как остановить выпадение волос по низким ценам.
Недавние фанфары, звучащие из Вашингтона, могут внушить, что программа дорогого и самого неоднозначного боевого самолёта Пентагона, преодолела все проблемы и ускорилась в развитии.
Цена разработки, закупки 2400 экземпляров и эксплуатации в настоящее время оценивается в $1 трлн., и, видимо, уверенно пошла по нисходящей. Производство десятков самолётов в год для ВВС, ВМС и Корпуса Морской пехоты стало проще. Ежедневно приходят новости о лётных испытаниях, которые дают запланированные результаты.
А вот официальные заявления.
Майкл Салливан из Управления Правительственной Отчётности (Government Accountability Office) выступая в Конгрессе: «Программа, похоже, стабилизировалась.
Генерал ВВС Кристофер Богдан и руководитель программы от правительства, в телефонном разговоре сказал: «Я рад тому, что увидел».
Когда ресурс War is Boring спросил представителя Lockheed Martin, Лауру Зиберт об F-35, она сказала, что «всё намного лучше», и программа достигла «значительного прогресса».
Но эти похвалы не заслужены.
F-35, разработанный Lockheed Martin и способный быть невидимым для вражеских радаров, уничтожать наземные цели и сбивать вражеские истребители, вызывает обеспокоенность. Все последние, хорошие новости не могут изменить фундаментальные изъяны в конструкции, уходящие корнями в прошлые десятилетия.
Из-за нагромождения компромиссов, включённых в конструкцию, в основном для Морской Пехоты, F-35 является неполноценным истребителем, серьёзно уступающим даже старым российским и китайским самолётам, которые могут летать быстрее, дальше и имеют лучшую манёвренность. В воздушных боях на больших скоростях F-35 «имеет лишний вес и недостаточно маневренный», согласно отчёту Уинслоу Уиллера, директора проекта Военной Реформы в области государственного контроля из Вашингтона.
А перспективные самолёты противника, предназначенные для завоевания превосходства в воздухе, могут оказаться ещё более смертоносными для F-35.
Не имеет значения, насколько гладко Lockheed Martin и чиновники продвигают новый боевой самолёт. Даже самые последние произведённые F-35-е, это второсортные истребители там, где в воздухе есть более сильный и решительный противник. Это означает смертный приговор для американских пилотов, сидящих за штурвалом F-35.
Неполноценность F-35 стала очевидной пять лет назад в компьютерной симуляции проведённой Джоном Стиллионом и Гарольдом Пердуе, аналитиками RAND из Санта-Моники, Калифорния. Основанная в 1948 году, RAND поддерживает тесные связи с ВВС. Воздушные силы обеспечивают их некоторыми секретными данными, а взамен RAND проводит анализы и возможные сценарии войн для правительственных структур.
Стиллион и Пердуе в августе 2008 года в ходе компьютерной имитации симулировали сценарий с массовой атакой китайских военно-воздушных и военно-морских сил на Тайвань, на фоне роста напряжённости в Западной части Тихого океана. Внезапно китайская ракета «Шквал» стёрла с лица земли крошечные, устаревшие тайваньские ВВС, оставив одни американские истребители, базирующиеся в Японии и на ГУАМе, для сражения с Пекином в надежде предотвратить кровопролитное вторжение.
В симуляции 72 китайских истребителя патрулировали Тайваньский пролив. При этом 26 американских самолётов были уничтожены второй ракетой «Шквал» на аэродроме, а 10 истребителей F-22 быстро израсходовали все свои ракеты.
Далее в бой с китайцами вступили F-35, которых было на 16 единиц меньше. Когда они начали бой с вражескими самолётами в рамках компьютерной модели конфликта, результаты этой симуляции оказались шокирующими.
Новейший американский стеллс-истребитель и основой самолёт на будущие десятилетия для ВВС, ВМФ и Морской Пехоты, проиграл китайским самолётам. Несмотря на свою хвалёную способность быть невидимыми для РЛС противника, F-35 были полностью уничтожены. F-35 дважды проигрывали в симуляции Стиллиона и Пердуе, о чём они докладывали в своих письменных отчётах о симуляциях, которые позже просочились в прессу.
Аналитики выступали против нового самолёта, который будет играть лишь незначительную роль в будущем. «Уступает в ускорении, уступает в вертикальной скорости, уступает в возможностях, – писали они. – Также имеет низкую максимальную скорость. Не может атаковать в вертикальных плоскостях». Иногда ракеты и пушка были из-за этого не готовы к применению, кроме нескольких первых секунд боя. Иными словами, F-35 был не способен противостоять самолётам противника.
