После вступления России во Всемирную торговую организацию (22 августа 2012 года) российский рынок, согласно нормам ВТО, должен пересмотреть своё, скажем так, отношение к генетически модифицированным продуктам или ГМО (генетически модифицированным организмам), фактически объявив их безопасными для здоровья человека.
Для справки: процесс генерации ГМО состоит в создании на молекулярно-генетическом уровне систем вне живого организма (к примеру, растения) с последующей «подсадкой» этих искусственно созданных систем в живые организмы. Цель такого процесса - создание из ГМО генетически модифицированной пищи (ГМП) для того, чтобы растущее по своей численности человечество не испытывало нехватки в продуктах питания. На начальном этапе планировалось, что пища, созданная на основе ГМО с помощью человека, станет настоящей пищевой панацеей для беднейших стран мира (от Гаити до Сомали, от Афганистана до Судана).
Растения, полученные на основе создания ГМО, обычно обладают повышенной устойчивостью к воздействию грибков, насекомых; они способны выживать в засушливых районах, требуя для полива минимум воды, или не требуя её и вовсе, насыщаясь минимальными объёмами влаги из почвы.
Растительные ГМО могут менять составные структурные цепочки белков, жиров и углеводов, что заставляет учёных задумываться над тем, насколько опасным для человеческого организма, привыкшего к естественной пище, может оказаться систематическое употребления ГМП. Однако в научном мире по сей день идут споры по поводу того, способны ли нанести генетически модифицированные продукты вред организму человека или нет. Многочисленные эксперименты, проведённые в самых разных лабораториях мира, дают возможность одним учёным делать выводы о том, что систематическое употребление ГМО в пищу провоцирует увеличение смертности от онкологических заболеваний, а другим – возможность поставить выводы первых под сомнения, обвиняя в фабрикации данных. При этом одни говорят, что они борются за информационную объективность, стараясь обезопасить человечество от новой угрозы. Они же обвиняют сторонников внедрения ГМО в том, что те исповедуют чисто коммерческие интересы. Их оппоненты заявляют, что все выводы первых надуманы, и что эти учёные просто не желают осознавать темпов развития генной инженерии, которая постоянно подвергается гонениям и критике, и не желают «накормить голодных».
Именно сложность оценок учёных сегодня не позволяет делать однозначные выводы и на государственном законодательном уровне - выводы по поводу вреда ГМО для человека. А потому производители ГМО пользуются неразберихой, продвигая свои товары на те или иные рынки, надеясь на успех, связанный с относительно низкой ценой на продукцию такого рода и её солидными объёмами в процентом соотношении с так называемой экологически чистой продуции (натурального происхождения). Одни страны ставят категорический запрет на ввоз ГМО и выращивание этих организмов на своей территории, другие обязывают производителей маркировать продукцию, фактически всю ответственность в её приобретении «вешая» на покупателя, третьи и вовсе не готовы де-факто вдаваться в подробности, есть ли ГМО в продукте или его там нет.
Удивительно, что до сегодняшнего дня Россия при, казалось бы, активном регламенте ввоза ГМО относится именно к третьей группе стран. Но на самом деле и регламент здесь достаточно размыт.
Первый законодательный акт, который в России давал право на некий регламент генетически модифицированных объектов, появился 5 июля 1996 года. Это №86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» за подписью Б.Н.Ельцина. В этом законе впервые в нашей стране даёт определение как ГМО, так и трансгенных организмов, а также говорится о том, какие решения собирается предпринимать государство в связи с появлением в мире фактически новых продуктов питания.
Из ст. 5 №86-ФЗ (1996 год) :
Основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности
Основными направлениями государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности являются:
улучшение условий жизни человека и охрана его здоровья;
охрана и восстановление окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;
повышение эффективности сельского хозяйства;
повышение эффективности добывающей и перерабатывающей промышленности;
обеспечение сохранения и улучшения кадрового состава, профессиональной подготовки специалистов в области генно-инженерной деятельности.
Генно-инженерная деятельность должна основываться на следующих принципах:
безопасности граждан (физических лиц) и окружающей среды;
безопасности клинических испытаний методов генодиагностики и генной терапии (генотерапии) на уровне соматических клеток;
(абзац введен Федеральным законом от 12.07.2000 N 96-ФЗ)
общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности;
обязательного подтверждения соответствия продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности, с указанием полной информации о методах получения и свойствах данного продукта;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ)
государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
(абзац введен Федеральным законом от 04.10.2010 N 262-ФЗ).
