<!--TEnd-->
Турция, которая была одним из основных вдохновителей и организаторов ближневосточных революций и рассчитывала даже возродить с их помощью Оттоманскую империю, неожиданно оказалась в числе проигравших от событий «арабской весны». Теперь глава МИД Ахмет Давутоглу, которого давно уже прозвали «турецким Киссинджером», пытается сформулировать прагматичную внешнеполитическую идеологию, призванную заменить неоосманизм: он рассуждает о новом витке сближения с Западом, возвращается к идеям евроинтеграции и предлагает превратить страну в крупнейший энергетический хаб.
Ровно год назад турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган совершил своё триумфальное турне по странам Магриба. В Египте, Тунисе и Ливии, где незадолго до того мирным или кровавым путём были свергнуты светские режимы, Эрдогана приветствовали как героя. Во всех трёх странах у власти на тот момент находились идейно близкие турецкой правящей партии ПСР «Братья-мусульмане» (в тунисском варианте «Ан-Нахда»). Сегодня же от былого восхищения Турцией в арабском мире нет и следа.
По словам многих экспертов, отношения Анкары с Каиром можно описать лищь с помощью термина «холодная война». Турция резко критикует правительство генерала Абдель Фаттаха эль-Сисси за «антиконституционный переворот» и преследования «Братьев-мусульман». Новый режим в Каире обвиняет турок во вмешательстве во внутренние дела Египта: сотрудничество с Анкарой заморожено, турецкий посол выслан из страны. А учитывая тот факт, что эль-Сисси пользуется поддержкой Эр-Рияда, последние демарши Анкары негативно отразились и на турецко-саудовских отношениях. Чтобы убедиться в этом, достаточно послушать, какой ожесточённой критике подвергают Эрдогана на контролируемом саудитами телеканале «Аль-Арабия».
]]>Сирийская дилеммаОднако наибольший вред турецкому премьеру нанесла безоглядная поддержка антиасадовской вооружённой оппозиции в Сирии. Несмотря на патриотические речи Эрдогана, призывающего поддержать агрессивный курс в отношении Дамаска, вмешательство в сирийские дела вызвало глубокий раскол в турецком обществе. Если в 2011 году, согласно опросам общественного мнения, 44% турок поддерживали позицию ПСР, то осенью 2013 года уже две трети опрошенных выступали против правительственного курса. Моментом истины для многих турок стал взрыв, произошедший в конце мая этого года в Рейханлы, городке, который находится неподалёку от турецко-сирийской границы. После этой трагедии многим стало ясно, что через границу в обоих направлениях идёт бесконтрольный поток оружия и террористов, и сама Турция становится всё более уязвимой для боевиков «Аль-Каиды».
Провалами правительства на сирийском направлении не замедлили воспользоваться извечные оппоненты исламистов — кемалистские и левые партии. Лидер основанной когда-то Ататюрком Народно-Республиканской партии Кемаль Кылычдароглу обвинил правительство Эрдогана в авантюризме, и даже совершил поездку в Дамаск, где выразил солидарность с Башаром Асадом. Лидер Партии националистического движения Девлет Бахчели в июне этого года отметил, что «западные страны оказывают давление на Турцию, призывая её осуществить вторжение в Сирию, однако политики в Анкаре не должны попасть в эту ловушку». А один из руководителей Рабочей партии Турции Хасан Басри Озбей даже пригрозил импичментом президенту Гюлю за «разжигание войны, поддержку терроризма в Сирии и секретные договорённости с Соединёнными Штатами» (всё это, по его словам, можно считать доказательством измены Родине»).
Впрочем, и в рядах правящей Партии справедливости и развития растёт понимание того, что стратегия, выбранная Эрдоганом на сирийском направлении, завела страну в тупик. Эту позицию озвучил не кто иной, как президент Абдулла Гюль. Выступая 8 октября в Стамбуле, он подверг осторожной ревизии алармистский курс Анкары и подчеркнул, что Соединённые Штаты должны разделить ответственность за судьбу Ближнего Востока с другими ведущими державами: Россией и Ираном. Гюль отметил, что американо-иранские переговоры будут способствовать урегулированию сирийского кризиса, и признал, наконец, что в Сирии действуют радикальные и экстремистские группы. Он заявил, что надеется на «всеобъемлющее дипломатическое и политическое решение проблемы» и «создание новой администрации, отражающей чаяния всех групп сирийского народа». Интересно, что Гюль ни разу не подверг критике Башара Асада и не обвинил сирийское правительство в применении химического оружия.
Возвращение на Запад?Очевидно, что провалы на сирийском направлении и разлад с государствами, пережившими «арабскую весну», вынуждают Анкару пересмотреть свои отношения с Соединёнными Штатами. Турки внимательно присматриваются к новой американской политике на Ближнем Востоке и видят в ней для себя определённые выгоды. Ведь они всегда были заинтересованы в урегулировании иранской ядерной проблемы (напомним, что ещё на переговорах 2009 года Турция пыталась выступить посредником между Вашингтоном и Тегераном). Выход Исламской республики из международной изоляции позволит Анкаре извлечь ощутимые дивиденды (в первую очередь, речь, конечно, идёт о транспортировке иранских углеводородов через территорию Турции).
Ещё один важный момент: когда турецкая элита осознала, что путь на Арабский Восток для неё закрыт, она вновь вернулась к идеям евроинтеграции и очень рассчитывает, что Вашингтон поможет ей «дожать» Европу. О необходимости укреплять стратегическое партнёрство между Анкарой и Вашингтоном заявил недавно турецкий министр иностранных дел Ахмет Давутоглу. В статье, опубликованной во влиятельном американском журнале Foreign Policy, он, в частности, отметил: «Сближение с Западом во время «арабской весны» доказывает, что в основе турецкой внешней политики лежат демократические ценности».
Давутоглу намекнул, что США могли бы помочь туркам в процессе европейской интеграции: «Мы верим, что Турция будет играть более конструктивную роль в выработке будущего Европы. В наших переговорах с ЕС открылась новая глава, связанная с упрощением визового режима. К тому же, НАТО по-прежнему остаётся краеугольным камнем турецкой политики безопасности. Мы развиваем сотрудничество с Западом повсюду
Вас заинтересует
Новоосманский зуд Эрдогана
Очередной политический кризис в Турции
Анкаре уготована судьба Киева?
«Извилистая
США «сливают