К необходимости написания статьи на такую тематику я пришел после прочтения ряда других статей, предлагающих модернизацию современной оргштатной структуры. В основном указанные статьи предлагают вернуть старые советские штаты мотострелковых и танковых дивизий. Большинство предлагает в основу структуры положить батальонную тактическую группу — усиленный танковый или мотострелковый батальон со штатными подразделениями артиллерии, ПВО, инженерных, химических и других родов войск, подразделений боевого, технического и тылового обеспечения. Причем предлагают, копируя натовские принципы, в штат общевойскового батальона вводить как структурные единицы артиллерийские дивизионы, разведывательные роты и множество других, зачастую вообще не нужных батальону подразделений.
Батальон получается при этом чрезмерно раздутым и неповоротливым, ни о какой его мобильности речи идти не может. Такой подход я считаю в корне неверным. Каким же образом выйти из данной ситуации, не снижая боевых возможностей подразделений и в то же время повышая мобильность и управляемость?
Прежде всего хочу сказать, что красивое выражение «батальонная тактическая группа» (БТГр) в целом не более чем красивое словосочетание. Он, безусловно, теоретически является наиболее гибкой и минимальной системой, включающей разнородные подразделения. Но батальон не имеет полноценного штаба и системы управления, достаточной для управления разномастными подразделениями. Все основывается лишь на добрых началах и отношениях командира батальона и командиров приданных подразделений.
Да, согласно Боевому уставу СВ РФ, командиры приданных подразделений обязаны подчиняться и выполнять приказы командира батальона, которому они приданы. Однако непонятным кажется, кто и каким образом должен осуществлять планирование действий приданных подразделений перед боем, организовывать их взаимодействие в бою, осуществлять их обеспечение боеприпасами, топливом, материальными средствами, организовывать техническое обслуживание ВВТ, эвакуацию поврежденной техники и др. в общей системе БТГр. Командир и начальник штаба батальона, будь хоть они семи пядей во лбу, в ходе боя не смогут полноценно руководить такой «солянкой» из разнородных подразделений, у них не будет достаточного времени для анализа обстановки, принятия качественного решения, составления боевого приказа, доведения его до подразделений, оперативного руководства боем и управления огнем штатных и приданных подразделений, а командиры приданных подразделений не смогут им в полном объеме осуществить помощь, исходя из занятости подготовкой к бою и непосредственным руководством своими подразделениями.
Такой пробел в штатной структуре мотострелков заполняется так называемой «командирской волей», чреватой нервным и физическим перенапряжением и заблаговременной усталостью командования батальона. Это далеко не положительное явление, влекущее потери в людях и технике в бою.
Вместе с тем я далек от мысли, что указанный пробел заполнят органы управления мотострелковой или танковой бригады, в свою очередь перегруженные решением целого ряда оперативно-тактических задач. Боевые действия — это не учения, где каждый без команд и приказов знает свой заученный маневр на знакомом полигоне, это несколько иные условия, оперативную паузу не возьмешь и с посредником не договоришься.
При таких обстоятельствах считаю необходимым иметь еще одну дополнительную ступень управления подразделениями — полковую. В отличии от советской полковой структуры, аналогичной штатной структуре мотострелковой или танковой бригады, для наибольшей управляемости и мобильности полагаю необходимым иметь меньшее количество входящих в его состав штатных подразделений. Предлагаю в состав бригады ввести 2-3 механизированных полка, состоящих из одного танкового и одного мотострелкового батальонов четырехротного состава каждый, артиллерийского и зенитного дивизионов, противотанковой, реактивной батарей, инженерно-саперной, разведывательной, связи рот, химического огнеметного взвода, ремонтной и материального обеспечения рот. В состав бригады также необходимо будет ввести артиллерийский полк (БрАГ) двухдивизионного состава, реактивный дивизион, зенитно-ракетный полк, разведывательный батальон и другие, аналогично входящие в состав сегодняшней бригады подразделения.
Указанный штат будет иметь меньшее количество подразделений, чем штат советской мотострелковой дивизии, в два раза, при оснащении современными системами управления обеспечит большую мобильность и управляемость. По своей сути, такой механизированный полк будет подобием современной БТГр, но на более качественном уровне, имея штатную, четко отлаженную систему управления как мотострелковыми и танковыми, так и подразделениями родов войск. Так, например, командир артиллерийского дивизиона в ходе боя будет получать команды управления не от штаба мотострелкового батальона, зачастую слабо разбирающегося в вопросах применения артиллерии, а непосредственно от начальника артиллерии полка, имеющего в подчинении средства артиллерийской разведки и управления. Как ни крути, полк — это организм, воинская часть со своими службами и тылом.
Далее остановимся на необходимости иметь четырехротную структуру танкового и мотострелкового батальонов полка. Это не дань натовской моде. Такой состав позволит организовать внутри полка две БТГр — танковую и мотострелковую, передав из состава танкового батальона одну танковую роту мотострелковому батальону, а одну мотострелковую роту мотострелкового батальона — танковому батальону. При необходимости можно иметь сбалансированный состав батальонов — по две танковой и две мотострелковой роты в каждом.
В целом на основе подразделений полка можно будет в период боевых действий формировать до 6 ротных тактических групп, по 3 в каждом батальоне. В зависимости от действий на направлении главного удара или второстепенном направлении построение боевого порядка механизированного полка будет одно- или двухэшелонным, что максимально обеспечит выполнение боевой задачи.
Полагаю, что такие изменения в организационно-штатной структуре мотострелковой (танковой) бригады решат извечные вопросы управляемости и мобильности соединений.
Вас заинтересует
Подведены итоги учений береговых подразделений ЧФ РФ за 2014 год
Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
В Забайкалье и Приморье набирают казачьи роты
Боевая мощь бригад
Расплескалась синева...