И как результат, чиновники отказались от таких симуляций военных действий. В тех компьютерных строках гибли американские пилоты. Боеспособность Тайваня упала с 1 до 0. Почти век американского превосходства в воздухе закончился там среди обломков американских компьютерных боевых самолётов, разбросанных по всему Тихому океану.
В сентябре 2008 года Lockheed Martin выстрелил в спину сотрудникам, проводившим симуляции, настаивая на том, что F-35 способен «эффективно выполнять задачи в агрессивных условиях» в представленном тайваньском сценарии. RAND уступил, утверждая, что у них не было задачи анализировать способности истребителей в воздушном бою, а Стиллион и Пердуе вскоре покинули возглавляемый ими отдел.
Стиллион теперь работает в Центре Стратегических и Бюджетных Оценок, в Вашингтоне. Пердуе же в настоящее время числится сотрудником в корпорации Northrop Grumman.
Стив О'Брайен, вице-президент Lockheed Martin и бывший лётчик-истребитель, прокомментировал то компьютерное моделирование и высказался о её авторах: «Это была политика, а люди, которые составили отчёт, не имели опыта пилотирования самолётов, – сказал он, добавив, что многие критики F-35 – самозваные эксперты, которые живут у своей мамы в подвале и обуваются в тапочки, идя на работу».
Но Стиллион и Пердуе – оба бывшие лётчики. Стиллион летал на RF-4, самолёте-разведчике, а Пердуе пилотировал F-15 во время Войны в Персидском заливе. «Я не живу у моей мамы в подвале», – ответил Пердуе.
Даже если их результаты были спорными, моделирование войны 2008 года должна была стать тревожным звонком. Начиная с середины 1990-х годов, Пентагон стал крайне зависим от F-35, которые должны пополнить сокращающийся арсенал боевых самолётов, построенных в основном в 70-х, 80-х годах 20-го века. Если есть даже небольшой шанс, что новый самолёт не будет боеготовым, Пентагон должен быть очень, очень обеспокоен.
В действительности, военные должны были обеспокоиться этим ещё 40 лет назад.
«Вы должны понимать, что проблемы с F-35 являются результатом патологической практики принятия решений у военных, которая уходят корнями, по крайней мере, в 60-е годы 20-го века», – пояснил Чак Спинней, бывший аналитик Министерства Обороны, которого один из сенаторов назвал «совестью Пентагона».
Среди патологий, присущих F-35 на сегодняшний день, самой разрушительной является своеобразная одержимость заполучить три самолёта в одном. Уже на раннем этапе в Корпусе Морской Пехоты (КМП) заказали F-35 с вертикальным взлётом и посадкой, как у вертолёта. Дело в том, что морские пехотинцы уже давно настаивали на том, чтобы их истребители были более уникальными. Но эта уникальная способность редко использовалась в бою.
F-35 поставляется в трёх вариантах, по одному для ВВС, ВМС и КМП. Общее в нём преимущественно фюзеляж, двигатель, радар и оружие. Крылья и вертикальный взлёт отличаются в зависимости от модели.
Все три варианта F-35 предназначены для замены около десятка старых типов самолётов, от полутора десятков производителей, таких как лёгкие F-16, бронированные штурмовики A-10 и тех самых AV-8B Harrier для КМП, самолётов первого поколения с вертикальным взлётом, чьи уникальные лётные характеристики не перемешивались со спецификациями других типов самолётов.
Беспрецедентная необходимость сделать сверхуниверсальный самолёт привела к вынужденным инженерным компромиссам в F-35. Из-за большого подъёмного вентилятора для вертикального взлёта, фюзеляж F-35 получился широким, он тяжёлый и обладает высоким сопротивлением. Он не так быстр, как F-16, ни так бронирован как A-10. Мастер на все руки, F-35 не стал хозяином ни одной.
А так как F-35 был специально создан как единый, предназначенный заменить почти каждый боевой самолёт, то у Пентагона остаётся всё меньше и меньше выбора из реальных альтернатив. Победа в 2001 году, в конкурсе на создание многоцелевого самолёта, компании Lockheed Martin должна была в итоге сделать её в США единственным действующим сборщиком реактивных истребителей нового поколения, оставив позади такого конкурента, как Boeing с его старыми образцами боевых самолётов.
