Бойцы предпочитают нештатные приклады, прицелы, бронежилеты и ботинки
Военнослужащие подразделений специального назначения Минобороны, внутренних войск и СОБРа Центра специального назначения (ЦСН) МВД согласились рассказать газете «Военно-промышленный курьер», почему в российском спецназе популярен американский камуфляж расцветки MULTICAM, насколько эффективны отечественные бронежилеты и приборы ночного видения, как подбирают боевую экипировку и оружие.
В последние годы главными героями телевизионных репортажей и фотографий с Северного Кавказа стали бойцы различных подразделений специального назначения, выполняющие задачи по борьбе с террористическим подпольем. На видео- и фотохронике бросается в глаза, что полевая форма одежды, бронежилеты, средства связи и т. д. у спецназовцев разные, так сказать, с миру по нитке. В современном мире сегмент частного производства тактического снаряжения и средств защиты развивается очень динамично. Даже такие хорошо финансируемые западные подразделения, как американская «Дельта», британские САС и другие, покупают за свои деньги приглянувшуюся продукцию. Ведь от обмундирования, снаряжения, а тем более оружия зависит успех любой операции. Как обстоят дела у российских силовиков, какие есть проблемы, что хотелось бы поменять?
Броня крепка
«Мы используем бронежилеты 6Б23. Есть и новенькие 6Б43, но их очень мало», – говорит офицер базирующегося в Подмосковье ЦСН Минобороны. По его словам, большинство военнослужащих покупают за свои деньги импортные изделия, в основном чехлы, которые потом подшивают, чтобы можно было поставить отечественные бронепанели. У коллег из внутренних войск на снабжении стоят бронежилеты разработки начала 90-х годов «Корунд»», но сейчас начали поставлять современный «Багарий». Так же, как и в Минобороны, в ВВ покупают иностранные бронежилеты, в частности американские. Правда, популярны и отечественные «Дефендеры» и «Редуты».
Сотрудников ЦСН МВД защищают различные изделия фирмы «Форт-технологии» и «Армаком». Все собеседники издания согласились, что ни один из типов бронежилетов не отвечает их требованиям. Нужны не обыкновенные бронежилеты, а модульные системы бронезащиты, представляющие собой разгрузочный жилет («разгрузка») с бронепанелями и возможностью установки необходимых подсумков под выполняемые задачи. Сейчас такие системы стали обязательным атрибутом не только подразделений специального назначения, но и общевойсковых во многих армиях мира.
«Нам бы хотелось иметь штатные облегченные бронежилеты по схеме plate carrier типа того, что делают фирмы LBT и PIG-tactical. Но так как их нет, многие покупают на свои и ставят бронепанели», – рассказывает офицер Минобороны. Так же поступают и во внутренних войсках. «У американцев есть хорошая система крепления c набором подсумков под названием MOLLE. Все качественно, подсумки держатся надежно. Что-то подобное сделано на «Багариях», правда, качество хуже и подсумков хватает всего на два-три занятия. Но и таких бронежилетов у нас всего 30–40 процентов», – сетует офицер ВВ.
А вот сотрудник СОБРа МВД считает, что отечественные защитные материалы лучше и классы защиты бронежилетов выше, чем у иностранных изделий. Но и он признает необходимость модульных систем бронезащиты. Всех собеседников издания не удовлетворяют штатные защитные шлемы. «Как ночной горшок на голову напялил. Приходится для десантирования делать специальный чехол, иначе может на раскрытии зацепить край шлема стропами. На наших нет креплений для ПНВ, фонарей и подобных вещей», – говорит офицер ЦСН Минобороны. Штатные ЗШ-1 не нравятся военнослужащим внутренних войск, а «Алтын», «Маска» и «Рысь-Т» – сотрудникам СОБРа МВД.
По общему мнению, самый оптимальный вариант защитного шлема, стоящий на снабжении подразделений специального назначения во всем мире, разработан американской фирмой OpScorе.
«Очень удобные, хорошо сидят на голове, сочетаются с очками, наушниками, кислородной маской, имеют обтекаемую форму», – сказал представитель Минобороны. Его поддерживают коллеги из МВД и внутренних войск. «ЗШ-1 – это прошлый век. Мы покупаем за свои деньги «ШБМ» фирмы «Омнитек-М», аналогичный «опскоровскому». Под него можно легко надеть наушники. Он удобен в подгонке, легкий. Под ЗШ-1 надо надевать специальную шапочку, а если летом, то бандану, а под ШБМ не нужно», – говорит офицер внутренних войск. В то же время СОБР МВД пользуется аналогичным американскому шлему OpScorе изделием российской фирмы «Армаком». «Сейчас ведем работу с фирмой по доводке их изделия под наши требования. Но это долгий процесс, не менее года», – поясняет сотрудник МВД.
