Ретроспектива и перспективы КБ «Южного» и Южмаша
Традиция создания ракетно-космической техники в Днепропетровске насчитывает уже 60 лет. История сначала советского, а затем постсоветского украинского ракетостроения имеет довольно серьезный список достижений в сфере создания ракетной техники как военного, так и гражданского назначения. Сегодня помимо проблем мировой конъюнктуры и бюджетного финансирования ракетостроители получили новый «вызов» в лице личного кураторства предприятия губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским.
История днепропетровского ракетного центра начинается с создания в городе, освобожденном от фашистов, Днепропетровского автомобильного завода (ДАЗ) в 1944 году. В конце 40-х – начале 50-х годов ДАЗ наладил выпуск автокранов, автопогрузчиков, грузовых автомобилей и автомобилей-амфибий. Однако 9 мая 1951-го Совет министров СССР принял постановление об организации на ДАЗ серийного производства ракет. На следующий день был подписан приказ министра вооружения СССР Дмитрия Устинова о присвоении заводу номера 586. С тех пор предприятие занимается производством ракетной и космической техники.
Основа ядерного паритета
В апреле 1953 года на базе отдела главного конструктора завода № 586 образовано Особое конструкторское бюро № 586 (ОКБ-586). Основанием для такого решения стала задача по проектированию ракеты средней дальности Р-12, к работе над которой конструкторы завода приступили еще в феврале. В 1954-м главным конструктором ОКБ-586 был назначен Михаил Янгель. С этого момента ОКБ и завод существовали как тесные партнеры. С работой завода связано известное высказывание Никиты Хрущева, что в СССР ракеты делают, как сосиски. Оно родилось после ознакомления первого секретаря ЦК КПСС с конвейерным производством баллистических ракет на заводе № 586.
В 70-х годах на базе завода было организовано ПО «Южный машиностроительный завод», в октябре 1986-го – НПО «Южное» в составе КБ «Южное», ПО «ЮМЗ» и Днепропетровского филиала НИИ технической механики. Однако полного объединения предприятий так и не произошло, оно было достаточно формальным, а КБ и завод остались независимыми юридическими лицами.
С момента создания завод № 586, а затем ПО «Южмаш» тесно связано с разработкой и производством ракет стратегического назначения. Сначала это были Р-12 и Р-14, ракеты первого поколения, затем первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-16. Передача производства этих ракет на заводы Перми, Оренбурга, Омска, Красноярска позволила заводу приступить к реализации новых проектов.
В апреле 1962 года СМ СССР принял постановление «О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов». Документ предусматривал производство ракет Р-36 и Р-36-О (орбитальной). Р-36 стала базовой ракетой второго поколения, в состав боевого оснащения которой входили два типа моноблочных головных частей (ГЧ) с наиболее мощными в мире боевыми зарядами и комплекс средств преодоления противоракетной обороны. Новые технические решения позволили ракете находиться на боевом дежурстве в постоянной готовности к пуску в течение нескольких лет. На основе многоцелевой ракеты Р-36 были созданы ракетные комплексы с разделяющейся трехблочной ГЧ и с орбитальной ГЧ. Особенность орбитальной ракеты Р-36-О состояла в выведении ГЧ, оснащенной двигательной установкой, на околоземную орбиту и в последующем торможении ГЧ и ее спуске в любую точку земного шара.
В период с 60-х по 80-е годы Южмаш совместно с КБ «Южное» разработал и внедрил в производство МБР тяжелого класса Р-36М, Р-36М УТТХ и МБР легкого класса МР-УР-100, МР-УР-100 УТТХ с повышенной живучестью и способностью поражать несколько целей, а также командную ракету 15А11 системы «Периметр». В конце 80-х годов началось серийное производство ракетных комплексов четвертого поколения – МБР Р-36М2 «Воевода», РТ-23 УТТХ, которые были приняты на вооружение в 1988–1990 годах и до сих пор остаются в российских РВСН.
На момент подписания в 1991 году Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) на вооружении РВСН находилось 1398 МБР, на которых размещалось свыше 6,6 тысячи боезарядов. При этом на боевом дежурстве находилось 444 ракеты производства ЮМЗ, оснащенные 4176 боезарядами. Это составляло примерно 42 процента всей мощности стратегических ядерных сил СССР.
