Представленная катана изготовлена великим мастером Канезуми. Он был мастером-оружейником школы Нара традиции Мино, имевшего репутацию мастера, делающего очень острые мечи. Представитель первого поколения Канезуми был сыном знаменитого мастера Канесада, одного из представителей традиции Мино по созданию мечей во времена эры Бунан периода Муромати (до 1449 г.). Его имя при рождении было Дзуразаемон.
<!--TEnd-->
Эта катана, изготовленная приблизительно в 1558-1570 г.г., имеет сильный волнистый хамон (узор на клинке) гуноме мидаре с характерной линией.
<!--TEnd-->
]]>Сори (курватура) клинка составляет 2,1 см. Длина катаны (всегда измеряется по длине режущей кромки): 67,3 см. Место изготовления: Саку.
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Относится к категории ко-то — "старые мечи" (сделаны до XVII в. и считаются в Японии лучшими). Красивый клинок — дзихада (яп. "тело меча") имеет очень высокое качество, поверхность с плотной структурой итаме (яп. "зерно") с нагаре масаме (яп. "бегущая сталь").
<!--TEnd-->
Катана Канезуми имеет характерную линию хамона гуноме мидаре (иррегулярный волновой узор), который описывается в японской традиции как сочетание горных вершин и меток стрелы, или голубиных хвостов, известных как йяхазу-ба.
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Волнистый хамон на японских мечах действительно напоминает невысокие японские горы
<!--TEnd-->
Последний раз эта катана была отполирована в конце ХХ в. уважаемым полировщиком из области Камакура в Токио.
<!--TEnd-->
Катана облачена в уникальное и красивое утсугатана Тендзо косирае, названное так по периоду Тендзо (1573-1592 г.г.), в котором оно впервые было создано для нового меча. Косирае — все остальные элементы традиционных японских мечей и ножей (кроме самого клинка) — ручка, детали гарды, ножны, выполненные в едином художественном оформлении.
<!--TEnd-->
Во времена периода Эдо (1603-1867 г.г.) детали косирае этой катаны, как и всех других старых катан, были заменены на новые — в случае с представленной катаной, с сохранением изящного, темного и элегантного первоначального стиля и многих элементов декора.
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Утсугатана — это составное слово из: утсу — "удар" и гатана (или катана) — "меч". Вместе утсугатана переводится как "меч подходящий для ударов по врагу". Утсугатана является эволюционным этапом развития японских мечей, берущим свое начало в периоде Муромати (на рубеже XV-XVI в.в.), когда самураи начинают носить мечи режущей кромкой вверх. Такой способ ношения мечей являлся противоположностью существовавшему уже с X в. традиционному способу ношения мечей, режущей кромкой вниз.
Новый способ ношения мечей, режущей кромкой вверх, позволил самураям выхватывать меч из сая (ножен) и наносить секущий, молниеносный удар по противнику в одно очень быстрое и отточенное годами тренировок движение. Особенно такой прием был эффективен во время ближнего боя.
Хотя, следует отметить, что верхом на лошадях самураи по-прежнему продолжали использовать старый способ ношения длинных мечей тати — режущей кромкой вниз.
[thumb=|Катана даймё рода Тоётоми XVI века]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNS8xcXZsanlldzEwci5qcGc=[/thumb]
Самурай на черном коне, выхватывающий тати. Художник Утагава Йоситора. Период Эдо. Самурай держит тати (длинный меч всадников) режущей кромкой вниз
Цука (яп. "рукоятка") сформирована в форме едва заметных песочных часов и покрыта черной, лакированной, традиционной саекава — кожей ската.
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Сверху рукоятка обернута в цука-ито — черную кожаную оплетку, которая встречается намного реже, чем шелковая.
<!--TEnd-->
Медный хабаки (муфта, крепящаяся у основания лезвия для фиксации гарды) покрыт цакудо (высококачественным японским сплавом, включающим приблизительно 96 % меди и 4 % золота).
<!--TEnd-->
На металлической цубе (гарда) выгравированы стебли бамбука, который у японцев считается символом здоровья и долголетия.
<!--TEnd-->
<!--TEnd-->
Фучи (воротник между цубой и рукояткой) украшен камоном (родовой эмблемой) с цветком павловнии рода Тоётоми, основателем которого является Тоётоми Хидэёси (1536/1537-1598 г.г.) — даймё (яп. "великое имя"), крупнейший феодал, выдающийся военачальник и политический деятель периода Сенгоку. Он был одним из трех великих объединителей Японии, следуя вместе с Токугавой Иэясу за Одой Нобунагой.
Даймё Тоётоми Хидэёси
[thumb=|Катана даймё рода Тоётоми XVI века]http://soldierweapons.ru/engine/go.php?url=L3VwbG9hZHMvcG9zdHMvMjAxNC0wNS9qd3BkMTUzbWZjLmpwZw==[/thumb]
Эта эмблема является одним из двух имперских символом Японии. Состоит из трех листьев цветка павловнии, на которых сверху расположены три распустившихся стебля.
Камон даймё рода Тоётоми
Во времена возвышения Тоётоми Хидэёси он включил в свой камон этот имперский символ. У самураев из знатных родов было принято украшать свое оружие, а точнее, элементы косирае, фамильной эмблемой. Данная катана принадлежит роду Тоётоми уже с 80-х годов XVI в.
Точной информации о том, что эта катана принадлежала Тоётоми Хидэёси, нет, но учитывая время ее изготовления, прославленное имя мастера Канезуми и очень высокую стоимость, можно предположить, что если она и не принадлежала самому Хидэёси, то владельцем этой катаны был важный самурай из рода Тоётоми — современник и сподвижник великого объединителя Японии.
Вас заинтересует
Японское оружие накануне открытия страны
Рапира, инкрустированная серебром (начало XVII в.)
Саксонский боевой меч XVI в.
Миланский доспех мастера Помпео делла Чиеза конца XVI в.
Анатомия складного ножа