирования. Кораблю предстоит преодолеть путь через три океана и несколько морей до порта Карвар в Индии. Планируется, что "Викрамадитья" дойдет до базы в конце января. Адмирал индийского флота Ирруван Шакр признался, что «корабль лучше всех похвал».
Инженер Севмаша Игорь Торов, участвующий в проекте «Викрамадитья» от начала до конца, сообщил: «Все эти годы нас ругали, говорили, что наша страна не способна в разумные сроки освоить проектирование и строительство самого сложного класса судов – атомных авианосцев. Правительство каждый раз заворачивало наши проекты. А мы доказали обратное. Оказывается, можем мы для этого и десятки наукоемких отраслей промышленности возродить с нуля и кооперацию сотен предприятий наладить как часы. Но эта осень была на нервах у всей команды, нескольких человек пришлось даже отправить на больничный. Ведь все понимают, что от этого проекта зависело будущее российского судостроения».
]]>В Северодвинске на церемонии передачи авианосца ВМФ Индии заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин заявил «То, что сегодня произошло, — это демонстрация готовности и восстановленной способности нашей страны строить корабли такого класса». «Наличие авианосцев в составе нашего флота, это вопрос геополитики, а не обороноспособности страны. Но, безусловно, если будет определено, что такие корабли станут нужны, я уверен, что промышленность России сможет с этим справиться», — подчеркнул он.
Теперь за авианосный флот решено все же взяться всерьез. По планам стратегов Минобороны, в 2017 году в Северодвинске будет начато строительство двух авианосцев. В 2023 году они будут спущены на воду, в 2027 году Северный и Тихоокеанский флоты будут иметь по одной авианосной группе. В каждую из них должно войти до 15 крейсеров, эсминцев, фрегатов, корветов, подлодок и даже десантных кораблей. Уже в начале 2014 года президенту России будет представлен план перспективного развития флота на 40 лет вперед. Сейчас на вооружении ВМФ РФ стоит лишь один авианосец - построенный в середине 80-х "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", входящий в группировку Северного флота.
Источник «Эксперт Online» в Главном штабе ВМФ, пожелавший пока остаться неназванным «чтобы не дай Бог не сглазить», сообщил: «Лед тронулся. После того как в проекте первого постсоветского авианосца по заказу крайне требовательного заказчика была поставлена точка, у политического руководства России появилась вера в возможности нашей промышленности и инженерных институтов. Вы не представляете, какое шевеление сейчас идет в кабинетах – новая госпрограмма вооружений подвергается коррекции с учетом формирования первых авианесущих ударных группировок. По сути, мы потренировались на индийском заказе, чтобы избежать системных инвестиционных рисков – отработали технологии, конструкторские решения».
Напомним, 25 июня 2012 года новый главнокомандующий ВМФ РФ вице-адмирал Виктор Чирков уже озвучил планы по созданию авианосных группировок. А впервые о планах строительства авианосцев в ноябре 2011 года объявил бывший тогда министром обороны Анатолий Сердюков. Он отмечал, что военное ведомство заказало аванпроект корабля у Объединенной судостроительной корпорации, однако финансирование строительства авианосцев госпрограммой вооружений России на 2011-2020 годы все же не было предусмотрено из-за сомнений высшего военного руководства относительно готовности российской науки и промышленности в какие-то разумные сроки спроектировать и построить современный атомный авианосец. Ведь сдача того же «Викрамадитьи» из-за технических проблем переносилась уже 6 раз.
Раньше предшественник Чиркова на посту главкома ВМФ Владимир Высоцкий в интервью РИА Новости заявлял, что технический проект нового авианосца для ВМФ будет разработан до 2014 года, а сам корабль построят после 2020 года. По его словам, новый корабль не будет авианосцем в классическом смысле этого слова - он "будет на шаг впереди". "Мы (ВМФ и промышленность) спланировали работу, и флот получит новые эсминцы, крейсеры и авианесущие корабли. Для этого нужны знания, чтобы применить это оружие", - сказал Чирков в Санкт-Петербурге на торжественной церемонии чествования выпускников-отличников военно-морских вузов России.