«Калашников» с иностранным прикладом
«В основном мы используем АК74М. Раньше было много АКМСЛ, но сейчас они практически все изношены и списываются. Есть несколько АК103, но нынешние патроны 5,45 (ПП, БС и т. п.) свели преимущество калибра 7,62 к нулю. А точность у малокалиберных автоматов выше, боекомплект при равном весе больше», – считает офицер ЦСН Минобороны. По словам его коллеги из внутренних войск, помимо АК74М в ЦСН были и АК-104: «Сейчас у нас их забрали, но нам они нравились. Они короче, удобнее ими манипулировать, закидывать на спину и т. д. И дальность стрельбы нас устраивает». Есть на вооружении спецподразделений и пистолеты-пулеметы. По словам сотрудника СОБРа, его отряд выбрал СР-2М «Вереск». Он легче, мобильнее, а патрон мощнее, чем у предложенного ПП «Витязь». А вот во внутренних войсках и Минобороны «Верески» не прижились.
«Свои СР-2М мы сразу сдали – под них ВВ не закупили патроны. Используем ПП-2000. С ними работают «щитовики» (военнослужащие, идущие с пуленепробиваемыми щитами. – Прим. авт.). Пистолет-пулемет «Витязь» тоже имелся, но на боевых не использовался. Были технические проблемы с постоянным утыканием патронов. Да и нет такой задачи, где «Витязь» лучше Калашникова», – утверждает офицер ВВ. В ЦСН Минобороны СР-2М используется как второе оружие снайпера.
Но самая большая головная боль и источник постоянных расходов – дорабатываемые за свой счет штатные автоматы Калашникова. «Ставим регулируемый по длине приклад. Обычно это американские «Магпул» или израильские изделия. Ставим покупные ДТК (дульный тормоз-компенсатор. – Прим. авт.), уменьшающие подброс оружия, а некоторые модели уменьшают и вспышку выстрела, что очень важно при работе с ПНВ. Переходники с планками Пикатинни. Флажок предохранителя с дополнительной педалью для удобства переключения средним и/или указательным пальцем», – перечисляет покупки офицер спецназа Минобороны. Так же поступают военнослужащие ЦСН ВВ и сотрудники СОБРа.
«Джентльменский набор на каждом автомате – это передняя ручка, коллиматорный прицел и регулируемый приклад. Если сотруднику удобно, то он еще добавляет пистолетную рукоятку. Ставим планки-переходники Пикатинни и Вивера. «Чернильница» (дульный тормоз-компенсатор. – Прим. авт.) очень нужна, для ночной работы незаменима», – уверен офицер спецназа внутренних войск.
По его словам, из многочисленных коллиматорных прицелов, предложенных сейчас на рынке стрелкового вооружения, центр остановил выбор на изделиях американских фирм Eotech и Aimpoint.
«Eotech ставим на автоматы, а Aimpoint – на пулеметы. Российские и белорусские прицелы не нравятся. Коллиматор хорош с трехкратным увеличителем, но это слишком дорогое удовольствие, поэтому есть не у всех», – рассказывает офицер внутренних войск. По его мнению, коллиматорный прицел нужно беречь как зеницу ока: «В России нет лицензионных мастерских этих фирм, а самостоятельно починить, особенно если сломалась матрица, практически невозможно».
Сотрудник СОБРа МВД пояснил изданию «ВПК», что его подразделения помимо импортных деталей закупают и отечественные производства фирмы «Зенит»: «Мы не все приобретаем за свой счет, что-то нам выдает Родина. Хотелось бы прицелы ACOG фирмы TriJicon, но они слишком дорогие, поэтому мы остановили свой выбор на изделиях Aimpoint».
За последние четыре года популярной у российских спецподразделений стала полевая форма покроя ACU (Army Combat Uniform), принятая в 2008 году на снабжение Пентагоном и отличающаяся от традиционной полевой формы короткой курткой со стоячим воротом и косыми нагрудными карманами. Также повсеместно используется американская камуфляжная расцветка «мультикам», шутливо называемая в России «мультик».
«ACU удобнее, только карманы нужны на пуговицах. Это качественные изделия из хороших материалов, хотя, конечно, есть исключения. Расцветка «мультикам» хорошо подходит для регионов, где приходится работать. И еще момент – при совместной работе с «фэсниками» (бойцами спецназа ФСБ. – Прим. авт.), спецами из МВД и др. получается, что все одеты в одну форму и нет проблем с опознанием друг друга», – говорит офицер Центра специального назначения Минобороны.
