охота на косулю по низкой цене.
В 2007 году Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighting Aircraft). Предполагается, что стартовым заказчиком этого самолета станут военно-воздушные силы Индии, а в дальнейшем он будет поставляться третьим странам. До недавнего времени новости о проекте FGFA касались различных организационных вопросов. Кроме того, появлялась информация о возможных заказах третьих стран. 22 января стало известно о том, что проект перспективного истребителя подвергся критике со стороны индийских военных.
Индийское издание Business Standard в публикации Russia can't deliver on Fifth Generation Fighter Aircraft: IAF («ВВС Индии: Россия не может создать истребитель пятого поколения FGFA») освещает нынешнюю ситуацию вокруг перспективного проекта. Как оказалось, совместный проект перестал устраивать индийских военных. Некоторые особенности этого проекта стали предметом критики.
24 декабря в Нью-Дели состоялось заседание, посвященное перспективам индийской авиационной промышленности. По информации издания Business Standard, в ходе этого мероприятия представители ВВС Индии выступили с резкой критикой проекта FGFA. Претензии к нему сводятся к трем основным тезисам: во-первых, российская сторона неохотно делится важной информацией; во-вторых, предлагаемые двигатели АЛ-41Ф1 недостаточно надежны, а также являются лишь модернизацией моторов АЛ-31Ф; в-третьих, истребитель FGFA получается слишком дорогим. В случае финансирования разработки и строительства таких самолетов индийское военное ведомство будет вынуждено сократить прочие закупки. Напомним, Индия планирует вложить в программу FGFA около 6 миллиардов американских долларов.
15 января в министерстве обороны Индии прошло очередное мероприятие, посвященное проекту FGFA. По информации издания Business Standard, представители командования ВВС, ответственные за закупки новой техники, во время этого мероприятия негативно отозвались о проекте. Критике подверглись ненадежный двигатель, новая радиолокационная станция и «сырые» элементы малозаметности. Кроме того, командующих ВВС не устраивает малая доля Индии в работах, а также слишком большая стоимость серийных самолетов.
Как видно из имеющихся сообщений, военно-воздушные силы Индии против продолжения совместного проекта с Россией. В пользу этого мнения приводятся аргументы, касающиеся как стоимости проекта, так и возможностей перспективного самолета. Тем не менее, проведение совместных конструкторских работ можно считать решенным вопросом. Более того, из некоторых заявлений руководства индийского министерства обороны можно понять, что военно-воздушные силы в будущем получат именно самолеты FGFA.
Ранее в качестве перспективного истребителя пятого поколения для ВВС Индии рассматривался американский самолет Lockheed Martin F-35 Lightning II, однако от него довольно быстро отказались. Министр обороны Индии А.К. Энтони несколько раз прямо говорил о том, что военно-воздушные силы не нуждаются в этой машине, а их обновление можно будет провести только за счет самолетов FGFA. Совместный проект принесет дивиденды не только вооруженным силам, но и промышленности, в первую очередь авиастроительной корпорации HAL. Разработка и строительство нового истребителя двумя странами позволит Индии получить важный опыт, который в дальнейшем планируется использовать при создании самолета AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – «Перспективный средний боевой самолет»). Таким образом, участие в проекте FGFA позволит индийским конструкторам создать собственный истребитель пятого поколения.
Позиция индийских министерства обороны и авиастроительной промышленности проста и понятна: следует продолжать совместный проект с целью обновления парка техники и освоения новых технологий. В свете позиции военного ведомства и авиастроителей мнение командования военно-воздушных сил выглядит, по меньшей мере, странно. Издание Business Standard со ссылкой на источники в министерстве обороны Индии приводит возможную причину подобных разногласий. Не так давно Индия выбрала победителя в тендере MMRCA, целью которого является закупка 126 новых истребителей. Лучшей машиной в конкурсе был признан французский истребитель Dassault Rafale. Общая стоимость 126 самолетов этой модели составляет примерно 18 миллиардов долларов. Вероятно, постепенное сокращение военных расходов могло привести к нынешней ситуации, когда руководству ВВС Индии попросту приходится выбирать между закупкой уже существующих самолетов и разработкой перспективных.
Российские и индийские авиастроители неоднократно раскрывали некоторые детали облика самолета FGFA. Часть их заявлений можно считать в некотором роде ответом на критику со стороны индийских ВВС. К примеру, используемый сейчас двигатель АЛ-41Ф1 является временным решением. Для российского истребителя Т-50 и его экспортной версии FGFA разрабатывается другой двигатель. Кроме того, в рамках проекта FGFA предполагается создать новую радиолокационную станцию с круговым обзором. Что касается сравнительно высокой стоимости готового самолета, то это связано с его классом (тяжелый истребитель) и соответствующими ему требованиями.
Программа создания истребителя пятого поколения FGFA движется вперед, а последние заявления руководства ВВС Индии можно связывать с текущей ее стадией. Напомним, осенью 2007 года Россия и Индия подписали межправительственное соглашение, а в декабре следующего года «Рособоронэкспорт» и корпорация HAL заключили генеральный контракт, в котором были описаны общие принципы международного сотрудничества. В конце 2010 года стороны подписали договор о предварительном проектировании. К этому же времени были определены основные требования к перспективному самолету. В середине прошлого года завершилось предварительное проектирование, а в настоящее время продолжаются переговоры о контракте, целью которого станет создание окончательного проекта. Возможно, руководители индийских ВВС пытаются повлиять на решения министерства обороны до подписания последнего контракта, за которым последуют основные финансовые вложения.
В настоящее время Индия планирует построить 144 истребителя FGFA. Ранее количество необходимых самолетов этого типа оценивалось в 210 с лишним единиц, однако финансовые ограничения последних лет вынудили индийское военное ведомство отказаться от этих планов. На обновление ВВС – закупки французских самолетов Dassault Rafale и создание с последующим строительством истребителей FGFA – придется затратить примерно 25 миллиардов долларов. В свете возможного продолжения сокращения военного бюджета подобные планы выглядят чрезвычайно смелыми, и никто пока не может дать гарантии, что их не придется пересматривать. В этом году ожидается подписание контракта на проведение основных конструкторских работ. К моменту появления этого соглашения стороны должны определиться со своими планами и потребностями. Кроме того, к этому времени может завершиться противостояние между военно-воздушными силами и министерством обороны в союзе с авиастроителями.
По материалам сайтов:
http://business-standard.com/
http://militaryparitet.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Вас заинтересует
Индия снова критикует проект FGFA
В РСК «МиГ
Названы десять важнейших военных сделок России в 2010 году
Истребитель Т-50 предложат на экспорт не ранее 2018 года
ВВС Индии признали половину своей техники устаревшей