Вот
газовые баллоны.
C 2007 года Россия и Индия ведут совместные работы по проекту истребителя FGFA (Fifth-Generation Fighting Aircraft – «Истребитель пятого поколения»). Целью этих работ является создание экспортной версии самолета Т-50 с учетом пожеланий индийских военных. Прошлой зимой в индийских средствах массовой информации появились сведения о некоторых особенностях проекта FGFA. Утверждалось, что индийские ВВС имеют некоторые претензии к проекту и обеспокоены тем, что ряд характеристик перспективного истребителя не соответствует их требованиям. В начале сентября вновь появилась подобная информация. Как сообщает издание Jane’s, ВВС Индии вновь предъявляют претензии к совместному российско-индийскому проекту.
Издание Jane’s со ссылкой на источники в индийском министерстве обороны сообщает, что ряд особенностей совместного проекта не устраивает военных и является причиной претензий. Утверждается, что требованиям заказчика в лице индийских ВВС не удовлетворяют турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1, бортовая радиолокационная станция, уровень малозаметности и предлагаемые системы подвески вооружения. Кроме того, индийские военные вновь обеспокоены затягиванием сроков разработки проекта. Следует отметить, пока неизвестно, какие именно параметры перспективного истребителя не устраивают ВВС Индии. Кроме того, журналистам Jane’s не удалось получить официальные комментарии ВВС Индии и компании HAL.
Предыдущие претензии индийской стороны высказывались в конце весны этого года и касались сроков и стоимости реализации проекта. На эти претензии российские авиастроители ответили, что работы ведутся без серьезных затруднений, а все имеющиеся проблемы решаются в минимально возможные сроки. Позже появлялась информация о новых претензиях к перспективному проекту: индийские военные негативно высказывались об особенностях эксплуатации самолета FGFA, а также о сокращении участия Индии и об отказе в предоставлении некоторой документации. Кроме того, утверждалось, что российские авиастроители до сих пор не сообщили индийским коллегам о причинах возгорания опытного истребителя Т-50 в июне этого года.
Особое беспокойство индийских военных вызывает повышение стоимости программы. Изначально планировалось, что разработка истребителя FGFA обойдется Индии примерно в 10-11 миллиардов долларов США. За прошедшее с 2007 года время расчетная стоимость проекта для индийской стороны увеличилась примерно на один миллиард. Одним из последствий этого стало изменение планов, касающихся количества планируемой к заказу техники. Согласно последним планам, будет приобретено не 220 истребителей пятого поколения, как предполагалось ранее, а не более 130-150. Кроме того, рассматривается возможность отказа от 45-50 учебно-тренировочных FGFA с двухместной кабиной.
Индийское министерство обороны обеспокоено удорожанием проекта и недостаточными характеристиками разрабатываемого самолета. Одновременно с этим свое беспокойство выражают индийские авиастроители. Дело в том, что в начале проекта, в 2007 году, компания Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) обязывалась выполнить 25% всех работ по проекту. По последним данным, к настоящему времени доля HAL уменьшилась до 13%. Таким образом, индийские предприятия должны будут поставить только некоторые радиоэлектронные системы, а почти все основные компоненты оборудования будут производиться российской промышленностью. Такая особенность проекта, а также возможность дальнейшего сокращения доли индийского участия вызывает беспокойство и претензии со стороны HAL.
Jane’s сообщает, что индийская сторона, ранее высказывавшая претензии к различным особенностям совместного проекта, уже получила разъяснения от российских коллег. Так, известно о том, что двигатели АЛ-41Ф1, ставшие одним из предметов претензий, являются временным решением и в дальнейшем уступят место новым моторам с более высокими характеристиками. Новый двигатель для истребителя FGFA уже разрабатывается, а имеющиеся АЛ-41Ф1 будут использоваться только на стадии первых испытаний самолета. Что касается радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой, то ее разработка и совершенствование продолжается. К моменту начала серийного производства самолетов характеристики системы будут доведены до требуемого уровня.
