<!--
TEnd
-->
мужские наручные часы по низким ценам.
События на Украине не остались без внимания в Турции, и дело не только в крымском кризисе: турецкие политики, журналисты, общественные деятели опасаются, как бы Анкару не постигла судьба Киева, где при поддержке Запада власть захватили радикально настроенные боевики. Своих радикалов в Турции хватает: это и националисты, которые «засветились» еще в 80-е годы, и новомодные в светской республике исламисты, и до сих пор популярные леваки. Также нужно упомянуть о курдских военизированных формированиях, борющихся за создание Курдистана. В общем, врагов у нынешней турецкой власти хватает, и вопрос состоит только в том, кто сможет их объединить.
Экспорт революции
Переворот на Украине поспешили «примерить» на себя ее партнеры по СНГ – а не произойдет ли подобная дестабилизация во всех странах постсоветского пространства? Кроме братских республик, экспорта революции испугались и за морем: с конца февраля в турецких СМИ появилась масса аналитических материалов о том, могут ли киевские события повториться в Анкаре и Стамбуле.
Такая обеспокоенность обоснована. На протяжении многих месяцев в Турции не прекращаются акции протеста и массовые беспорядки: оппозиция с весны 2013 года требует отставки правительства, уличенного в коррупции. Среди демонстрантов и полицейских есть раненые и погибшие.
Кто же выступает против президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и возглавляемой им Партии справедливости и развития? Оппозиция имеет неоднородный состав: странный временный союз либералов, националистов, курдов, исламистов собирается свергнуть существующий государственный строй для того, чтобы создать некое «обновленное государство». Конечно, какой должна стать Турция в будущем, каждая партия видит по-своему.
Издание Yeni Safak интересуется: воспользуется ли заграница нестабильностью в республике для того, чтобы привести к власти марионеточных правителей? Аналитики опасаются, что руками оппозиции Запад хочет лишить Турцию реальной независимости. Газета сообщает о том, что сотни иностранцев уже проходят необходимую подготовку, и по команде из-за рубежа ввергнут республику в хаос.
Журналисты проводят прямые аналогии между майданом и последними событиями в Турции. По их мнению, и украинские, и турецкие оппозиционные партии имеют один и тот же источник финансирования. План, разработанный для того, чтобы вывести Украину из российской сферы влияния, совпадает с проектом дестабилизации Турции.
Борьба с независимым от Запада турецким правительством производится руками самих турок, которые в случае победы получат некоторую прибыль. Сам же «мозговой центр» находится за границей: именно оттуда осуществляется координация действий оппозиции, чьи идеи чужды большинству граждан республики. Yeni Safak сравнивает текущее политическое противостояние в Турции как конфликт между чуждыми, пришлыми идеями, и давно устоявшимся местным мировоззрением.
Летом прошлого года, когда удалось пресечь беспорядки в связи со сносом парка Гези, была озвучена информация, что против турецких властей выступало около тысячи наемников. Турецкие спецслужбы занялись расследованием майских беспорядков, и «по горячим следам» вышли на иностранных спонсоров. Остается неизвестным, удалось ли следствию найти заказчиков.
Кому выгодна слабая Турция?
Турецкие эксперты обращают внимание на тот факт, что и Турция, и Украина – страны транзитные. Через их территорию осуществляются поставки товаров с востока на запад и обратно, так что, совершив переворот в Анкаре, Запад получит отличный мост на Ближний Восток.
Кроме того, в последние десятилетия Турция стала слишком самостоятельной во внешней политике. Обычно НАТО диктовало турецкому правительству, с кем дружить, а с кем – воевать. И, несмотря на периодические кризисы во взаимоотношениях с соседями, Турция всегда безоговорочно придерживалась «генеральной линии» Североатлантического альянса.
Республику контролировали военные, лояльные Вашингтону и Брюсселю: вооруженные силы в любой момент могли совершить очередной переворот для того, чтобы избавиться от неугодного президента или правительства. На территории Турции без согласия местного населения были размещены военные базы НАТО; более того, накануне Карибского кризиса в стране появилось американское ядерное оружие.
Любые антивоенные выступления хунта подавляла с предельной жестокостью, при этом Запад всегда молчал и не предъявлял претензий по поводу нарушения прав человека.
И вот, в 90-е годы в Турции произошел перелом: впервые за много десятилетий гражданские политики смогли перебороть господство армии, верной натовским идеалам. Анкара больше не хочет выполнять заказы из Брюсселя: в 2011-2012 годах, несмотря на сильное давление Запада, Турция так и не вмешалась в сирийскую авантюру. А участие Турции в этой войне означало бы крах турецкой экономики, огромные людские потери, активизацию курдского движения и оппозиции и, как результат – начало вооруженного противостояния внутри самой страны-агрессора.
Превращение Турции в очаг нестабильности, похоже, входило в планы Вашингтона. Начавшись в Тунисе, Арабская весна должна была закончиться в Анкаре и Стамбуле. К противостоянию с умеренными исламистами, которых представляет Реджеп Тайип Эрдоган, приготовились все турецкие партии и группировки, начиная от либералов и заканчивая религиозными фундаменталистами. В адрес президента и членов Партии справедливости и развития звучали угрозы со стороны бывших военных, отстраненных от управления страной.
В преддверии турецкого майдана
Похоже, демонстрации в Турции в 2013 году были запланированы с расчетом, что республика в тот момент будет находиться в состоянии войны с Сирией. Тогда «народный гнев» стал бы еще сильнее, поскольку на родину из-за границы привозили гробы с турецкими солдатами, а калеки, вернувшиеся с фронта, рассказывали бы о бессмысленности сирийской кампании.
Но Турция, вопреки доводам НАТО и Саудовской Аравии, осталась в стороне от войны. Цели немного изменились: теперь Эрдогана нужно свергнуть для того, чтобы ввязать страну в конфликт, а не наоборот.
Скорее всего, очередная попытка избавиться от несговорчивого президента будет предпринята 30 марта, в день, когда в Турции должны состояться выборы в местные органы власти. Реджеп Эрдоган, лидер Партии справедливости и развития, уже заявил, что если его политическая сила по результатам голосования не займет первое место, он готов уйти из мира политики.
Но Эрдогана могут и подтолкнуть. Если он попытается сопротивляться, его объявят бесчеловечным тираном и, возможно, даже введут в отношении Турции санкции за «нарушения прав человека». При наихудшем для Эрдогана варианте развития событий Турцию поставят в один ряд с Сирией, и натравят на нее все военизированные группировки, действующие в самой республике и в странах, расположенных по соседству.
Альтернативы этому сценарию нет – если бы Турция оставалось верным союзником Североатлантического альянса, западные политиканы все равно позаботились бы о дестабилизации государства и его переформатирования.
Единственный шанс спасти Турцию – отречься от Запада, найти стратегических партнеров на Востоке. Сами турки давно разочарованы в «европейской мечте»: страна уже которое десятилетие стоит перед наглухо заколоченными воротами Европейского союза. Турки не простят такого унизительного отношения к себе. Общество понимает, что благополучную жизнь нужно строить своими усилиями, не полагаясь на зарубежных спонсоров, у которых есть свои планы насчет будущего Турции.
Именно поэтому Эрдоган при всех своих недостатках до сих пор находится у власти. Идеи разношерстных группировок не находят поддержки у населения, а большинство турок выступает вообще категорически против «дружбы» с Западом.
Вас заинтересует
Газовая ось: Москва и Анкара
Россия и Турция: интенсивное сближение
Очередной политический кризис в Турции
США «сливают
Почему Турция отказывается от проекта восстановления Османской империи