Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Людские потери как интегрирующий показатель защищённости



Пролог

 

 

 http://aqua-life.com.ua/water-treatment/obezjelezivanie-deferrization-iron.html знает только фирма aqua-life.com.ua .Наши системы самые лучшие в мире, заказывайте. Согласно данным Еврокомиссии, человеческая жизнь в среднем оценена в 3 млн. евро. Наибольшую ценность представляет жизнь ребенка мужского пола — вырастая, маленький человечек сможет произвести большое количество материальных благ, необходимых для воспроизводства следующих поколений. Разумеется, число 3 млн. условно. Человеческая жизнь не является рыночным товаром, и представление о её стоимости необходимо лишь при расчете сумм страховых компенсаций и при оценке необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности.

К сожалению, жизнь не является бесценной: вся наша история — это череда сплошных войн. И все же, каждый солдат и моряк, отправляющийся к далеким берегам, верит, что ему повезет и он сможет вернуться домой живым.

Наибольший интерес представляет защищенность боевых кораблей — мест массового скопления людей, где на ограниченном пространстве сосредоточено большое количество горючих и взрывоопасных веществ, перемеженных критически важным оборудованием. Выход его из строя может стать причиной гибели всего экипажа.

В унисон с требованием о сохранении человеческих жизней звучит проблема защищенности самого корабля: ведь там, где смогло уцелеть хрупкое человеческое тело, сохранятся все дорогостоящие приборы и механизмы. Как следствие — радикальное снижение стоимости последующего ремонта и повышение боевой устойчивости корабля. Даже получив серьезные боевые повреждения, он сможет продолжить выполнение поставленной задачи. В зависимости от обстановки, это спасет еще большее число человеческих жизней и, возможно, обеспечит победу в войне.

Цусимский феномен

По данным корабельного инженера В.П. Костенко, эскадренный броненосец «Орел» получил во время боя 150 попаданий японскими снарядами разных калибров. Здесь стоит учесть, что инженер Костенко (автор замечательных воспоминаний "На «Орле» в Цусиме") вряд ли имел возможность за одну ночь перед сдачей броненосца тщательно осмотреть каждый отсек — его данные, по большей части, записаны в плену со слов других членов экипажа. В результате в мемуарах Костенко фигурирует ряд ужасных сцен, описывающих результаты попаданий в различные части корабля, но отсутствует точная схема повреждений с указанием мест попадания каждого из 150 упомянутых снарядов.




Зарубежные источники дают более реалистичные оценки повреждений. Так непосредственный участник Цусимского боя, британский офицер Уильям Пэкинхэм (находился наблюдателем на борту броненосца «Асахи»), позже насчитал 76 попаданий в «Орел», в т.ч. пять попаданий 12-дюймовыми снарядами; одиннадцать 8- и 10 дюймовыми снарядами; тридцать девять попаданий 6-дюймовыми снарядами и 21 попадание снарядами малого калибра. По этим данным и сделанным фотографиям был позже составлен атлас повреждений «Орла» для британских ВМС.

Мир был впечатлен результатами Цусимского боя — одного из крупнейшего морских сражений эпохи брони и пара. На практике была подтверждена правильность (или ошибочность) тех или иных концепций и технических решений. Особенно поражал «Орел» — единственный из пяти новейших ЭБРов 2-ой Тихоокеанской эскадры, сумевший пережить разгром. Подобные «раритеты» еще никогда не попадали в руки военно-морских специалистов. «Орел» стал уникальным экспонатом, вживую продемонстрировавшим колоссальную живучесть крупных бронированных кораблей, предвестников эры дредноутов.



Три часа под ураганным огнем! На корабле не осталось живого места.

На спардеке и на надводных палубах образовался хаос из обломков стали, сорванных легких переборок и разбитых предметов оборудования. Межпалубные трапы почти всюду были снесены, так как их сметало и скручивало взрывами фугасных снарядов. Для сообщения между палубами приходилось пользоваться образовавшимися в палубах пробоинами, спуская в них тросовые концы и заранее приготовленные стремянки.


А вот ужасные свидетельства о «встречах» со 113-кг «болванками», летевших на двух скоростях звука:

8-дюймовый снаряд ударил в броню выше орудийного порта кормового каземата. Его осколки разбили крышку порта, а броня в месте удара моментально раскалилась и расплавилась, образовав стальные сосульки.

В кормовом каземате по левому борту взрывом 8-дюймового снаряда, влетевшего в полупортик и разорвавшегося при ударе в тумбу орудия, выброшено из станины переднее орудие. Вся при слуга орудия выведена из строя, а командир каземата прапорщик Калмыков исчез бесследно. Видимо, его выкинуло за борт через орудийный порт.