Как уже говорилось, индийские военные не впервые высказывают свои претензии к проекту перспективного истребителя. В конце прошлого года и этой весной ВВС Индии уже обсуждали соответствие проекта FGFA ожиданиям военных. Из этих обсуждений были сделаны определенные выводы, которые не так давно вновь были повторены источником издания Jane’s в военном ведомстве Индии. На данный момент проект FGFA имеет несколько спорных особенностей, которые не позволяют стартовым заказчикам нового истребителя спокойно выполнять свои обязанности по существующему договору и ждать появления машины.
Беспокойство командования индийских ВВС не лишено оснований. Действительно, проект FGFA в настоящее время находится на самых ранних стадиях, имеет массу «детских болезней» и поэтому требует большого вложения сил, времени и финансов. Первый испытательный полет нового истребителя пятого поколения состоится не ранее конца текущего десятилетия, что в определенной мере может говорить о степени проработки проекта на данный момент времени.
По мере разработки проекта и совершенствования планируемых к использованию компонентов самолета должны будут исчезнуть все поводы для беспокойства индийской стороны, помимо, вероятно, увеличения стоимости проекта. Разработка истребителя пятого поколения, даже на базе существующей машины, является чрезвычайно сложной и дорогой задачей, решение которой требует серьезного финансирования.
Примечательно, что последние заявления официальных лиц и неназванных источников о претензиях к проекту FGFA могут иметь и политическую подоплеку. При помощи российских авиастроителей Индия в последние годы смогла провести модернизацию своей авиационной промышленности. Последняя, в свою очередь, уже занимается разработкой собственного проекта истребителя пятого поколения. По последним данным, опытный истребитель AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft – «Перспективный средний боевой самолет») должен впервые подняться в воздух в начале двадцатых годов. По ряду характеристик AMCA заметно уступает самолетам Т-50 и FGFA, однако его «происхождение» как машины, созданной индийскими инженерами, может оказать серьезное влияние на окончательное решение военных.
Другим потенциальным конкурентом российско-индийского FGFA является американский истребитель Lockheed Martin F-35 Lightning II. Индия уже получила официальное предложение от США, касающееся возможной продажи самолетов этого типа. Необходимо отметить, что F-35 пока не готов к поставкам ВВС Индии и по срокам может считаться прямым конкурентом как FGFA, так и AMCA.
В контексте обновления парка техники ВВС Индии и проекта FGFA иногда упоминается недавний тендер на поставку истребителей, победителем которого был выбран самолет Dassault Rafale французского производства. В течение последнего времени неоднократно высказывались предложения подписать контракт на поставку 126 «Рафалей» и отказаться от разработки совместного российско-индийского проекта. Тем не менее, это предложение бессмысленно по причине разного класса и уровня Rafale и FGFA. При этом французская техника может оказать положительное влияние на состояние ВВС в течение следующих 10-15 лет.
Вне зависимости от причин регулярного напоминания о существующих недостатках проекта FGFA, разработка этого самолета представляет для Индии большой интерес. В результате успешного завершения этого проекта индийские ВВС в будущем получат современный истребитель пятого поколения с высокими характеристиками. Кроме того, Индия не покупает готовый самолет, а принимает участие в его разработке, имея возможность повлиять на облик и технические характеристики. Наконец, планируемое развертывание строительства серийных FGFA на производственных мощностях компании HAL поможет индийским специалистам освоить новые технологии.
Тем не менее, в последнее время индийские военные с завидной регулярностью напоминают о своих претензиях к проекту FGFA, причем список этих претензий почти не обновляется. Точные причины этого неизвестны, но подобные заявления вряд ли помогут быстрее справиться со всеми имеющимися проблемами и завершить создание нового самолета. При этом не следует забывать, что именно Индия больше всех заинтересована в успешном завершении проекта FGFA.
По материалам сайтов:
http://janes.com/
http://lenta.ru/
http://business-standard.com/
http://militaryparitet.com/
http://bmpd.livejournal.com/
Вас заинтересует
В РСК «МиГ
Индийские ВВС раскритиковали проект FGFA
Индия не будет покупать БМП-3
Названы десять важнейших военных сделок России в 2010 году
Истребитель Т-50 предложат на экспорт не ранее 2018 года