В апреле 1992 года решением главкома Вооруженных Сил СНГ и Министерства промышленности России ЮМЗ был освобожден от обязанностей изготовителя МБР четвертого поколения. В том же году их сборка на предприятии была прекращена. Тем же решением КБ «Южное» и ЮМЗ освобождены от обязанностей головного разработчика и изготовителя универсальной модернизированной ракеты РТ-2ПМ2 с передачей их производства в Россию.
Независимое положение
С 1992 года ЮМЗ прекратил выпуск баллистических ракет в интересах Вооруженных Сил РФ. Основным продуктом ЮМЗ в 1990–2000-е годы стали ракеты космического назначения, разработанные еще во времена СССР. Наибольший доход предприятию принесла РН «Зенит-3SL» в рамках проекта Sea Launch. Совместное предприятие по предоставлению пусковых услуг создано в 1995 году с участием российской корпорации «Энергия», ГКБ «Южное», ЮМЗ, компании Boeing и норвежской компании Kvaerner (сейчас в составе группы компаний Aker ASA Group). В составе СП 40 процентов акций получил Boeing (общее руководство, маркетинг, строительство и эксплуатация базового порта в городе Лонг-Бич), 25 процентов – РКК «Энергия» (головное предприятие по ракетному сегменту проекта, производит третью ступень РН «Зенит-3SL» – разгонный блок ДМ-SL), 20 процентов – Kvaerner (стартовая платформа Odyssey на базе плавучей буровой платформы и сборочно-командное судно Sea Launch Commander). ГБК «Южное» и Южмаш получили по 5 и 10 процентов акций соответственно. Они отвечали за разработку и производство первых двух ступеней РН «Зенит-3SL». С 1999 года по настоящее время СП Sea Launch выполнило 36 коммерческих пусков РН «Зенит-3SL». Они проводятся с экватора из района острова Рождества (Тихий океан), что позволяет запускать на наиболее востребованную сегодня коммерческими заказчиками геостационарную орбиту более тяжелые КА по сравнению с запусками с космодромов, расположенных не на экваторе. По неофициальным данным, контракт на пуск носителя стоит 80–100 миллионов долларов, из которых украинская сторона получает в среднем 20–25 миллионов долларов.
За время работы СП Sea Launch стало одним из лидеров мирового рынка пусковых услуг (его доля составляла в разные годы 15–40 процентов). Основными конкурентами выступили СП International Launch Services (занимается маркетингом российских РН «Протон-М») и европейская компания Arianespace (РН семейства Ariane 5). Кроме того, участники программы Sea Launch учредили проект Land Launch по запуску доработанной РН «Зенит-3SL» (с разгонным блоком ДМ-SL) и «Зенит-3SL» (без разгонного блока) с космодрома Байконур. Проигрывая по грузоподъемности морскому варианту, «Наземный старт» экономнее благодаря более простой инфраструктуре Байконура. При использовании стартовой площадки в Казахстане отпадает необходимость сравнительно длительного перехода стартовой платформы из базового порта в район запуска. Первый запуск по новой программе состоялся 28 апреля 2008 года.
История компании не избежала событий скандального характера, связанных с неожиданным банкротством «Си Лонча». В 2008 году компания неожиданно прекратила пуски, а в суд города Лос-Анджелеса поступило обращение о признании компании банкротом. Инициатор банкротства – «Боинг», который нес основную маркетинговую нагрузку по проекту. После череды судебных исков контроль над компанией получила РКК «Энергия», заплатив «Боингу» более 155 миллионов долларов, которые были предъявлены в качестве убытков компании. В настоящее время «Морской старт» контролирует РКК.
В конце 2012 года менеджмент швейцарской корпорации «Си Лонч АГ», «дочки» РКК «Энергия», объявил, что прямые убытки по итогам 2011-го составили более 100 миллионов долларов, не лучше результат и в 2012 году, а для продолжения дальнейшей работы срочно необходимы как минимум 200 миллионов долларов. В 2013-м пуски «Морского старта» были приостановлены после аварии ракеты с КА «Интелсат» 1 февраля, связанной с аварийным отключением двигателей сразу после старта. Возобновление программы произошло 27 мая текущего года с запуском КА Eutelsat3B.