В ст.10 того же закона поясняется, каким образом должна быть реализована общедоступность сведений о безопасности ГМО. Согласно букве этой статьи, компания, занимающаяся созданием ГМО должна предоставлять информацию о выпускаемой продукции, цитата: «по просьбе заинтересованных лиц». В ст.11 добавляется, что такая продукция должна проходить обязательную стандартизацию, сертификацию и декларирование.
Стоит напомнить, что документ был подписан Ельциным 5 июля 1996 года. Это то самое время, когда Ельцин победил (как принято считать) на выборах во втором туре, но фактически до инаугурации в августе 1996 года вообще исчез из государственной политики в связи с плохим состоянием здоровья. Примечательно, что именно в этот период и появляется закон, который, по большому счёту, кроме определения ГМО и генно-инженерной деятельности, мало что регламентировал вообще.
Букву этого закона, как видно, хотя бы из упомянутой ст.5 корректировали, но суть оставалась прежней – получить точные сведения о вреде такой продукции де-факто было просто невозможно. Именно с 90-х годов Россия и стала страной, активно импортирующей продукцию на основе генетически модифицированной сои, кукурузы, риса, сахарной свёклы. Но импорт импортом, да только граждане России не имели какой-либо эффективной возможности узнать о том, что именно они принимают в качестве пищи. Да и по понятным причинам для большинства россиян в 90-х куда острее стояла проблема вообще прокормить свою семью, чем проблема того, а какой состав у приобретаемой в магазинах пищевой продукции…
Со временем, когда в мире стали говорить о том, что ГМО и трансгенная продукция вполне могут приводить к необратимым процессам в организме человека, интерес россиян к составу того, что они едят (то есть того, что мы едим) существенным образом вырос. Казалось бы, впору выполнять тот самый ельцинский федеральный закон хотя бы в плане «общедоступности сведений о безопасности…», но в том и беда – с общедоступностью пока всё крайне сложно, а с безопасностью, по всей вероятности, ещё сложнее.
Другими словами, на сегодняшний день в Россию ГМО только ввозятся из-за рубежа, но вот найти на продукте надпись, что он изготовлен с применением ГМО технологии, мягко говоря, сложно, а точнее – почти невозможно.
В качестве простого эксперимента ваш покорный слуга решил в одном из крупных сетевых магазинов изучить этикетки и наклейки самых разных пищевых продуктов (крупы, консервы, фрукты, овощи в упаковках и т.д.). И вот, что интересно: на подавляющем большинстве таких наклеек содержится надпись «без ГМО» или «не содержит ГМО» - даже на банках консервированной кукурузы и упаковках с так называемым «соевым мясом»… На некоторых товарах такая надпись отсутствует, что даёт повод подумать, либо о том, что «без ГМО – и ежу, мол, понятно», либо о том, что ГМО в них точно есть…
Используя «дарованную» №86-ФЗ от 1996 года возможность «заинтересованным лицам» знать о безопасности и сертификации генно-модифицированной продукции, пытаюсь уточнить сей факт (факт безопасности и сертификации) у администрации торговой точки. Выбор пал на такой продукт как мексиканские кукурузные лепёшки с перцем «чили» (так значилось на русскоязычной расшифровке, просто наклеенной на полиэтиленовую упаковку поверх зарубежного текста), срок годности которых - аж 1 год... Нет, конечно, автор материала даже под страхом смертной казни не стал бы приобретать этот «долгоиграющий» чудо-товар подозрительно красно-оранжевого цвета – просто что-то подсказывало, что не может в их составе быть только обычная кукурузная мука, обычный яичный порошок, обычное растительное масло, соль и острый перец, как было указано на этикетке…
Примерно через 15 минут после «запроса» появилась директор магазина (а это дама средних лет), которая продемонстрировала ксерокопию бумагу о заключении договора с компанией, поставляющей эти самое «лепёшки», как и некоторые другие товары. На бумаге, как можно догадаться, никаких сведений о составе продукции не содержалось, зато сообщалось, что главный офис изготовителя располагается в Мексике с полным адресом... Действительно, лепёшки мексиканские… И директор, видимо, где-то в глубине души едва сдерживая гомерический хохот, посоветовала обратиться непосредственно в эту компанию, заявляя, что это, мол, они там за состав продукции и отвечают, а мы, мол, только продаём…
Лететь в Мексику для того, чтобы узнать состав красных лепёшек почему-то не захотелось… И подумалось, что, видимо, весь расчёт именно на таких ленивых российских покупателей, как я. Другой бы, возможно, нашёл в себе силы, изыскал средства и рванул к потомкам майя с целью уточнить, что действительно никаких ГМО при выпекании лепёшечной продукции не использовалось, а потому стал бы постоянным покупателем этого товара в своём родном городе… Но, смею предположить, что 99% граждан России искать таких приключений не собираются, даже если компания располагается много ближе Американского материка. Вот и получается, что вроде как узнать подробный состав (в том числе и способ получения этого состава) можно, но для этого нужно пройти целый «квест».