Еще больший ущерб причиняли 12-дюймовые японские «чемоданы» с шимозой (масса снаряда — 386 кг).

12-дюймовый снаряд попал в передний угол казематной брони левого борта, разворотил тонкую обшивку и проделал громадную брешь в кают-компании вровень с батарейной палубой. Но броня каземата толщиной 3 дюйма и 2-дюймовая палуба выдержали взрыв без повреждений.


Еще один удар!

От сотрясения слетели все закрепленные на переборках предметы, а инструменты вылетели из шкафов и рассыпались по палубе. Находившийся в мастерской человек дважды перекувырнулся через голову.


Два 12-дюймовых снаряда попали в носовой отсек на батарейной палубе, где помещалась кают-компания кондукторов. Был вырван весь правый передний клюз, он со всеми креплениями вывалился за борт.


(Проверить данную информацию затруднительно — возможно описанные повреждения были вызваны попаданиями 8-ми или 10-дюймовых снарядов).

Несмотря на столь яростный огонь, броненосец продолжал вести бой с полным напряжением сил. Разрушения на спардеке никак не сказывались на работоспособности машин, котлов и рулевых устройств. ЭБР в полной мере сохранил ход и управляемость. Отсутствовали серьезные повреждения в подводной части: был сведен до минимума риск опрокидывания в связи с потерей остойчивости. По-прежнему действовало правое орудие носовой башни ГК, используя ручную подачу боезапаса. По правому борту действовала одна из 6-дюймовых башен, еще одна кормовая 6-дюймовая башня левого борта сохранила ограниченную функциональность.

[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9hdGk3eTg0Yml4LmpwZw==[/thumb]


И все же «Орел» не был бессмертным героем.

К концу дня он практически полностью исчерпал свои возможности к сопротивлению: броневые плиты были расшатаны многочисленными попаданиями снарядов. Вся корма была охвачена пламенем: от сильного нагрева деформировались переборки, густой дым застилал ют броненосца, заставив прислугу орудий покинуть кормовую башню ГК. К тому времени кормовая башня полностью расстреляла свой боекомплект, а стекла приборов управления огнем были закопчены настолько, что система вышла из строя. В нижних помещениях возникло сильное задымление, затруднившее работу машинной команды. По палубам «гуляло» 300 тонн воды, скопившейся там во время тушения пожаров.

Второй такой бой ЭБР выдержать уже не мог. Но он по-прежнему держал курс на Владивосток, уверенно двигаясь своим ходом! Потери среди его экипажа составляли 25 человек убитыми...

Всего 25 человек? Но каким образом? Ведь «Орел» был буквально изрешечен вражескими снарядами!

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и шум, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настали минуты прощанья.

Такие отчаянные картины морского боя рисует воображение при звучании песни «Варяг»! Как это соответствует истории с избитым «Орлом»?

Никак не соответствует. «Орел» — броненосец, «Варяг» — бронепалубный крейсер, на котором палубная команда и канониры работали на открытой палубе под огнем противника (кстати, в том бою при Чемульпо безвозвратные потери «Варяга» составили 37 человек. Менее чем за один час и при гораздо меньшей плотности вражеского огня).

25 ЧЕЛОВЕК... Немыслимо!

Какова была численность экипажа броненосца?

На борту «Орла» находилось порядка 900 моряков. Таким образом безвозвратные потери составляли менее 3% от численности экипажа! И это при тогдашнем уровне развития медицины. В наши дни многие из тех 25-ти несчастных наверняка могли быть спасены.

А каково было число раненых? В. Кофман называет в своей монографии число 98 человек, получивших ранения различной степени тяжести.

Несмотря на десятки попаданий и жестокие повреждения броненосца, основная часть команды ЭБР «Орел» отделалась после боя сильным испугом. Причина понятна: они находились ПОД ЗАЩИТОЙ БРОНИ.

...благодаря работе трюмно-пожарного дивизиона, которым командовал мичман Карпов. Он укрывал людей под броневой палубой, а сам выбегал на разведку и вызывал дивизион только при серьезных пожарах.


Мичман Карпов все делал верно. Людям незачем лишний раз высовываться из-под брони. Риск — благородное дело, но только не в морском бою, где идет «обмен» сверхзвуковыми болванками массой в несколько центнеров.

Почему же тогда погибли остальные систершипы «Орла»?

