Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне

Боевой пример. Мотострелковый батальон вел ожесточенный бой в Грозном. Его командир имел довольно устойчивую связь с подчиненными ротами и взводами. Вопросы же взаимодействия с соседями, танкистами, десантниками, авиацией, подразделениями МВД решать удавалось с большим трудом – недоставало радиосредств. Когда же старший начальник после настоятельных просьб выделил из резерва командно-штабную машину (КШМ), проблема была снята, как говорится, с повестки дня. А именно: с ее помощью устойчивая связь поддерживалась не только с вышестоящим штабом и взаимодействующими подразделениями, но и через одну–две инстанции вниз.

[thumb=|Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9remZjcGFpM3FpLmpwZw==[/thumb]
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» на базе бронетранспортёра БТР-60ПА


[thumb=|Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi9pMnY0NGZ3MGloLmpwZw==[/thumb]

]]>

Командно-штабная машина БМП-1КШ («Поток-2», объект 774) на базе БМП-1


[thumb=|Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wMi95eGkxMHRhODZpdy5qcGc=[/thumb]
Командно-штабная машина Р-142Н («Деймос-Н») на базе автомобиля ГАЗ-66


Анализ опыта обеспечения управления в соединениях и частях при ведении боевых действий на территории Чеченской Республики позволяет утверждать, что радиосвязь по-прежнему остается основным средством в тактическом звене. Особенно в полку, батальоне, роте и взводе, где для управления широко применяются КШМ, носимые радиостанции и радиосредства бронеобъектов (танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты).

В боях использовались КШМ на бронированной (Р-145БМ и БМП-1КШ) и автомобильной (Р-142Н) базе. Каждая из них, как правило, работала в одной коротковолновой (KB) и одной–двух ультракоротковолновой (УКВ) радиосетях. Если в экипаже имелся некомплект личного состава (а это было не редкостью), то один радист поддерживал связь в нескольких радиосетях, применяя приставку селективного вызова корреспондентов. Когда же нужно было иметь связь с подчиненными подразделениями на одну–две инстанции вниз, а также для решения вопросов взаимодействия с артиллерией и другими родами войск, использовались возможности УКВ-станций по автоматической перестройке на заранее подготовленные частоты.

Вместе с тем были выявлены и недостатки в работе командно-штабных машин. В частности, в тех, которые находятся на вооружении с семидесятых годов. Взять Р-145БМ. Как известно, она смонтирована на транспортной базе БТР-60, уступающей боевым средствам мотострелковых подразделений, например, БТР-80. В результате во время боев такие КШМ довольно часто выходили из строя. А поскольку ремонтные подразделения частей мало приспособлены для восстановления БТР-60, то поломки устраняли ремонтные органы центрального подчинения.

Кроме того, Р-145БМ легко отличить от линейных боевых машин. Поэтому такие КШМ боевики стремились вывести из строя в первую очередь. Особенно во время боев в населенных пунктах. Это приводило к нарушению управления. Вместе с тем в частях и подразделениях, где командно-штабные машины размещались на базе БМП-1, их довольно трудно обнаружить среди других боевых машин пехоты. Следовательно, здесь и потери были меньше.
Что же касается Р-142Н, которые оборудованы на шасси автомобиля ГАЗ-66, то они уязвимы даже от стрелкового оружия. Поэтому в некоторых частях потери подобных КШМ достигали 50 процентов и более.

Как показала практика, вышеперечисленные командно-штабные машины оснащены морально устаревшими средствами связи, которые не могут полностью удовлетворить потребности в управлении. Так, во время боев в Чечне нередко возникала необходимость довести до командиров и штабов информацию в документированном виде. Однако этого сделать было нельзя – в КШМ нет подобной аппаратуры.

Следует также отметить еще один недостаток КШМ. Когда мотострелковые и десантные батальоны выполняли самостоятельные задачи, действуя в отрыве от своих полков, нередко ими управляли не только командиры частей и соединений, но и руководители более высоких инстанций. С помощью штатных средств, входящих в комплект КШМ, обеспечить связь, например, с командующим объединенной группировкой было очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому этим подразделениям приходилось придавать более мощные радиостанции и другую технику. В результате узлы связи мсб и пдб становились громоздкими, а их мобильность и разведзащищенность резко снижались.