А с 1 июля 2014 года российские правительственные чиновники собираются разрешить регистрацию на территории России семян, полученных с помощью ГМО. Эти семена предназначены, цитата: «для выпуска в окружающую среду». Переводя это на человеческий язык, получается, что с середины лета ГМО можно будет выращивать и в России в сельхозмасштабах, а не только завозить из-за рубежа или выращивать чисто в экспериментальных лабораторных целях.
Говорит ли это о том, что российское правительство окончательно уверовало в безопасность генетически модифицированной продукции? Судя по тому, сколько текста в постановлении №839 от 23.09.2013 за подписью премьера Дмитрия Медведева посвящено необходимости вести мониторинг ситуации и Минздраву, и Минобрнауки, складывается впечатление, что с безопасностью, мягко говоря, может быть не всё гладко.
Российские специалисты в области сельского хозяйства сразу же после фактического разрешения от правительства выращивать ГМО с последующей подсадкой на российские поля, забили тревогу. Главная причина такой тревоги – возможность переопыления обычных сельхозкультур и сельхозкультур, полученных с подсадкой систем ГМО. Чтобы этого не произошло, нужно начинать активную работу по разграничению посадочных площадей. Но даже если качественное размежевание ГМО-полей и полей с натуральными сельхозкультурами состоится, то это может привести к недобросовестной конкуренции. Фермерские хозяйства, которые станут делать акцент на трансгенную и ГМО продукцию по определению окажутся в более выгодных условиях, так как такая продукция, как уже было сказано, отлично противостоит и насекомым, и грибкам, и засухе, да и стоит существенно дешевле обычных овощей и злаковых. Выходит, что трансгенная пшеница или трансгенная кукуруза вполне могут вытеснить обычную пшеницу или кукурузу. Возможно, что в этом нет ничего страшного для здоровья человека (в конце концов, к селекции тоже относились в своё время с настороженностью), но ведь дело в том, что пока нет официальных отчётов учёных о пользе или вреде ГМО и трансГМО. Точнее отчётов много – неофициальных – и всё чаще в таких отчётах роль ГМО и трансГМО, мягко говоря, далека от пищевого совершенства…
На этом фоне весьма важным выглядит предложение представителей Совета Федерации наложить полный запрет как на ввоз, так и на выращивание ГМО и трансгенов в России в сельскохозяйственных целях. Одним из авторов такой проекта является сенатор Антон Беляков, которые заявляет, что пока нет официальных результатов экспериментов на грызунах, глупо проводить такие «эксперименты» на людях. По мнению сенаторов, у России огромные возможности выращивания экологически чистых, натуральных продуктов без использования генных и трансгенных изысканий. Эти возможности и нужно реализовывать, чтобы превратить Россию в одного из мировых лидеров по производству такого рода продукции.
В ближайшее время российские законотворцы собираются рассмотреть законопроект (а им нужно явно поторопиться, так как 1 июля уже не за горами), и если он будет принят, то постановление правительства от 23 сентября 2013 года автоматически утратит силу. Об этом говорят, кстати, и в Государственной Думе. В Нижней палате над законопроектом работает межфракционная группа «Российский суверенитет», возглавляемая Евгением Фёдоровым. Инициативу двух палат парламента поддерживают многие сельхозпроизводители. За инициативу – и Союз органического земледелия России.
Примечательно, что после упомянутых озабоченностей Совфеда и Госдумы о необходимости создания новой законодательной базы по ГМО и трансгенам высказался и Дмитрий Медведев. О какой именно законодательной базе теперь говорит премьер, который выступал двумя руками за вхождение России в ВТО, и который ещё полгода назад подписывал разрешающий документ по регистрации ГМО-семян в России – интересный вопрос…
На данный момент главным барьером для трансгенов и ГМП являются, по сути, исключительно местные власти. Губернаторы 14 субъектов федерации уже объявили свои регионы свободными от ГМО. Но вся загвоздка в том, что это противоречит принципам ВТО… Ох, уж эта ВТО… Может быть, хотя бы после полного запрета на ГМО и трансгенные «вкусняшки» нас (Россию) наконец исключат из этой организации… Вот праздник-то будет…
Вас заинтересует
Россельхознадзор и белорусская сёмга
Оружие «гуманной
Состоится ли промышленный рывок России?
Китай и Россия не хотят ГМО
Не все саммиты одинаково полезны