Актуальной темой обсуждения в нашей стране была и остаётся тема диверсификации экономики — развитие промышленного наукоёмкого сектора с одновременным снижением зависимости от цены на нефть. И всякий раз, когда нефтедоллар начинает откровенно брыкаться и ставить исполнение бюджетных обязательств под угрозу, градус обсуждения этой темы резко повышается. С одной стороны все прекрасно понимают, что наличие в недрах страны огромных запасов сырья — это благо, но все понимают и то, что это благо нельзя эксплуатировать как главный вариант экономического развития. Учитывая то, что объективные и субъективные причины привели к резкому снижению цены на нефть, вполне можно говорить, что тотальная нефтезависимость экономики России — это слабое место с точки зрения экономической (по меньшей мере экономической) безопасности.
В очередной раз о проблемах диверсификации российской экономики заговорили представители российских властей. И если бы просто заговорили, намолотив множество высокопарных слов без продуктивных действий, то можно было бы эту тему и вовсе не поднимать. Но на этот раз дело, похоже, сдвинулось с мёртвой точки. То ли падение цен на нефть при одновременном проседании рубля сделали своё дело, то ли волна санкций взбодрила правительство и депутатский корпус — в принципе, причина уже не столь важна. Важно то, что в Государственной Думе приступили к рассмотрению проекта закона «О промышленной политике России», разработанного кабинетом министров.
Сразу же о сути проекта. Основная мысль этого законопроекта заключается в том, что в России должны быть созданы разноплановые стимулы для производственной активности, закреплены ключевые инструменты промышленной политики, создана работоспособная база для развития кадрового потенциала промышленной отрасли.
Правительство России предлагает на законодательном уровне закрепить финансовую поддержку промышленной деятельности. Такая поддержка главным образом должна заключаться в форме предоставления бюджетных субсидий, инвестиций и гарантий. Другими словами, государство даёт понять, что надежда на частного инвестора (в том числе и на зарубежного) — это, безусловно, хорошо, но нужно заботиться о развитии промышленного производства в России и на основании инвестиций из бюджетов различных уровней. Говорится, что инвестирование промышленного сектора будет вестись как не федеральном, так и на региональном уровне (в зависимости от объёмов и значимости предприятия). Если предприятие выпускает продукцию для регионального рынка, то для его развития и нормального функционирования будут привлекаться средства из бюджетов субъектов федерации. Если предприятие имеет выход на масштабные трансграничные рынки, то инвестирование и субсидирование будет проводиться на федеральном уровне.
Законопроект предусматривает определение основных принципов промышленной политики России, меры господдержки промышленности и прописывает полномочия всех уровней власти — от муниципального до федерального. Говорится и о создании особого органа, определяющего промполитику России — Совета по промышленной политике при президенте Российской Федерации. В Совет, если закон будет принят, войдут учёные, промышленники, экономисты, представители от Общественной палаты, Госдумы и Совета Федерации.
Начало многостороннего обсуждения этого законопроекта уже положено. Парламентарии приступили к рассмотрению законопроекта в первом чтении. Спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин заявляет, что интерес к этому законопроекту по-настоящему велик. К его обсуждению готовы приступить не только парламентские партии, но и и 50 (!) партий, не имеющих думских фракций. Парламентские и непарламентские партии начинают совместную работу, направленную на обсуждение проекта закона «О промышленной политике России», причём особо отмечается, что около десятка непарламентских партий получат возможность в стенах Госдумы не только высказать своё мнение по поводу проекта, но и предлагать поправки и дополнения при переходе ко второму чтению.
В принципе, это беспрецедентный вариант. Примеров столь многоуровневого и расширенного подхода к подготовке закона обнаружить сложно не только в российской, но и в мировой политической ретроспективе. Конечно же, нашлись и те «политические» силы, которые предложения поучаствовать в обсуждении проекта закона «О промышленной политике РФ» не приняли. Это главные «патриоты» в лице касьяновско-немцовской группы и прочие их соратники. Почему эта группа не изъявляет желания формировать систему промышленной безопасности страны? Ну, тут всё просто: у этих господ в числе интересов термины «Россия» и «безопасность» никаких не могут стыковаться — ни экономическая, ни промышленная, ни военная — никакая! Безопасности страны вообще не в их интересах, о чём вполне можно судить по делам этих деятелей того времени, когда они находились у власти. Задачи формировать государственную безопасность России главные спонсоры перед этими господами не ставят. У них совсем другие задачи - и они прекрасно известны...
Задача разработки и, главное, внедрения закона, определяющего промышленную политику государства с реальной поддержкой промышленности, задача не из простых. Но сложившая ситуация говорит о том, что если эту задачу не начать решать сегодня (хотя нужно было начинать ещё «позавчера»), то экономические риски будут только нарастать.
О том, какие дополнения в законопроекта в рамках второго чтения могут быть внесены, говорит депутат Игорь Руденский (глава комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция «Единая Россия»):
При доработке законопроекта ко второму чтению, будем предлагать внести в документ меры стимулирования рыночных механизмов развития промышленности, господдержки наукоёмкой промышленности и промышленности высокого уровня передела с изменением структуры экспорта в сторону преобладающей доли такой продукции, меры поддержки технологического перевооружения промышленных предприятий. Также будут обозначены меры стимулирования внутреннего спроса на продукцию машиностроения - развитие импортозамещения, лизинга гособорудования, расширение сферы концессионных соглашений. Предложим варианты содействия в решении региональных проблем промышленного развития в области развития кластеров, наукоградов, технопарков, зон опережающего научно-технического развития. Напомню, показатели, установленные Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политики» предусматривают увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года. Для выполнения этой задачи в законопроекте будут обозначены «доли промышленной продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.
Игорь Руденский отмечает, что в законе прописывается особая роль предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в производственной сфере.
По мнению экспертов, такой закон простимулирует не только развитие имеющихся промышленных предприятий, но и открытие новых. Кроме того, одним из позитивных моментов нового закона может стать и привлечение инвестиций частного характера, ведь государство, по сути, готово предложить финансовые гарантии реализации тех или иных промышленных проектов.
В общем, властям остаётся продолжить начатое и довести подготовку закона до конца. При этом не нужно забывать и о том, что закон должен быть работоспособным, ведь у нас часто бывает так, что появление закона ещё не гарантирует его исполнения...
Вас заинтересует
Интервью Министра промышленности и торговли России Д. Мантурова
Догнать и перегнать
К началу осени Минпромторг разработает госпрограмму по импортозамещению
Как дела у российской промышленности?
В авиастроении и ОПК наметился позитивный тренд