И еще. В составе командно-штабных машин нет авиационных радиостанций, а авианаводчики, выделяемые от группы боевого управления со своими средствами связи, на КНП батальонов, как правило, находятся непостоянно. Поэтому взаимодействие подразделений, которые вели бой или совершали марш, с поддерживающими (прикрывающими) их самолетами и боевыми вертолетами было затруднено. Случалось, что авиаторы действовали неэффективно, а иногда непреднамеренно наносили удары по своим войскам.

На наш взгляд, нерешенным остается вопрос электроснабжения КШМ. Основной источник питания – бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Однако он имеет недостаточный эксплуатационный ресурс двигателя 2СДВ. Резерв – генератор отбора мощности двигателя автомобиля (БТР, БМП), но его можно использовать только на стоянке. К тому же расходуется большое количество горюче-смазочных материалов. Более того, в Р-142Н и БМП-1КШ не предусмотрена возможность электропитания аппаратуры от электросети 220 В.

Думается, что настало время создавать командно-штабные машины нового поколения, которые должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе. Внешне они не должны отличаться от линейных боевых машин. В их комплект целесообразно включить технику документированной связи, работающую по каналам, образованным собственными радиосредствами. А также аппаратуру определения своего местоположения, передачи (приема) навигационной информации. Это позволит повысить качество управления в тактическом звене.
Во-вторых, в новых КШМ желательно предусмотреть возможность установки (при необходимости) малогабаритных переносных станций спутниковой связи. В результате можно будет поддерживать связь с органами управления любого ранга.

В-третьих, комплектация командно-штабных машин батальонного и полкового звена обязательно должна включать авиационную радиостанцию. Работать на ней будет нештатный авианаводчик, подготовленный из офицеров штаба, например, мсб или мсп.

В-четвертых, вопрос электроснабжения КШМ следует решать с учетом комплексного использования различных источников питания.
В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся недостатки, состоящие на вооружении командно-штабные машины с хорошо подготовленными экипажами довольно успешно применялись в боях в Афганистане и Чечне. Однако, чтобы обеспечить более высокую боевую эффективность частей и подразделений, оснащенных современными средствами вооруженной борьбы, необходимо иметь КШМ, отвечающие самым высоким требованиям по управлению войсками.

Вас заинтересует

  • Подведены итоги учений береговых подразделений ЧФ РФ за 2014 год
  • Минная война на дорогах Чечни
  • АСУВ: Вопросы без ответов (часть 3 последняя)
  • БТР-60
  • БМП VBCI



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 744 | Добавил: Котище | Дата: 21-02-2014, 08:00 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    TaummaMup   21 февраля 2014 08:00
    Статья из 1997 года, а вопросы нужные...Вот только я хотел бы чуть изменить пункт первыйВо-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе.

    Folfcoifs   21 февраля 2014 08:00
    Это да, ротный для примера растрелял нашу КШМ Р-142Н,со словами а своими бронежилетами вы будите прекрывать аппаратуру, не дай бог что с ней случится, кунг как дуршлак

    fbveupf   21 февраля 2014 08:00
    децентрализованная связь, а так же беспилотные ретрансляторы.

    enromoirriree   21 февраля 2014 08:00
    Мне кажется, что радиотехнические средства развились настолько, что нет необходимости выделение одного радиоузла на отдельно взятой технике. Думается возможно каждую боевую еденицу оперативного соединения оснастить средствами связи с кем угодно, в отдельную же технику нужно средства РЭБ помещать.

    Bexynealalien   21 февраля 2014 08:00
    Цитата: Evgeny_Lev

    HetaDeerazy   21 февраля 2014 08:00
    связь была и 25 лет назад и сейчас больная тема.ее просто нет.В 2008 году управляли по мобилкам...Позор впк.все старое тяжелое ненужное.пусть у китайцев покупают если свои предприятия просрали и сделали базары и центры отдыха и всякого дерьма.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне