Конференция «Женева-2», об открытии которой так много говорили все стороны мирового сообщества, наконец-то, стартовала. Ее идея была выдвинута еще в мае прошлого года после встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и госсекретаря США Джона Керри. Однако, если Россия призывала к скорейшему созыву мероприятия, то США делали все, чтобы затянуть его. Параллельно они готовили другой козырь – циничную провокацию с использованием химического оружия и последующую агрессию, но этот план был сорван.
Сирийцы, проживающие в Швейцарии, перед началом конференции устроили митинг в городе Монтрё, где открылась конференция. Они пришли с сирийскими флагами и портретами президента Башара Аль-Асада, чтобы показать истинную, патриотическую позицию народа Сирии.
К сожалению, открытие этого международного форума было сопряжено с массой провокаций – и крупных, и мелких.
Самым крупным скандалом, ставящим результаты «Женевы-2» под сомнение еще до ее начала, стала история с приглашением на конференцию Ирана.
Этот вопрос не могли решить до последнего дня. При этом сам генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун утверждал, что приглашение Ирана было бы очень важным и конструктивным шагом, что Иран – это очень влиятельная страна в регионе, и она может сыграть весомую роль в процессе мирного урегулирования сирийского кризиса.
Однако Пан Ги Мун ждал международного консенсуса по этому вопросу. Большинство стран мира выступало за присутствие Ирана, за исключением США и Саудовской Аравии. И вот 20 января, казалось бы, генсек ООН совершил мужественный поступок – направил Ирану приглашение. Он даже созвал по этому поводу пресс-конференцию, на которой сказал: «Иран НЕПРЕМЕННО должен быть частью урегулирования сирийского кризиса».
Против этого шага сразу же выступила представитель госдепартамента США Дженифер Псаки, затем – уж очень быстро! – так называемая «сирийская оппозиция» (точнее, коалиция, состоящая из сирийских эмигрантов и сколоченная в Дохе).
И уже 21 января, до смерти испугавшись собственного секундного мужества, генсек отозвал приглашение Ирану. Как в известном анекдоте: «Джентльмен хозяин своему слову : хочу – дам, захочу – обратно возьму». Впрочем, он сам побоялся огласить собственное решение – это сделал на вечерней конференции его пресс-секретарь Мартин Несирки.
По этому поводу министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что такое поведение Пан Ги Муна недостойно статуса генерального секретаря ООН. Он добавил, что приглашению Ирана предшествовали переговоры между ним и генсеком, и на них позиция сторон была озвучена четко: иранская сторона заявила о том, что не приемлет никаких предварительных условий для участия в конференции, а Пан Ги Мун заверил Зарифа, что никаких предварительных условий и не выдвигается.
Тем не менее, именно неприятие Тегераном предварительного условия – публичных заявлений о безоговорочной поддержки Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года – и было формальным поводом для отзыва приглашения.
И дело тут вовсе не в поддержке или не поддержке Ираном Женевского коммюнике, а в том, что Иран оказался единственной страной, перед которой США и их союзники выдвигали предварительные условия, которые официальный Тегеран счел унизительными. Ни от какой другой страны подобных условий не требовалось, и уж тем более – никто не требовал таковых от Саудовской Аравии и Катара, не говоря уже про сами Штаты.
В связи с этим президент Ирана Хасан Роухани сказал, что «Женева»-2 провалилась, не успев начаться, так как в ней принимают участие не все влиятельные игроки».
Российская сторона также высказалась против отмены приглашения Ирану. Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич подчеркнул, что «такой шаг ослабит международные усилия по выходу из кризиса в Сирии". "Мы неоднократно заявляли, что в предстоящем мероприятии в рамках «Женевы-2» должны принять участие все ключевые государства, оказывающие влияние на развитие событий в Сирии. Исламская Республика Иран может сыграть существенную роль в продвижении мирного процесса в Сирийской Арабской Республике, в том числе в достижении соответствующих договоренностей между сирийскими сторонами. В Тегеране также не раз подтверждали готовность участвовать в работе по достижению мирного решения сирийской проблемы в рамках "Женевы-2". К сожалению, сирийская оппозиция, продолжая политику выдвижения ультиматумов и предварительных условий в качестве гарантий своего участия, в очередной раз осложнила подготовку предстоящего мероприятия», - сказано в комментарии Лукашевича, опубликованном на сайте МИД РФ.
Но это – далеко не единственная провокация перед международной конференцией. Путь сирийской делегации в Монтрё превратился в целую «одиссею». Сначала разрешение на пересечение воздушного пространства сирийской делегации не желала давать Франция. Сирийской стороной изучались альтернативные пути, но в последний момент Франция все же вынуждена была дать разрешение на пересечение ее воздушного пространства, так как ситуация грозила крупным дипломатическим скандалом. При этом МИД Франции опровергал сообщения о запрете на полет, но и разрешение пришло буквально в последний момент.
