7 апреля 1945 года в Восточно-Китайском море двигалась траурная процессия в составе линкора, легкого крейсера и восьми эсминцев. Японцы вели на заклание свою гордость — корабль, носивший имя нации. Неподражаемый «Ямато». Крупнейший неавианесущий боевой корабль в человеческой истории.
70 тысяч тонн броневой стали, механизмов и оружия. Главный калибр суперлинкора — 460 мм. Толщина броневого пояса — 410 мм. 75% площади палубы прикрывали броневые листы толщиной 200 мм; оставшаяся четверть имела толщину 227 мм. Великолепная ПТЗ и огромные размеры самого корабля гарантировали сохранение боеспособности даже после 6 торпедных попаданий в подводную часть корпуса. «Ямато» казался абсолютно неуязвимым и непотопляемым воином, способным сокрушить любого противника и пройти так далеко, насколько хватит топлива и боекомплекта на его борту.
]]>
Но в тот раз всё получилось иначе: две сотни американских самолетов растерзали суперлинкор за два часа. Получив около 10 попаданий авиационных торпед и 13 авиабомб (обычно данная фраза говорится скороговоркой, без какого-либо внимания к торпедам), "Ямато" свалился на бок и исчез в огненном вихре. Взрыв боекомплекта японского линкора стал одним из самых мощных взрывов доядерной эпохи (оценочная мощность 0,5 кт). Из экипажа линкора погибло 3000 человек. Американцы потеряли в том бою 10 самолетов и 12 летчиков.
<!--TEnd-->
Далее обычно следуют гримасы и глубокомысленные выводы о том, как «старые поршневые самолетики» уничтожили гордость Японской империи. Если тихоходные «Эвенджеры» с примитивными бомбами и торпедами смогли достичь такого колоссального успеха, какими же возможностями обладает современная сверхзвуковая авиация, оснащенная высокоточным оружием?
Метафизический эксперимент. Выбор оружия
7 апреля 2014 года в Восточно-Китайском море двигалась траурная процессия в составе линкора, легкого крейсера и восьми эсминцев. Японцы вели на заклание свою гордость — корабль, носивший имя нации. Далеко впереди, за грозовым фронтом, находился противник — атомный авианосец «Нимиц» с двумя эскадрильями истребителей-бомбардировщиков «Супер Хорнет» и эскадрильей новейших F-35С. Кэптен Джефф Рут получил однозначный приказ: потопить японский линкор за наименьшее время с наименьшими потерями. И «Нимиц» смело двинулся навстречу своей жертве...
Палубные летчики с восторгом встретили новость о предстоящем избиении безоружного японского корабля. Но для начала следовало сделать выбор — какие боеприпасы подвесить под крылья «Супер Хорнетов» для решения столь простой и очевидной задачи. Действительно, что может быть проще, чем потопить старый линкор? Их деды сделали это за два часа, значит, они справятся еще быстрее.
— Джонни, что у нас есть? — Противокорабельные ракеты «Гарпун»! — Бесполезно. Пластиковым ПКР не пробить 40-сантиметровый броневой борт. — Противорадарные ракеты ХАРМ! — Не то. Смотри еще. — Может, попробуем «Мэврик»? — Боевая часть 126 фунтов... Ты смеешься? — Есть бронебойные модификации с тяжелой 300-фунтовой БЧ. — Это все чушь. Джонни, ищи нормальные бомбы. — Кассетные? — Нет!!!
<!--TEnd-->
На стеллажах — 1000-фн. неуправляемые бомбы Mk.83
— Нашел! «Пэйвуэй» с лазерным наведением. — Вытаскивай те, которые потяжелее, на 2000 фн. — Сэр, таких бомб у нас нет. Палубные летчики стараются не использовать боеприпасы массой свыше 1000 фунтов, иначе могут возникнуть проблемы со стабилизацией при взлете с катапульты. А если пилотам не удастся обнаружить цель (что происходит весьма часто, особенно при работе в формате «дежурство в воздухе»), дорогие бомбы придется сбросить в море — посадка с такими подвесками запрещена. — Ладно, давай какие есть. — 500-фунтовые «Пэйвуэй-2». — Слушай, Джонни, а что, у нас нет торпед?
Немая сцена.
...Сверхзвуковые «Супер Хорнеты» долбили линкор в течение 10 часов, пока не разгромили тому всю надстройку и верхнюю палубу. Однако повреждения выше ватерлинии не представляли смертельной угрозы для огромного, прекрасно защищенного корабля. «Ямато» по-прежнему держался на ровном киле, сохранял ход и управляемость. Функционировали башни главного калибра, надежно укутанные 650 мм бронеплитами.
Убедившись в бесперспективности бомбовых ударов, янки сменили тактику. Теперь самолеты старались сбрасывать бомбы в воду, как можно ближе к борту линкора, постепенно «вскрывая» близкими взрывами борт по ватерлинии. Тактика принесла свои плоды — постепенно появился крен, линкор замедлил скорость — очевидно, начались обширные затопления отсеков. Впрочем, японцы непрерывно спрямляли крен контрзатоплением отсеков противоположного борта.