Людские потери как интегрирующий показатель защищённости <!-- TEnd -->


ЭБР «Князь Суворов»: из его экипажа не спасся ни один человек (кроме штаба эскадры; старшие офицеры заранее покинули пылающий броненосец и перебрались на миноносец "Буйный").
ЭБР «Александр III»: погиб вместе со своим экипажем.
ЭБР «Бородино»: из 866 человек его команды был поднят из воды всего один матрос — марсовый Семён Ющин.

Ответ прост — эти корабли получили еще больше попаданий японскими снарядами (оценочно — более 200). В результате они полностью утратили остойчивость, опрокинулись и затонули. Впрочем, истерзанный взрывчаткой «Князь Суворов» упрямо не хотел тонуть и до последнего отбивался из кормовой трехдюймовки. Японцам пришлось всадить в него еще четыре торпеды, вызвавшие критические разрушения в подводной части броненосца.

Как показала практика морских сражений первой половины ХХ века, в тот момент, когда бронированный монстр в изнеможении ложился на борт, а помещения на его верхних палубах превращались в сплошные руины, как правило, 2/3 команды все еще были живы и здоровы. Броневая защита до конца выполняла свое предназначение.

Большая часть моряков из экипажей потопленных броненосцев не погибла под градом японских снарядов. Герои утонули в холодных волнах Цусимского пролива, когда их корабли ушли на дно.

Другие русские броненосцы, уцелевшие в Цусимском разгроме, подверглись меньшему огневому воздействию со стороны противника, но также продемонстрировали удивительную защищенность:

Старый ЭБР «Император Николай I» (1891 г.): пятеро погибших, 35 раненых (из экипажа 600+ человек!).
ЭБР «Сисой Великий» (1896 г.): 13 погибших, 53 раненых.
Маленький броненосец «Генерал-адмирал Апраксин» (1899 г.): 2 погибших, 10 раненых.

Людские потери как интегрирующий показатель защищённости <!-- TEnd -->

Флагман адмирала Того броненосец "Микаса", Йокосука.


[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9qcDBwcDVqcXNjLmpwZw==[/thumb]


[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC85eHc3bmhtNGF1LmpwZw==[/thumb]

"Микаса", батарейная палуба с 3'' орудиями

Эти выводы в точности подтверждаются данными противоположной стороны. Японцы честно признались, что их флагманский броненосец «Микаса» был нещадно избит в Цусимском бою — в него попало 40 русских снарядов, в т.ч. десять 12-дюймовых болванок. Разумеется, этого оказалось слишком мало, чтобы потопить столь мощный корабль. Безвозвратные потери экипажа «Микасы» составили 8 человек. Еще 105 моряков получили ранения.

Защищенность этих монстров просто поражает воображение.

Герои нашего времени

Пролетело столетие. Каких же высот добились кораблестроители в наши дни? Новейшие технологии позволили превратить корабли в непотопляемые крепости, чьей защищенности могут позавидовать герои былых эпох!

[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC90Nm0zcjkycDczLmpwZw==[/thumb]


Эсминец с управляемым ракетным оружием «Шеффилд». Выгорел и затонул от застрявшей в нем неразорвавшейся ракеты. Жертвами огня стали 20 человек (при численности экипажа 287 чел. и наличии современных средств пожаротушения и индивидуальной защиты — жаропрочных костюмов из материала Nomex).

[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9lY21rN2wxMDg5bi5qcGc=[/thumb]


Фрегат с управляемым ракетным оружием «Старк». Подвергся атаке двух малогабаритных ПКР, одна из которых не взорвалась. Ракеты «прошили» жестяной борт фрегата и с триумфом влетели в кубрик личного состава. Результат — 37 погибших, 31 раненый. Моряки броненосца «Орел» были бы сильно удивлены таким положением вещей.

Если все вышеперечисленные гробы как-то оправдывались несовершенством своей конструкции (синтетическая отделка помещений, надстройка из алюминиево-магниевых сплавов), то наш следующий герой изо всех сил храбрился своей наилучшей защищенностью среди всех современных кораблей. Основной конструкционный материал корпуса и надстройки — сталь. Локальное бронирование с использованием 130 тонн кевлара. Алюминиевые «броневые» плиты толщиной 25 мм, прикрывающие погреба боезапаса и боевой информационный центр эсминца. Автоматизированные системы борьбы за живучесть, защита от оружия массового поражения... Не корабль, а сказка!