В 2011 году в первичном проекте стратегии Минобороны признавалось, что «Для эффективного выполнения поставленных задач России необходим авианесущий флот». После многолетних споров, нужен ли флоту большой корабль с самолетами или можно обойтись атомными подлодками и крейсерами, адмиралы выбрали «американскую» модель флота — корабельные группировки с авианосцем в центре. По мнению военных, такая компоновка позволит расширить зону влияния российского флота на Тихий океан и Северную Атлантику. «Ни один другой состав корабельной группировки не сравнится по эффективности с авианосной группой. Появление солидной авианосной группы в проблемной зоне, которая постоянно перемещается, оттянет внимание вероятного противника от российской территории. Кроме того, в принципе любой авианосец позволяет расширять зону действия истребительной авиации России вдали от родных берегов», - пояснил тогда «Известиям» представитель Главного штаба ВМФ.
По проекту, утвержденному, но так и не включенному в Госпрограмму вооружений до 2020 года, предполагалось, что строить новый российский авианосец будут на двух разных верфях по модульному принципу. А собирать модули, изготовленные независимо друг от друга, планировалось на крупнейшем российском судостроительном заводе «Севмашпредприятие» («Севмаш»). «Создание новой верфи специально под авианосец может занять минимум четыре года и «съесть» львиную долю бюджета этого проекта. Гораздо эффективнее использовать для строительства уже существующие мощности», - отмечалось в проекте.
Через год ВМФ России сообщило, что завершает формирование техзадания на новый авианосец. Его первичный облик предполагалось определить уже в 2013 году, а окончательный проект корабля должен был быть готов к 2017 году. Президент ОСК Роман Троценко заявлял, что в этом случае первый корабль предполагается спустить на воду в 2023 году. К этому времени ВМФ должен завершить формирование эскортной группировки для каждого авианосца, которая будет состоять из ракетных крейсеров, эсминцев, многоцелевых подлодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей и судов обеспечения, включая ледоколы для арктической зоны — всего около 15 кораблей в каждой. А в прошлом году на пресс-конференции Дмитрий Рогозин проговорился, что к следующему году “производственные мощности позволят нам строить по 6 подводных лодок и одному авианосцу каждый год”.
Правда среди экспертного сообщества есть и противники идеи АУГ, считающие новую концепцию ВМФ дорогостоящей и бесполезной. Например, заместитель директора политического и военного анализа Александр Храмчихин отметил: «Двумя и даже четырьмя авианосцами мы не сможем противостоять ВМС даже одних США, тем более – НАТО в целом. Более того, мы не сможем бороться даже с ВМС НОАК, поскольку Китай собирается построить не менее 4 авианосцев, которые будут противостоять нашему единственному тихоокеанскому (или пусть даже двум). В итоге единственным мыслимым вариантом использования авианосцев в случае «большой» войны (с НАТО или Китаем) становится отодвигание рубежа ПВО и противодесантной обороны на несколько сот миль от своих берегов. Есть подозрение, что такую задачу гораздо дешевле и эффективнее можно решить, развивая и совершенствуя ВВС, ПВО, береговые ПКРК и подводный флот. Особенно учитывая тот факт, что наши авианосцы при подобном варианте их использования окажутся «одноразовыми» изделиями. Остается еще вариант использования авианосцев для «набеговых» операций в странах «третьего мира». Однако сложно понять, зачем нам это надо. Нам ведь не нужно захватывать чужие ресурсы, свои бы удержать».
Вас заинтересует
Премьер-министр Кэмерон: «Великобритания будет иметь два авианосца
Началась разработка проектов трех классов авианосцев для ВМФ РФ
Единственный авианосец России взял курс на восток Средиземного моря
Китай начал строить второй авианосец
Китай завершил испытания своего единственного авианосца