Эта игра обещала затянуться надолго. Изрядно истощив боезапас, палубное авиакрыло вернулось на корабль. На помощь были вызваны «Страйк Иглы» с Окинавы, вооруженные специальными 5000-фн. бетонобойными бомбами GBU-28. Корпус этих бомб сделан из стволов списанных 203 мм гаубиц M110, заполненных изнутри тротилом. Сброшенная с высоты 8000 м, такая болванка способна пробить шесть метров бетонных перекрытий.
[thumb=|«Нимиц» против «Ямато». Почему современная авиация не сможет потопить линкор]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9hazBudWx6ejF3LmpwZw==[/thumb]
С первого же захода оператор «Страйк Игла» сумел добиться прямого попадания. Линкор содрогнулся от удара 2-тонной бомбы: GBU-28 пробила главную бронепалубу и понеслась вниз, круша нижние палубы, пока не сдетонировала в погребе боезапаса. В следующее мгновение на том месте, где был «Ямато», взметнулся погребальный столб огня.
От смешного к серьезному
Да, примерно так бы выглядело потопление линкора современной авиацией. Единственный надежный способ — применение специальных бомб особо крупного калибра (т.н. "разрушителей бункеров"). При этом единственным носителем, который способен поднять боеприпас GBU-28, остается тяжелый истребитель-бомбардировщик F-15E. Обычные «легкие» истребители не годятся на роль носителя подобных «игрушек».
Для достижения необходимого эффекта «бункер-бастеры» необходимо сбрасывать с высоты в несколько тысяч метров, что делает бомбардировщик идеальной мишенью для вражеских зенитных комплексов. Применение GBU-28 возможно лишь после полного подавления системы ПВО.
В рассмотренном выше примере современные истребители-бомбардировщики атаковали беззащитный корабль времен Второй мировой, зенитки «Ямато» не могли представлять угрозы для мчащихся на большой высоте самолетов. Но в случае оснащения «Ямато» современным оружием, в т.ч. ЗРК с системой «Иджис» (возможность таких метаморфоз была доказана на практике в ходе модернизации американских линкоров типа «Айова»), он превратился бы в непотопляемую крепость.
«Страйк Иглы» и «Супер Хорнеты» не рискнули бы подняться выше радиогоризонта. Сперва им потребовалось подавить ПВО линкора залпами ПКР и противорадарных ракет. Возня с потоплением «Ямато» растянулась бы на целые сутки.
[thumb=|«Нимиц» против «Ямато». Почему современная авиация не сможет потопить линкор]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9uM29yZ3NkdTJvLnBuZw==[/thumb]
TBF Avenger, 1942 г.
[thumb=|«Нимиц» против «Ямато». Почему современная авиация не сможет потопить линкор]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC9xdDVvYTI1aXA2LnBuZw==[/thumb]
F/A-18E Super Hornet, 2000 г.
Так почему же современная авиация не может повторить триумф полувековой давности? Почему «тихоходные поршневые самолеты» разделали суперлинкор «под орех» менее чем за три часа, а сверхзвуковым реактивным машинам требуется в разы больше усилий и времени?
Ответ прост — «тихоходные поршневые самолеты» имели одно важно преимущество. Они могли применять торпедное оружие!
Суровая истина заключается в том, что «Ямато» потопили не бомбардировщики. Простые бомбы не могли нанести линкору смертельных повреждений. Главный вклад в потопление суперлинкора внесли самолеты-торпедоносцы. Свыше 10 мощных ударов ниже ватерлинии мощностью 270 кг торпекса каждый вызвали катастрофические затопления и предопределили скорую гибель корабля.
[thumb=|«Нимиц» против «Ямато». Почему современная авиация не сможет потопить линкор]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC85YWh2a2dzMmZoLmpwZw==[/thumb]
Торпеда всегда была страшным оружием. Подводный взрыв по своей разрушительной мощи в несколько раз превосходит надводный (при аналогичном заряде ВВ). Ведь вода — несжимаемая среда. Ударная волна и образовавшиеся продукты взрывы не рассеиваются в пространстве, но своей мощью обрушиваются на корабль, круша его корпус и оставляя зияющие пробоины площадью 50 и более кв. метров!
Установлено, что через пробоину площадью 1 кв. м на глубине 6 м ниже ватерлинии ежесекундно внутрь корпуса поступает 11 кубометров воды. Это критически опасное повреждение: если не предпринимать никаких мер, корабль погибнет за несколько минут.
Современные «интеллектуальные» системы наведения позволяют реализовать еще более изощренные алгоритмы атаки. Вместо тупого удара в борт БЧ подрывается во время прохода торпеды под днищем корабля. В результате взрыв перебивает киль и ломает корабль, словно спичку, пополам!
Так почему же в арсенале современной авиации нет противокорабельных торпед?
