«Претензии на арктическое дно со стороны Оттавы угрожают войной с Россией». Такой впечатляющий заголовок появился на минувшей неделе на первой полосе издания «Global and Mail» (ежедневное англоязычное канадское издание). Столь серьёзные выводы автор статьи Стивен Чейз сделал после подачи властями Страны кленового листа в специальный ооновский комитет заявки на право владения арктическим шельфом. Саму необходимость подачи такой заявки в ООН озвучил канадский премьер-министр Стивен Харпер. Идея Харпера донельзя проста и описывается примерно следующей сентенцией: почему русским или, к примеру, датчанам можно, а канадцам нельзя…
[thumb=|В Канаде рассуждают о войне с Россией, или Страсти вокруг шельфа и Северного полюса]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxMy0xMi84bGM1OHU5MDB5LmpwZw==[/thumb]
Нужно отметить, что если Россия начала активные исследования арктического дна для подкрепления своей заявки в ООН в 2002 году (а в 2007 российский триколор был установлен на дне Северного Ледовитого океана в точке, соответствующей Северному полюсу), то канадские исследования в этой области стартовали в 2004 году. Более чем за 9 лет исследований ситуации с арктическими шельфовыми территориями канадская сторона потратила примерно 200 миллионов долларов США, и теперь Стивен Харпер твёрдо решил, что такие деньги должны не просто начать работать на Канаду, но и вернутся, как говорится, сторицей.
]]> Для этого он задумал не просто подать заявку в Комиссию ООН, но и, что называется, насытить эту заявку требованиями по самому максимуму. Следуя логике «лишним не будет», канадское правительство решило включить в заявку на признание за Канадой 656 тысяч квадратных морских миль (более 1,2 миллионов квадратных километров) морского шельфа. Если выражать эти подводные территории мерами площади государств, то претензии Канады территориально равны таким государствам, как, например, Южно-Африканская Республика или Перу (то есть территория просто огромна). Однако и у этой мегатерритории шельфа Арктики, на который претендует Канада (судя по её заявке в Комиссию ООН) есть своя изюминка: официальная Оттава заявляет, что и Северный полюс тоже должен стать частью Канады... Ну, так… Ни много ни мало…
Статья о возможной «войне с Россией» в канадском издании появилась в связи с тем, что с канадскими шельфовыми притязаниями вышел, мягко говоря, конфуз. Оказывается, в упомянутые выше «канадские» квадратные мили входит примерно 54 тысячи кв. км шельфа, на которые свои права заявила и Россия – причём заявила задолго до того, как это сделало канадское правительство. И об этом премьер Харпер не знал? С трудом верится. Зато больше верится в то, что Оттава решила воспользоваться моментом и ограничить возможные российские амбиции в Арктике. При этом желание прирасти дополнительными сотнями тысяч квадратных километров подводных территорий в Канаде теперь объясняется как, цитата: «защита канадского суверенитета в Арктике». Сама эту трактовка наводит на мысль о том, что канадские власти решили объявить миру об ущемлении суверенитета их страны со стороны России. Если не провокация, то явный ход, нацеленный на подогрев «демократических масс» на Западе.
Если учесть, что на арктический шельф заявки поданы ещё Данией и Норвегией, причём Норвегия в 2009 году через комиссию ООН уже застолбила право на 235 тысяч квадратных километров морского шельфа (это почти 75% территории самой Норвегии), то битва (по крайней мере, дипломатически-географическая обещает быть острой). Здесь нужно учитывать и ёще один немаловажный нюанс. Дело в том, что Дания собирается претендовать на арктический шельф (пока 62 тыс. кв. км, но в 2014 году датские специалисты должны представить спецкомиссии ООН «научные доказательства принадлежности Дании» территории арктического дна аж в 1 миллион кв. км) за счёт Гренландии, и для датских властей время сегодня играет, пожалуй, первостепенную роль. Почему? Гренландия является автономной единицей Датского королевства, а гренландская администрация с некоторых пор нацелена на получение Гренландией полной независимости от Копенгагена.
стр
В 2008 году на территории Гренландии (население этого гигантского острова составляет всего около 57 тысяч человек) прошёл референдум, в котором три четверти лиц, имеющих право голоса, высказались за получение широкой автономии с возможным последующим выходом территории из состава Дании. При этом главное желание гренландцев сегодня заключается даже не столько в отделении от Датского королевства как таковом, сколько в возможности распоряжаться своими ресурсами самостоятельно. Сегодня львиная доля этих ресурсов становится, скажем так, добычей метрополии – Копенгагена. Дания теоретически не против широкой автономии острова, однако, говорит о «фифти-фифти» - другими словами, добытые «отпущенной» в широкое автономное «плавание» Гренландией ресурсы будут делиться пополам: одна часть «Зелёному острову», другая – непосредственно Дании в обмен на субсидирование экономики острова. При этом «субсидирование» (читай: протекторат и пользование ресурсами) будет, по словам представителей датских властей, продолжаться в течение того времени, пока гренландцы получают от продажи углеводородов менее 1,5 млрд. долларов в год. И вот как только, опять-таки по словам датских госчиновников, гренландцы станут на одной только нефти зарабатывать по 1,5 млрд. долларов, так Копенгаген и учтёт результаты референдума, отпустив Готхоб (административный центр Гренландии) в «свободное плавание».
Но получить столь внушительную прибыль от реализации углеводородов Готхоб (он же Нуук) сможет лишь в том случае, когда претензии Дании на шельф со стороны комиссии ООН будут удовлетворены. В связи с этим складывается вот какая ситуация: Дания за счёт Гренландии получает возможность распоряжаться новыми морскими территориями, Гренландия теоретически получает «широчайшую автономию». Хотя «широчайшая автономия» для «государства» с плотностью населения «1 человек на 38 кв. км» выглядит весьма странным понятием. Очевидно, Копенгаген повесил перед носом Готхоба морковку, к которой последний дойти даже гипотетически не сможет. Но Готхоб старается... Этим и можно объяснить совместную заявку Дании и Гренландии на арктический шельф.
Кстати, здесь нужно указать ещё вот на что: в 2007 году датчане (естественно, учёные…) провели научные изыскания, в результате которых «выяснилось», что Копенгаген совместно с Готхобом (Нууком) тоже могут претендовать на территории вплоть до Северного полюса. При этом Северный полюс в данном случае называется именно датским… Кроме того, датчане выставляют претензии на те участки шельфа, на которые претендует Россия.
В итоге получается целый слоёный пирог из акваториально-территориальных претензий. Новые притязания на шельф со временем волне могут огласить и другие заинтересованные страны. Как минимум, США… Вашингтон молчит, возможно, лишь по той простой причине, что о претензиях заговорила Оттава. Учитывая более чем тесные отношения США и Канады, можно будет ожидать, что заявка канадского премьера Харпера будет поддержана и Белым домом. Мол, ты только заяви, а мы уж потому «по-братски» поделим…
Учитывая такое положение вещей, можно прийти к выводу о том, что Россия «взялась» за освоение Арктики (по меньшей мере, восстановление военной инфраструктуры) своевременно. Лучше иметь определённую фору, чем потом рассуждать об упущенных возможностях. Ну, или перифраз классического варианта: научными доказательствами и пистолетом можно добиться большего, чем одними научными доказательствами…
Вас заинтересует
Дания как арктическая держава
"Даже если мы начнем строить бани в Арктике, то на Западе скажут, что они для ракетных войск"
Арктика: еще одна линия разлома
Проблема Арктики становится все актуальнее
ВМС Дании заказали третий корабль класса «Кнуд Расмуссен