[thumb=|Людские потери как интегрирующий показатель защищённости]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9xd2ZieWx5emh4LmpwZw==[/thumb]


Реальную защищенность эсминцев типа «Орли Берк» продемонстрировал инцидент с эсминцем «Коул». Пара арабских оборванцев на фелюге стоимостью $300 запросто вывели из строя новейший суперкорабль стоимостью $1,5 миллиарда. Близкий НАДВОДНЫЙ взрыв 200 кг взрывчатки разнес машинное отделение, в одночасье превратив эсминец в неподвижную мишень. Взрывная волна буквально «прожгла» Коул по диагонали, уничтожив на своем пути все механизмы и помещения личного состава. Эсминец полностью утратил боеспособность, жертвами атаки стали 17 американских моряков. Еще 39 были срочно эвакуированы в военный госпиталь в Германии. Единственный взрыв вывел из строя 1/6 часть команды!

Вот таких «высот» добились современные корабелы, превратив свои шедевры в братские могилы. В случае первого же огневого контакта с противником эти жутко дорогие, но хлипкие кораблики гарантированно унесут на дно большую часть своего экипажа.

Эпилог

Дискуссия о необходимости брони уже неоднократно поднималась на страницах "Военного обозрения". Позволю себе процитировать лишь три общих тезиса:

1. В наши дни не требуется установка слишком толстой брони, что применялась на броненосцах и дредноутах в начале ХХ века. Наиболее распространенные из современных противокорабельных средств (Экзосет, Гарпун) имеют ничтожную бронепробиваемость по сравнению с крупнокалиберными снарядами времен Русско-японской войны.

2. Путём дополнительных затрат возможно создание противокорабельного оружия, способного преодолеть любую броню. Но размеры и стоимость такого оружия негативно скажутся на его массовости — сократится число ракет и число их возможных носителей, уменьшится их количество в одном залпе. Что значительно облегчит жизнь зенитчикам корабля, повысив их шансы отбиться с использованием активных средств самообороны.

3. Пробитие брони еще не гарантирует успеха. Система изолированных отсеков с броневыми переборками, дублирование и рассредоточение оборудования вкупе с современными системами борьбы за живучесть помогут избежать одновременного выхода из строя всех важных систем. Тем самым сохранив боеспособность корабля в полном или частичном объеме.

И конечно же, броня сохранит человеческие жизни. Которые бесценны.

По материалам:
«На "Орле" в Цусиме», В.П. Костенко.
«Цусима: анализ против фактов», В. Кофман.
http://tsushima.su

Вас заинтересует

  • На Балтийском Судостроительном и Механическом Заводе
  • «Орёл
  • Бронегофр
  • Еще о проблемах с качеством брони украинских БТР-4
  • Танкистам – бронежилет и шлем



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 120 | Добавил: Админчегг | Дата: 14-04-2014, 14:38 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    SaiteDupamime   14 апреля 2014 14:38
    Но размеры и стоимость такого оружия негативно скажутся на его массовости — сократится число ракет и число их возможных носителей

    SebrinGray   14 апреля 2014 14:38
    Я как бы думаю, что корабль - не танк. На корабле гораздо проще сделать разнесенную броню, против которой тандемные боеприпасы будут работать чуть лучше, чем никак.

    SecretrhoiAB   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: ar-ren

    CharlesJame   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: почтальон

    Marinahlebnjem   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Ингвар 72

    KennethPrLY   14 апреля 2014 14:38
    Абсолютно согласен. Олег (автору), а почему бы не рассмотреть парусный флот? 300-пушечные фрегаты? Интересно, выдержит ли пиратская фелуга попадание одной современной ПКР? Там дерево, нет дизтоплива. Нет переборок из АМГ. Парусина горит, но допустим она убрана.

    деман   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Ингвар 72

    adomaageve96   14 апреля 2014 14:38
    Уважаемый Олег, я с уважением отношусь к вашему пристрастию к корабельной броне, но вспомните участь славного крейсера "Красный Кавказ"..."12 ноября 1952 при завершении испытаний ракетного комплекса «Комета» («КС-1» на «Ту-4К»), испытываемую крылатую ракету оснастили боевой частью. В результате попадания ракеты, корабль разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты. Предполагаемое место гибели корабля: в 15 милях к югу от мыса Чауда, район Феодосийского залива". И это при 76 мм. броне!!

    Unalpplauro   14 апреля 2014 14:38
    Так, Олег и обозначил, что использование брони для защиты от "лёгких" ПКР, коих в последнее время, появилось - очень много. "Комета", достаточно крупная и тяжёлая, если я не ошибаюсь, то это по сути дела - МИГ-9. Крупных, сверхзвуковых ПКР - очень мало и у ограниченного количества стран, они дорогие, как следствие - их меньше. Использовать по назначению, их будут скорее в случае - 3 мировой войны, а не в "локальных" конфликтах.