И не будет!
Причина одна — резкое усиление средств ПВО, делающее невозможным доставку авиационных торпед к цели.
Торпеда — сильное, но очень специфическое оружие. Первая проблема — относительная тихоходность. Скорость обычных торпед не превышает 40-50 узлов*. Следовательно, их необходимо доставлять как можно ближе к цели — чтобы у торпеды был шанс обнаружить и догнать вражеский корабль. Как правило, эффективная дальность запуска современных торпед не превышает 10 миль. Приблизиться на такое расстояние к кораблю, оснащенному зенитной системой С-300Ф или «Иджис», — смертельный риск для самолета-носителя. На грани самоубийства.
*Во избежание различных инсинуаций вокруг легендарной ракетоторпеды «Шквал» (скорость — 200 узлов), стоит учесть, что её запуск производился с подлодки с соблюдением предельной аккуратности: лишний дифферент на 1° становился причиной отказа инерциальной системы управления ракеты и срыва атаки. О сбросе «Шквала» с самолета не может идти и речи. Кроме того, скоростная ракетоторпеда не имела самонаведения — промах в сотню метров компенсировался мощью ЯБЧ. Сей монстр был создан на случай всеобщего ядерного «апокалипсиса» и не имеет отношения к нашему дальнейшему разговору о кораблях и авиационных торпедах.
[thumb=|«Нимиц» против «Ямато». Почему современная авиация не сможет потопить линкор]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNC92djBodXlvMTB6dS5qcGc=[/thumb]
К началу ХХI века авиационное торпедное оружие сохранилось лишь в виде малогабаритных противолодочных торпед. Субмарина, в отличие от надводного корабля, не имеет ПВО и не может оказать достойного сопротивления самолету-торпедоносцу. На фото — запуск 324 мм торпеды Mk.50 c борта противолодочного самолета "Посейдон"
Вторая проблема авиационной торпеды заключается в необходимости перехода из воздушной в водную среду, чьи плотности различаются в 800 раз. Столкновение с водой на высокой скорости эквивалентно удару о бетон. Во избежание разрушения торпеды её следует запускать по особой схеме, чтобы в момент удара о воду её скорость не превышала 100 м/с. И чем ближе становится скорость к указанному предельному значению, тем жестче становятся требования к траектории сброса торпеды. Высота сброса, скорость носителя, угол пикирования, конструкция самой торпеды — все это должно обеспечить вход в воду под определенным углом.
Насколько сложна данная проблема, смогли убедиться аргентинцы, пытавшиеся использовать турбовинтовой штурмовик IA-58 «Пукара» в качестве торпедоносца (Фолклендская война, 1982 г.). На складах имелся некоторый запас старых американских торпед Mk.13, и было решено попробовать использовать этот шанс для атак британских кораблей. По результатам многочисленных экспериментов было установлено, что торпеду необходимо бросать на скорости не более 200 узлов (360 км/ч) с высоты не более 15 метров. Угол входа торпеды в воду должен составлять 20°. Малейшее отклонение от указанных значений делало работу напрасной — обломки торпеды рикошетили от воды или сразу погружались на дно.
Нетрудно представить, во что превратится самолет, рискнувший подлететь к современному кораблю с соблюдением всех вышеописанных требований. Это будет просто праздник для С-300, «Кинжалов», «Стендердов», Aster-15/30 и других подобных систем!
Существует иной способ, позволяющий избежать многих трудностей при переходе из воздуха в водную среду. Речь идет о высотном бомбометании с применением тормозного парашюта. В этом случае скорость носителя и высота сброса не имеют строгих ограничений — торпеда в любом случае аккуратно приводнится на парашюте. Единственное условие: для раскрытия парашюта необходим запас высоты в несколько сотен метров. В результате повторится «день зенитчика» — самолет собьют несколько раз до того, как он приблизится к цели.
А медленно спускающуюся с небес торпеду изрешетят «Кортики», «Голкиперы», RIM-116, «Кинжалы», ESSM, «Бушмастеры», «Оса-М», АК-630 и т.д. и т.п.
Реактивная авиационная торпеда РАТ-52 предназначалась для оснащения Ту-14 и Ил-28. В наши дни применение подобного оружия исключено
Попытки использовать вместо парашюта иные способы торможения, позволяющие быстро погасить скорость и поскорей зарыться в спасительные волны, заведомо бесперспективны. Тормозная реактивная ступень (бустер) не решит до конца проблему уязвимости носителя. Во-вторых, торможение двигателями — очень энергозатратный метод. Система получится настолько громоздкой и сложной, что сделает невозможным её применение обычными истребителями-бомбардировщиками.
Авиационные торпеды остались в прошлом. Современной авиации ни за что не повторить подвиги минувших лет, когда «неуклюжие поршневые самолеты» топили за несколько часов огромные корабли.
<!--TEnd-->
Даже во времена примитивных зениток и "Эрликонов" с ручным наведением жизнь пилотов торпедоносцев была коротка