По словам его коллеги из ВВ, в этих войсках сейчас отказываются от расцветки «мультикам» в пользу «сурпат» (SURPAT), разработанной российской фирмой «Корпус Выживания». «Мультик» хуже в лесу, поэтому офицеры берут его для повседневного ношения, иногда надевают на занятия. Бывает, используем штатную камуфлированную полевую форму внутренних войск. Но «сурпат» в покрое ACU очень удобен, особенно вшитые наколенники. Они не перетягивают ногу, не нарушают кровоснабжение», – поясняет офицер-спецназовец.
Сотрудник СОБРа МВД рассказал «Военно-промышленному курьеру», что в его подразделении тоже предпочитают полевую ACU, которую приобретают у британских и американских производителей: «Берем оригинальную форму фирмы CRYE. Наши сотрудники покупают то, что им удобнее носить. Что-то из полевой формы мы получаем штатно, но большую часть покупаем на свои средства». По его словам, использование расцветки «мультикам» позволяет быстро идентифицировать дружественные подразделения, участвующие в операции. Хотя и эта расцветка неоптимальна для Северного Кавказа.
По мнению всех собеседников, большая проблема – форменная обувь, которую невозможно носить. И опять приходится покупать самостоятельно, отдавая предпочтение иностранным изделиям, причем не только военного назначения: пользуются спросом и спортивные ботинки. В последнее время спецназу ВВ и МВД все больше нравятся ботинки отечественной фирмы «Фарадей». «В форменных деревяшках ходить вообще невозможно, еще и опасно для жизни. Сейчас появилась обувь «Фарадея» не хуже импортной, но в разы дешевле. Вот бы ее на снабжение взяли и нам штатно выдавали», – скромно мечтает офицер внутренних войск.
Связь и приборы ночного видения
Приборы ночного видения – это головная боль российского спецназа. На вопрос, считаете ли вы российские приборы адекватными поставленным задачам, офицер из Центра специального назначения Минобороны ответил лаконично: «Издеваетесь?».
По словам офицера внутренних войск, его сослуживцы по возможности предпочитают приобретать импортные изделия, иногда белорусские «Филины». «Для снайперов есть хорошие штатные российские «ночники» ДС-4 и ДС-6. Но их в нашем центре мало. Сейчас закупили российские ПНВ «Шахин». Мы сразу сказали, что они нам не подходят. У того же «Циклона» (производитель – НПО «Циклон») есть гораздо лучше, надежнее и легче. Но разведывательное управление ВВ посчитало, что нам и такие сойдут», – возмущен спецназовец внут-ренних войск.
Так же все собеседники признались, что их подразделения приобретают за свой счет и активные наушники со встроенной связью, усиливающие слабые звуки и гасящие сильные. Предпочитают наушники фирмы Peltor.
«Они не везде нужны, а только под задачу, иначе слух садится очень быстро. Смеха ради попробуйте пройти в активных наушниках вдоль горного ручья или по лесу при сильном ветре. А вот в помещении или на тренировках по огневой они хороши», – поясняет офицер Минобороны.
Его коллега из внутренних войск считает, что для действий в лесу активные наушники необходимы: «Там они усиливают звук и можно заранее услышать противника. Хотя я лично предпочитаю обычную гарнитуру».
Продолжающиеся контртеррористические действия на Северном Кавказе требуют постоянного участия военнослужащих и сотрудников подразделений специального назначения всех силовых ведомств. Если в начале 90-х годов качество и количество экипировки определялось возможностями ведомства, то сейчас даже у элитных центров специального назначения все зависит от толщины кошельков самих военнослужащих. Можно возразить, что и иностранные спецы тратят свои деньги, ведь каждый сам подбирает то, в чем удобнее воевать. Но одно дело – обувь и полевая форма одежды, а когда речь заходит о бронежилетах, шлемах, средствах связи, «обвесах» на оружие, тут уже стоит задуматься. Международный рынок вооружения и снаряжения в последние 10–12 лет находится на пике активности. Российские компании за редким исключением там не участвуют, хотя у военных и правоохранителей накоплен достаточный боевой опыт, который можно реализовать в новых семействах бронежилетов, средств связи, активных наушниках и т. д. В то же время новейшие автоматы АЕК-971 и АК-12 представлены на испытания без полноценных коллиматорных прицелов отечественного производства. Хотя та же Белоруссия активно производит эти изделия. Остается только сожалеть, что иностранных спецназовцев снабжают ведомства, а российских – их семьи, жертвуя деньги из семейного бюджета.
Вас заинтересует
Смертельный удар в ближнем бою
«Винторез
Королевские соревнования спецназа
Береты в Советской Армии
Севастополь: Российских военных переодевают в "цифровую" форму