На мировом рынке до недавнего времени пользовались спросом запуски легких космических аппаратов в рамках проекта «Днепр». В качестве носителя в проекте используется МБР Р-36М, а в перспективе – Р-36М2 «Воевода». Ракеты для запуска берутся из наличия РВСН России по мере снятия их с боевого дежурства. Для осуществления запусков по проекту «Днепр» в сентябре 1997 года зарегистрировано ЗАО «Международная космическая компания «Космотрас» («Космические транспортные системы»). Акции предприятия распределили пополам между российскими и украинскими предприятиями. С апреля 1999 года осуществлено 19 пусков, один (26 июля 2006-го) завершился аварией. Все пуски Р-36М проводились в рамках российской программы «Зарядье», преследующей цель продления ресурса МБР этого типа, тем самым существенно снижалась их себестоимость. Основным конкурентом программы «Днепр» являются российские РН «Рокот» и «Космос-3М» (производятся ГКНПЦ имени Хруничева). Однако их себестоимость заведомо выше: для «Рокота» (на базе снимаемых с боевого дежурства первых двух ступеней МБР УР-100НУ) требуется изготовление разгонного блока «Бриз-КМ» и головного обтекателя, а РН «Космос-3М» вообще производится целиком.
Вопросом «выравнивания» конкурентных условий, вероятно, озаботился экс-министр обороны РФ Анатолий Сердюков. В 2008–2009 годах пуски «Днепра» прекратились, так как МО РФ, по сведениям украинских специалистов, подняло цену на Р-36 с символической до рыночной. Стоимость ракеты для программы оказалась в пределах доходов от каждого пуска. В этой связи старты «Днепра» стали нечастым явлением. По специальной просьбе президента Виктора Януковича к президенту Владимиру Путину Украина получила ракету для запуска спутника дистанционного зондирования Земли «Сич-2М» в 2011 году. Со сменой главы МО РФ РН «Днепр» стартовал чаще, однако в связи с нынешними неопределенными отношениями Киева и Москвы вероятность продолжения стартов РН существенно снижается.
Новые проекты
Ракеты-носители «Зенит», «Днепр», «Циклон» оставались для днепропетровских ракетостроителей возможностью выжить в новых условиях, главной чертой которых стало отсутствие гособоронзаказа. Старые носители, однако, невечные, и чтобы подготовиться к растущей конкуренции на рынке пусковых услуг, руководство космической отраслью настойчиво проталкивало проект создания ракетно-космического комплекса «Циклон-4» в Бразилии. Сама ракета создается на основе РН «Циклон-3». От прототипа РН будет отличаться новой третьей ступенью, улучшенными энергетическими характеристиками двигателей, улучшенной системой управления, увеличенным головным обтекателем, возможностью эксплуатации в тропических условиях, возможностью запуска КА массой до 1,8 тонны на геопереходные орбиты (с высотой апогея 36 тысяч километров). Старты «Циклона-4» будут осуществляться с приэкваториального космодрома Алкантара на северо-востоке Бразилии на круговые низкие и средние орбиты и орбиту, переходную к геостационарной. История проекта ведется с 2003 года, когда Украина и Бразилия подписали межправительственный договор о долгосрочном сотрудничестве в области космоса. В 2006-м зарегистрировано СП Alcantara Cyclon Space, где на паритетной основе участвуют украинская и бразильская стороны. Первоначально планировалось начало стартов в 2010–2011 годах, но ряд сложностей, начиная с отношения Бразилии к проекту и заканчивая поиском финансов в эпоху мирового экономического кризиса, приводит к постоянному переносу даты первого старта.
Кроме нового носителя в Днепропетровске взялись за реализацию нового технического проекта. С 2006 года в КБ «Южное» велась разработка оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» с дальностью 250–300 километров. По экспертным оценкам, разработка ракетного комплекса обойдется в 350 миллионов долларов.