Как его назвал австралийский военный аналитик – это худший перспективный истребитель в мире. А он в скором времени станет единственным реактивным истребителем для воздушных сил США. Там, где некогда могучие американские военные самолёты кружили над противником, давая Вашингтону явное стратегическое преимущество против любого врага, ближайшие десятилетия арсенал ВВС США, скорее всего, будет полностью деклассифицирован, в то время, когда любая другая страна будет иметь новейшие российские или китайские истребители (один из которых, по иронии судьбы, выглядит как улучшенная копия F-35, минус все её наихудшие элементы дизайна).
Если случится немыслимое и где-то в ближайшие 40 лет произойдёт настоящая война, в отличие от компьютерного моделирования, разразится либо над Тайванем или в другой горячей точке мира, там будет сбито много американских самолётов и многие американские пилоты погибнут. Битвы могут быть проиграны. Войны могут быть провальными.
Старейшему из примерно 50 прототипов F-35, существующих в настоящее время, взлетевшему впервые в декабре 2006 года, едва исполнилось семь лет. Но истоки концепции нового самолёта уходят своими корнями гораздо глубже в историю, ещё до того времени, когда Китай стал восходящей мировой державой, и даже до появления реактивной авиации. Во многом американский универсальный истребитель родился в смятении и хаосе кровопролития Второй Мировой Войны, в джунглях и полях сражений.
В августе 1942 года американские морские пехотинцы высадились на берег Гуадалканала, части Соломоновых островов в Южной части Тихого океана. Это произошло менее чем через год после нападения на Перл-Харбор. США и их союзники всё ещё вели боевые действия против японских войск. Высадка на Гуадалканале стала сюрпризом для тупиц в Токио.
Легко экипированные морские пехотинцы разгромили и оттеснили японские силы в джунгли, захватив недостроенный аэродром. Японские корабли, в свою очередь, уничтожили часть Союзного флота. Но всё же в ходе сражения, ВМФ получил непотопляемый авианосец, и на протяжении нескольких месяцев японским самолётам и кораблям противостояла малая группировка морпехов и горстка американских самолётов, переброшенных на остров.
Морпех Роберт Леки описал один из личных эпизодов на Гуадалканале. Бросившись к ручному пулемёту, абсолютно неэффективному оружию против самолётов, он попытался использовать его против японского Зеро, летящего на бреющем полёте. «Я бросился в траншею, в то время как япончик расстреливал нас как в тире», – писал Леки в своих мемуарах «Каска на моей подушке».
К счастью, морпех пережил почти самоубийственное противостояние с Зеро. Но сама структура КМП навсегда изменилась из-за событий, произошедших на Гуадалканале. «Уроком является то, что КМП США нужны возможности, позволяющие привести с собой свои ВВС, потому, что авианосцы ВМФ не всегда смогут находиться в нужном месте», – рассказывает военно-морской историк Бен Кристи.
В 1950-е и 60-е годы КМП закупило сотни новинок того времени – вертолёты. Но чего он действительно хотел, так это получить истребитель, который мог бы взлетать как с авианосцев, так и без них. Большие десантные корабли имели плоские вертолётные площадки, но они не имели ни катапульт, ни длинных ВПП для взлёта, как обычные самолёты ВМФ, базировавшиеся на авианосцах.
Пехотинцы хотели получить истребитель, способный взлетать с коротких вертолётоносцев и способный садится потом на землю вертикально.
Концепция названная инженерами «вертикальный-укороченный взлёт и посадка» (V/STOL) или «укороченный взлёт и вертикальная посадка» (CF), стала предметом обширных экспериментов и катастроф. В течение первых лет в момент зарождения реактивной авиации все прототипы CF или V/STOL с 1946 по 1966 разбивались. КМП заинтересовались проектом штурмовика V/STOL, создававшимся под руководством государственных структур.
Затем в конце 60-х годов британская компания создала новый самолёт с компонентом вращающихся сопел, которые поворачивались вниз для вертикального полёта, позволяя тем самым взлетать самолёту с коротких взлётно-посадочных полос или небольших кораблей. Морпехи просто слепо влюбились в этот новейший самолёт, прозванный «Харриером» (Harrier), в честь низко летящего ястреба, и сразу же захотели приобрести его для своих воздушных сил.
Но ВМФ стал самым большим препятствием. Ведомство, отвечающее за финансирование вооружений морских пехотинцев, не захотело инвестировать в самолёт, который нужен был только КМП. В то время ВМФ совместно с ВВС делали первые шаги по созданию из F-111 единого самолёта для всех родов войск, которым Пентагон смог бы заменить почти все старые самолёты, используя одну многофункциональную модель.
