<!--TEnd-->
В условиях усилившейся агрессии Запада приоритеты России во внешней политике сместились: отношения и торговые связи с Европейским союзом и Соединенными Штатами должны оказаться на втором плане. У России теперь новые партнеры – сильные и независимые региональные игроки, причем большинство из них являются динамично развивающимися государствами Азии. Одним из наиболее важных союзников новой России является Иран, способный стать надежной опорой российской дипломатии на Ближнем Востоке.
От энергетики к политике
]]>Москва и Тегеран близки к подписанию нескольких ключевых соглашений в энергетической и экономической сферах. В частности, будет заключен договор о поставках российских товаров в Иран в обмен на иранскую нефть. Стоимость контракта составляет 20 миллиардов долларов. В соответствии с договором, в течение двух или трех лет в Россию ежесуточно будет поставляться около 500 тысяч баррелей «черного золота».
Документы, нужные для подписания договора, практически готовы. Остается всего лишь найти компромиссное решение по вопросу о цене сырья. Контракт о покупке иранской нефти важен обеим сторонам. Ирану требуется продавать «черное золото» в обход торгового эмбарго, введенного странами Запада, а Россия хочет ослабить позиции доллара в системе международных расчетов.
Но сотрудничество в сфере энергетики не ограничивается реэкспортом иранской нефти. Иран намеревается усилить свою энергетическую безопасность, и готовится к постройке двух АЭС в Бушере. Строительством электростанций займутся российские специалисты: подробности сделки уже согласованы. Договор в ближайшее время подпишут гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко и глава Организации по атомной энергии Ирана Акбар Салехи во время встречи в Тегеране.
Прежний договор между Россией и Ираном, заключенный еще в 1992 году, является устаревшим и не учитывает нынешние реалии. Подписание нового соглашения создаст базу для расширенного сотрудничества стран в области атомной энергетики.
Благодаря поддержке со стороны России, санкции со стороны США и Европейского союза не причинили существенного вреда иранской экономике. После 2010 года, когда Совбез ООН ввел эмбарго против Исламской республики, Тегеран по вопросам торговли обращается за помощью к Москве и Пекину. Запад отказывается поставлять Ирану вооружения – военное ведомство страны покупает оружие в России; Запад препятствует свободному доступу иранской нефти – ее выкупают и перепродают российские компании; Запад отказывается инвестировать в развитие иранской экономики – инвестиции поступают из РФ и КНР.
Зато цены на нефть после 2010 года резко выросли, и это больно ударило по кошелькам западных предприятий.
Россия и Китай не дали погибнуть Ирану, которому на Западе объявили бойкот. Теперь Россия может справедливо рассчитывать, что в случае введения санкций третьего уровня Исламская республика ей поможет. Наиболее простой и очевидный способ оказать помощь России – заключить новые договоры, в том числе в области поставки вооружений.
Чем более сильным будет давление со стороны США и Европы, тем быстрее будет происходить сближение Ирана и России. Закладывается основа для создания нового военно-политического блока, способного противостоять наступлению западного мира на Ближнем Востоке, в прикаспийском регионе, на Кавказе и в Восточной Европе.
Дорога на ЮгСоюз между Ираном и Россией пока является неформальным. Между странами заключено множество сделок, но нет ни одного такого договора, который можно было бы назвать политическим или оборонным. Судя по всему, подписание такого соглашения – вопрос времени, и в ближайшие годы может состояться историческая встреча представителей обоих государств, где будет документально оформлен новый военно-политический альянс.
Не следует забывать и о Сирии, которая с начала гражданской войны сблизилась с Ираном и Россией. В будущем этот союз может сыграть решающую роль в Восточном Средиземноморье, ведь благодаря размещению военных кораблей в сирийских портах можно взять под контроль стратегически значимые Эгейское и Красное моря.
Кроме того, из Сирии открыт доступ в Ливан – одно из ключевых государств Ближнего Востока, откуда можно контролировать все происходящее в регионе.
Правда, у потенциального российско-иранского союза могут возникнуть трудности с логистикой: Соединенные Штаты делают все возможное для того, чтобы прервать сухопутную связь между Россией и Ираном. В первую очередь, это касается Кавказа: США пытаются укрепить свое влияние в Грузии и Азербайджане, чтобы территориально изолировать Россию от Ближнего Востока.
Становится понятным, для чего США склонили экс-президента Грузии Михаила Саакашвили развязать войну в Южной Осетии: Вашингтон надеялся уничтожить лояльные России государства, тем самым создав на Кавказе сплошной барьер. Но замысел Америки не удался – Грузия войну проиграла, а Азербайджан извлек правильный урок из авантюры своей западной соседки, и вряд ли пойдет на открытую конфронтацию с Россией.
На данном этапе стратегическая задача России – создание транскавказского коридора, ведущего в Иран. На выбор имеются два направления: первое – через Армению, второе – через Азербайджан. Первое направление не подходит потому, что путь по нему заблокирован Грузией: несмотря на смену руководства республики, переговоры с Тбилиси пока не принесли плодотворных результатов.
Впрочем, у Армении есть одно неоспоримое преимущество – там находится российская военная база, защищающая интересы Москвы в Закавказье. В Ереване рады, что находятся под российским «зонтиком». Если Армения станет нейтральной и объявит о прекращении военного сотрудничества с Россией, она тут же ввяжется в разрушительную войну с Азербайджаном. Руководство республики не хочет такого развития событий и приложит максимум усилий для того, чтобы избежать реализации подобного сценария.
Второй маршрут через Азербайджан для России опасен тем, что может со временем закрыться. Сейчас Баку проводит политику балансирования, стараясь не ввязываться в конфликты с главными игроками региона – Россией, Турцией, Ираном. Но республика все равно тяготеет к Анкаре. В последнее время участились визиты турецких военных чиновников в столицу Азербайджана. Это говорит о том, что в случае создания российско-иранского союза может появиться союз турецко-азербайджанский, поддержанный США и их союзниками.
К счастью, хрупкий баланс сил, сложившийся на Кавказе, позволяет избежать регионального противостояния между двумя или несколькими военно-политическими блоками. Однако обострение ситуации на Украине неминуемо приведет и к геополитическим изменениям и на юге: чтобы насолить Москве, Соединенные Штаты и НАТО готовы создать трудности по всему периметру российской границы. Так Вашингтон сможет рассредоточить усилия России на разных направлениях.
Поэтому Россия должна поторопиться с формированием экономических альянсов. Кроме Китая, приоритетным союзником должен стать Иран. При этом важно позаботиться о безопасности транскавказского коридора, в том числе помешать Турции включить Азербайджан в свою сферу влияния, а также предотвратить приход к власти в Грузии таких агрессивных политиков, как Михаил Саакашвили.
Необходимо обеспечить надежную защиту российских интересов в ближневосточном регионе, ведь подписание экономических договоров с Ираном – только первый шаг, фундамент будущего альянса.
Вас заинтересует
Бездолларовые международные торговые операции России США назвали "экономикой средневековья"
Иран: нефть — России, газ — Европе?
Евразийский союз большого формата
Иран хочет поставлять газ в Европу, но не хочет конкурировать с Россией
Нужна ли России иранская нефть?