Когда самолет уже находился в пути, он должен был приземлиться в аэропорту Афин, дозаправиться и лететь дальше. Но в Афинах сирийской делегации было отказано в дозаправке. Экипажу объявили, что из-за санкций, введенных против Сирии, компания «Олимпик Эйр» не может осуществить данную операцию. Пока шли телефонные звонки и согласования, самолет продержали в афинском аэропорту 4 часа. В результате задержки сорвалась запланированная встреча перед началом конференции между сирийским министром иностранных дел Валидом Аль-Муаллемом и генсеком ООН Пан Ги Муном.
После длительных согласований самолет все же направился в Швейцарию, и МИД Греции даже принес извинения. Но сам факт, что именно сирийская делегация подверглась подобной дискриминации, говорит о том, что была сделана именно преднамеренная пакость, хоть и мелкая.
Более крупной провокацией является появившееся накануне «Женевы-2» обвинение в адрес Сирии, якобы в «массовой казни заключенных». Ясно, что открытие конференции не могло не сопровождаться каким-либо шумным информационным вбросом. Он появился в газете «The Guardian» со ссылкой на некоего «военного полицейского», - дезертира, бежавшего из страны. Он якобы» тайно вывез фотоизображения из тюрьмы на флешках и передал знакомому из «оппозиции», который пользуется поддержкой Катара», — сказано в газете.
На основании этого крайне сомнительного источника, несомненность которого только в одном – он связан с Катаром – не менее сомнительные «юристы» даже сделали доклад с обвинениями.
Авторами сего опуса стали бывший главный обвинитель по делу президента Югославии Слободана Милошевича в нелегитимном гаагском судилище королевский адвокат Джеффри Найс, бывший обвинитель специального суда по делу о Сьерра-Леоне королевский адвокат Десмонд де Сильва, и Дэвиж Крейн, который предъявил обвинение президенту Либерии Чарльзу Тейлору.
Как тут не воскликнуть «Ба! Знакомые все лица!». У каждого из юристов, составивших вброс, богатое прошлое в деле заказных обвинений в адрес неугодных политиков и судебных расправ над ними, которые иногда кончались гибелью... Остается только добавить, что этот «доклад» был заказан крупной лондонской юридической фирмой, которая представляет интересы все того же Катара.
Итак, под шум всевозможных провокаций конференция открылась. В ней участвуют министры иностранных дел 39 государств, генсек ООН, представители Лиги арабских государств и Организации исламского сотрудничества, а также делегация от Сирии и члены так называемой «сирийской оппозиции».
Сирийскую делегацию возглавил министр иностранных дел и по делам эмигрантов Валид Аль-Муаллем. В нее также входят министр информации Омран Аз-Зоуби, советник президента по политическим и информационным вопросам Бусейна Шаабан, заместители министра иностранных дел Фейсал Аль-Мекдад и Хусам-эд-Дин Аляа, постоянный представитель САР в ООН Башшар Аль-Джафари, помощник министра иностранных дел Ахмад Фарук Арнус, представители пресс-службы президента Люна Аш-Шибль и Усама Али.
Накануне «Женевы-2» президент Сирии Башар Аль-Асад дал интервью французскому информационному агентству «Франс-Пресс». На вопрос журналиста: «Чего Вы ожидаете от Женевской конференции?» сирийский лидер ответил:
«Самое главное, о чем мы постоянно говорим, - это о том, что Женевская конференция должна дать четкие результаты, касающиеся борьбы с терроризмом в Сирии. В частности, она должна подтвердить необходимость оказать давление на те страны, которые экспортируют терроризм, направляют боевиков, снабжают деньгами и оружием террористические организации. Это такие государства, как Саудовская Аравия, Турция и, конечно же, западные страны, которые обеспечивают политическое прикрытие террористическим организациям. Это самое важное решение, самый важный результат, который может дать Женевская конференция. Любое политическое решение без борьбы с терроризмом не имеет никакого значения. Не может быть никакого политического процесса, когда повсюду действует терроризм – не только в Сирии, но и в соседних странах. Если рассматривать вопрос с политической стороны, то "Женева-2" может внести свой вклад в процесс диалога между сирийцами. В Сирии должен проходить внутрисирийский процесс, а "Женева-2" может лишь поддержать его, но не может стать заменой для него».
Вас заинтересует
Кукольный театр в Женеве: конец второго действия
США пытаются сорвать «Женеву-2
Армия и дипломатия Сирии: успехи и надежды
Иран и «Женева-2
В преддверии «Женевы-2