Но всё же небольшая группа офицеров КМП хитростью и обманом убедили Конгресс, ВМФ и аэрокосмическую промышленность США рискнуть с «Харриером». КМП в конечном итоге до 1990 года купили более 400 этих самолётов.
Манящая концепция была весьма привлекательной в теории, но обернулась катастрофой на практике. Принципиально, сама проблема заложена в концепции вертикального взлёта. Самолёт использует вертикальный взлёт как второстепенную функцию. Вертикальный взлёт-посадка должны приходиться на дополнительные элементы двигателя. Двигатель работает постоянно во всех режимах. В результате имеется три конструктивных недостатка: большой, горячий двигатель, почти без запаса прочности, небезопасный планер, который должен быть лёгок и с малыми крыльями, чтобы удерживать самолёт весом меньше, чем подъёмная струя двигателя, также в целях экономии веса происходит минимизация топлива и боевой нагрузки.
Как результат, в вертикальном режиме «Харриер» несёт гораздо меньше вооружения, чем обычный истребитель и имеет малую дальность полёта. Реактивная струя при вертикальном взлёте плавит асфальт, а вся грязь летит во все стороны, в том числе и в двигатель, делая невозможным взлёт с дорог или даже подготовленных грунтовых площадок. В войне 1991 года, в Персидском заливе в начале операции вертикалки не участвовали, потому что должны были взлетать с дальних аэродромов или десантных кораблей, из-за своих ограничений.
Конечно, они могут быстро взлететь и оказать поддержку морпехам в течение короткого времени, но они оказались чрезвычайно уязвимыми для пулемётов и переносных зенитно-ракетных комплексов. Даже когда это не вертикальный взлёт и посадка, вертикалка капризна и трудно пилотируема, из-за комплекса вертикального управления полётом и малых крыльев. До начала 2000-х годов треть всех вертикалок разбилась, погибло 45 пилотов. «Харриер» был основан на абсолютной лжи, – рассказывает Пьер Спрей, опытный военный инженер, который участвовал в работах над удачным F-16 и убийцей танков A-10. – Морские пехотинцы просто мифологизировали его, потому что они хотели, чтобы у них был собственный уникальный самолёт, и хотели использовать десантные корабли как свои личные перевозчики».
КМП застряли с концепцией вертикального взлёта по патологическими причинами. Катастрофы вертикалок, которые сокращали численность парка, и их физическое старение, привело КМП в начале 80-х к сотрудничеству с Defense Advanced Research Project Agency (DARPA) высокотехнологичными мечтателями из R&D для создания новой вертикалки. Самолёт должен был быть сверхзвуковым, способным быть невидимым для РЛС противника, естественно, взлетать и садиться вертикально. По сути, в три раза лучше прошлого, но ложные обещания накладывали дополнительные требования, которые все были нереализуемы.
После десятилетия денежных вливаний в Lockheed Martin и работ в аэродинамической трубе, в основном через DARPA, деньги улетели в чёрную дыру, а мечтатели пришли к выводу, что лучший способ вывести вертикалку на сверхзвуковую скорость, это заменить вращающиеся сопла двигателей вертикального взлёта, на большой подъёмный вентилятор, установленный горизонтально в середине фюзеляжа.
Новая, но недоказанная концепция увела идею в сторону в начале 1990-х годов, а морпехи вышли в свет с призывами к Конгрессу начать мега-программу закупок их сверхзвукового, невидимого и с вертикальным взлётом-посадкой истребителя. В 1993 и 1994 гг. ВМС и ВВС также захотели новый реактивный истребитель, имевший похожую конструкцию и ту же невидимость для радаров, как у F-117 и B-2. Так появился шанс у всех трёх желающих получить свою машину, и Конгресс примерно в то же время выделяет десятки миллиардов долларов на развитие и покупку новых самолётов.
«Конгресс не подумал, что мы не можем себе этого позволить», – говорит подполковник Гарольд Блот, пилот Харриера, который возглавлял морскую авиацию в середине 90-х годов. Законодатели спросили Блота и других причастных – могут ли они объединить три новых истребителя в одну универсальную модель?
Вас заинтересует
Золотая игрушка США: причины краха программы F-35
Новый истребитель Пентагона оказался излишне проблемным и дорогим. F-35 измучен проблемами. Оторвется ли он когда-нибудь от земли? ("The Week" США)
Американские конгрессмены списывают штурмовики A-10
Новейший реактивный истребитель F-35 можно уничтожить без единого выстрела
У ВМС США появятся беспилотники-истребители и заправщики