Комплекс «Сапсан» позиционируется как аналог российского оперативно-тактического комплекса «Искандер». Спрос на него в украинских вооруженных силах не превысит 100 экземпляров. Более же поздний по сравнению с российским «Искандером» выход на международный рынок существенно затруднит продвижение этой ракеты иностранным заказчикам. Кроме того, с учетом политического курса Киева на вступление в НАТО «Сапсан», безусловно, не будет предлагаться заинтересованным в нем странам-«изгоям» по классификации Вашингтона.
Несмотря на отсутствие экспортного будущего, комплекс решили довести до серийного производства. В феврале 2011 года президент Украины Виктор Янукович сообщил, что комплекс «Сапсан» будет создан, а генеральный директор НКАУ Юрий Алексеев оценил объем затрат на его создание к 2015-му в 3,5 миллиарда гривен (примерно 460 миллионов долларов США). В 2012 году на работы выделено свыше трех миллионов долларов. Но спустя год Министерство обороны Украины остановило финансирование. Министр обороны Павел Лебедев объяснил отказ от продолжения проекта неэффективным использованием бюджетных средств. В дальнейшем работы по комплексу не финансировались, и вряд ли проект получит бюджетную поддержку в ближайший год.
Фантомные страхи
Хотя ЮМЗ уже больше 20 лет не создает новые МБР, завод продолжает работу по продлению срока эксплуатации ракетного комплекса Р-36М2 «Воевода» российских РВСН. Гарантийный срок эксплуатации ракет, произведенных на ЮМЗ и ставившихся на боевое дежурство в период 1988–1992 годов, первоначально составлял 15 лет. По условиям соглашения проведение работ по продлению срока эксплуатации комплекса имеют право выполнять исключительно головной разработчик и изготовитель – КБ «Южное» и ЮМЗ. В результате планируется, что он останется на боевом дежурстве как минимум до 2020 года.
Такая повышенная «живучесть» ракеты в составе российского ядерного щита, видимо, очень сильно беспокоит США. После потери Крыма украинские власти заявили, что приостановят военно-техническое сотрудничество с РФ. Среди основных тем работы, «закрытием» которых угрожают украинские власти, числится техобслуживание ракет «Воевода». В поддержку Киева даже выступили конгрессмены США, которые удивляются, почему украинцы поддерживают ядерный щит «агрессора». Возможно, вся эта информационная кампания была разыграна с самого начала одним режиссером. Иначе как понимать факт подписания меморандума между губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским с и. о. директора Южмаша? Губернатор торжественно взял на себя решение всех политических вопросов, которые касаются Южмаша, чтобы способствовать созданию заводом неполитизированной промышленной территории. Облгосадминистрация в лице Коломойского также обещает обеспечить содействие безусловного выполнения предприятием межгосударственных соглашений и долгосрочных контрактов с иностранными и украинскими заказчиками. Этот «меморандум» будет действовать в течение всего 2014 года с автоматическим продлением еще на три года.
Появление такого документа может говорить о частичной утрате центром руководящих функций, которые взяли на себя региональные лидеры. Неважно, в какой это форме преподносится: как содействие и помощь или наоборот.
Вероятно, на пути ракетостроительного сегмента Днепропетровска появляется еще одно разрешительное звено.
В таких условиях трудно говорить о светлом будущем КБ «Южного» и Южмаша. Нынешние проекты напрямую связаны с участием РФ и предприятий космической отрасли соседнего государства. Возможно, теперь зеленый свет тому или иному направлению будет даваться непосредственно в обладминистрации Днепропетровска. Усилит ли это кооперацию? Скорее нет, чем да. Украинское ракетостроение, как это ни прискорбно, ожидают в будущем вероятное сужение поля деятельности, потеря специалистов, которых могут переманить российские предприятия, но при этом ни финансовых компенсаторов, ни привлечения в альтернативные западные проекты ожидать не стоит.
Вас заинтересует
"Ангара": триумф или забвение. Часть 1
Минобороны РФ увеличило сроки эксплуатации комплексов «Воевода
Космодромы мира. Часть 1-я
Ракета-носитель «Ангара
Ракеты-носители на базе МБР: выгоднее запускать, а не резать