    Denverbato   14 апреля 2014 14:38

    Виталя   14 апреля 2014 14:38
    ) Можно, без "уважаемого", а то вы меня в краску вгоняете. ;) А если по теме, то ещё повторюсь, что должна быть "золотая середина". Броня и системы активной защиты. Если бы, снаряд выигрывал броню в 100% , то не было бы и танков.., а были бы, "аля БМП "только с системой активной защиты и основным орудием. Как вы видите, этого не происходит. По мимо, улучшения брони и орудия, танки получают системы активной защиты и мощное БРЭО. Так же, ранее, Олег Капцов, приводил расчёты, что основная стоимость корабля, это радио электронное оборудование, энергетическая система, оружие и стоимость бронирования, увеличит стоимость на 10 - 20%. Но это сохранит корабль, от "не больших" подрывов, уцелеет экипаж и материальная часть корабля.

    Originhlig   14 апреля 2014 14:38
    Владимир, к сожалению корабль-это не танк, артиллерийский бой между кораблями- забава давно минувших дней, для борьбы с ПКР более эффективна активная оборона. По поводу "не больших" подрывов...в случае Шеффилда-надо доверять работе своей РЛС, а не проверять её работу визуально считая себя самым умным, в случае с Коулом-вахту надо нести как положено, а не с удочкой кока-колу попивая! По поводу брони, я с Олегом от части согласен, но если эта броня будет не менее 150 мм., имея такой броневой пояс мы уже можем говорить о некой непотопляемости ( судьба цитадели крейсера "Сталинград" тому пример), но при таком бронирование водоизмещение будет зашкаливать. В результате судьба новых линкоров повторит судьбу Гангутов, линкоры есть, но потерять их страшно, уж очень дорогие игрушки.

    LelandDen   14 апреля 2014 14:38
    Отчасти с вами согласен. Но доводить броневой пояс и палубы до 150 мм., это перебор, вы это и сами отметили. Но на "электронику", всю защиту корабля, отдавать достаточно опрометчиво. Я понимаю, что корабль, априори - не танк. Но подход к защите, отчасти похож. Спросите у танкистов и у пехоты, как комфортнее и увереннее: 1) лёгкая, противоосколочная броня.., "аля ГТС", но с мощной системой "активной защиты"2) хорошая, бронированная платформа, с активной защитой. Я думаю, что почти все, выберут вариант -2. Это, отчасти и подтверждают, активные разработки тяжёлых средств доставки (Израиль ТБТР, да и наши попытки). Такой подход, должен быть и во Флоте, это лично моё мнение.

    Caphpaisy   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Serg65

    Nyashakl   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: N.O.M.A.D.E.

    Dmitrifen   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Nayhas

    krolik   14 апреля 2014 14:38
    спасибо за информацию, но так и писал, что такие "лёгкие" (аля Термит, Гранит и т.д.), только у единиц государств.. И они не применяются в "локальных" конфликтах.

    iconlibrarymakerka   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Serg65

    Originhlig   14 апреля 2014 14:38
    Можно, конечно, и забронировать перспективные эсминцы и фрегаты. Защищенность и боевая устойчивость возрастут, но одновременно возрастет водоизмещение и цена корабля (причем в разы). Далеко не факт, что это оправданно. Упор надо делать на активную оборону корабля с помощью эшелонированной ПВО и РЭБ.

    LOORTLICA   14 апреля 2014 14:38
    А почему в разы?Если вспомнить 68-бис, то вес брони (100 мм) составлял 22% от стандартного водоизмещения. Вполне разумный подход - достаточно для защиты от лёгких средств поражения и при этом "без фанатизма".

    123321   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Dart2027

    MmMakarovMmM   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Андрей из Челябинска

    ValentiSmow   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Dart2027

    Wolf   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Андрей из Челябинска

    issuersmub   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Dart2027

    ValeraGVS   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Андрей из Челябинска

    CharlesJame   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Dart2027

    krolik   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: Андрей из Челябинска

    Steamoddn   14 апреля 2014 14:38
    Цитата: SWEET_SIXTEEN

    linkfrygonyk   14 апреля 2014 14:38
    Кстате по поводу горки?а угол под 90 градусов будет?а то на скорости ниже звуковой сомнения меня гложут о пробитии под отличным от прямого угла градусе

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Людские потери как интегрирующий показатель защищённости