Сегодня в России много говорят о том, что мы найдем симметричный ответ на санкции направленные против нашей страны в связи с событиями на Украине. Однако защищаться можно по-разному…
Ну, а для начала, мне хотелось бы вспомнить детство свое «золотое», когда мы – мальчишки с улицы Пролетарской, бегали летом по ней в одних трусах и не боялись надолго одни уходить от дома. Молоко тогда было натуральным, колбаса – колбасой, однако все мы тогда были немного параноиками. Мы все поголовно боялись атомной войны, а о том, что она может начаться в любую минуту, нам сообщало телевидение, да и пресса старалась вовсю. Ощущение было такое, что война стоит буквально за порогом, причем особенно это ощущение усилилось в 1962 году и почему так – понятно. Люди ждали бомбы себе на голову со дня на день и… пили! Ох, как они тогда пили, причем даже милиция им в этом не препятствовала. Ведь все знали, что за «средства обороны» мы разместили тогда на Кубе и понимали, чем могут на это ответить США…
Поэтому неудивительно, что мы, мальчишки, тогда постоянно играли в войну, причем обычно после какого-нибудь военного фильма, служившего для нас, так сказать, основой игры. Ну, а военные фильмы тогда шли чуть ли не каждый день. Мы играли в Чапаева, в Пархоменко, в Щорса, в «Балтийское небо» – словом что ни фильм, то – игра! Был даже какой-то иностранный фильм – «Смерть зовется «Энгельхен» и вот мы в него тоже. А потом я как-то посмотрел кинофильм «Мы из Кронштадта», который мне даже сначала понравился, но который заставил о многом задуматься, когда мы стали в него играть. Там по ходу действия белогвардейцы топят пленных краснофлотцев в море, навязав им на шеи огромные валуны, причем топят – вот гады! – даже мальчика-юнгу, хотя главный герой, конечно, спасается. Прямо по сценарию мы – младшие, взяли старших ребят в плен и должны были их утопить (даже обрыв подходящий нашли для этого), а те геройски утопиться. Но… где взять камни и веревки? Ничего этого у нас, кроме винтовок, выструганных из досок и с затворами из оконных шпингалетов, не было! И вот тут мне в голову пришла замечательная идея – а я тогда командовал именно белыми, – и приказал… всех красных заколоть штыками! Дешево и эффективно!
]]>Игра, естественно, тут же и закончилась, а мы все начали спорить – могло быть так в жизни или нет! И хотя товарищей переубедить мне так и не удалось – магия экрана оказалась сильнее, – сам для себя я сделал в уме заметку: есть фильмы, которые очень сильно действуют на психику и возбуждают ненависть к врагу, но которые, тем не менее, показывают неправду. Потому, что вряд ли те же беляки стали бы так долго возиться с моряками, и вешать им на шеи обломки скалы, когда много скорее их можно было, например, расстрелять!
Потом, я посмотрел кинофильм, снятый гэдээровскими кинематографистами «Сыновья Большой Медведицы» с колоритной фигурой Гойко Митича в главной роли, проникся к индейцам жалостью и любовью, а после узнал, что фильм этот переданный индейцам в США вызвал там массовые выступления дакота с оружием в руках! Среди причин восстания агентами ФБР был назван факт демонстрации именно этого фильма. Картина была объявлена провокацией спецслужб ГДР: длительно подготавливаемой и блестяще проведенной. После событий 1973 года в резервации Вундед-Ни, Южная Дакота, Гойко Митичу вроде бы много многократно угрожали, вынуждая отказаться от дальнейшей работы… Впрочем, сейчас уже известно что на самом деле это было не совсем так, и во многом желаемое тут выдано за действительное.
Но истина, тем не менее, несомненна и бесспорна – кино является важным средством воздействия на общество (ещё Ленин об этом говорил!) и может быть отличным оружием в информационных войнах сегодняшнего дня.
Ну, вот например, сегодня Канада заняла по отношению к России явно недружественную позицию. Но…разве мы не можем снять многосерийный художественный фильм на тему об уничтожении детей индейцев в миссионерских школах-интернатах в этой стране? Еще в 1922 году об этом была написана книга «Национальное преступление». А начиная с 1995 года, там работает Трибунал по расследованию преступлений в канадских школах-интернатах, доказавший, что за столетие террора с 1880 по 1980 год в них было умерщвлено более 50000 индейских детей. Еще десятки тысяч получили физические и психические травмы. Доказано, что их там насиловали, избивали и ставили над ними медицинские опыты. В общем, сплошной ужас. То, что там происходило – второй Майданек и Освенцим! И вот об этом-то вполне можно было бы снять художественный многосерийный фильм, проникнутый идей… мести белым, а отнюдь не христианского прощения и… передать его тамошнему местному населению! В любом случае хуже не будет – людям-то ведь все равно надо что-то смотреть! Ну, а после этого можно начать и соответствующую кампанию в прессе – вот мол, какова хваленая канадская демократия в отношении их же собственных граждан!
Франция исключительно жестоко подавляло выступления алжирцев, которых массами расстреливали и пытали электрическим током – готовая идея для того же сериала и… пусть его смотрят алжирцы. То-то им будет приятно посмотреть и вспомнить, как страдали их деды и отцы! Ну, если найдутся экстремисты решившие отомстить за это сегодняшним французам, так ведь неуравновешенные типы были везде и всегда!
Американцев демонстрация ужасов индейских войн вряд ли потрясет, к тому же второго Гойко Митича у нас нет. А вот экранизировать роман «Гроздья гнева» – роман Джона Стейнбека, опубликованный в 1939 году можно и нужно. О его качестве говорит уже то, что он был удостоен Пулитцеровской премии в номинации «За художественную книгу» и то, что он входит во многие учебные программы школ и колледжей США. В 1940 году роман был переведён на русский язык и в том же 1940 году режиссёром Джоном Фордом снят одноимённый фильм. Однако когда это было… К тому же финал кинофильма существенно отличается от финала литературного произведения – согласно канонам голливудского кино, кинолента заканчивается хэппи-эндом, в то время, как финал книги остается открытым.
«У нас это невозможно» – роман ещё американского писателя Синклера Льюиса, написанный в 1935 году и повествующий о захвате власти фашистами в США. Важно, что ещё в 1936 году была написана одноименная инсценировка романа, которая ставится в театрах до сих пор. Но театр это для избранных. А среднему американцу подавай телесериалы. Вот мы для них и снимем такой сериал, и пусть они смотрят и… задумываются, как близко они там у себя подошли к тому, о чем написан этот роман! Кстати говоря, режиссер-постановщик Кеннет Джонсон еще в 1982 году написал сценарий под названием «Штормовые предупреждения», который был представлен на рассмотрение NBC, для производства телевизионного мини-сериала, но его руководители отвергли первоначальную версию, утверждая, что она была слишком уж умной для среднего американца. Чтобы сделать сценарий более понятным для них, американские фашисты были заменены на людоедов-инопланетян. Фильм превратили в фантастический боевик и назвали «V». Но кто мешает нам на том же самом материале сделать талантливый кинофильм, или нас теперь уже только хватает на киноопусы вроде «Цитатели»?
А кинофильм про биологические опыты над американцами, которых травили боевыми газами и заражали сифилисом, за что, кстати говоря, первого октября 2010 года, Хиллари Клинтон принесла американцам официальные извинения. Было начато даже исследование, призванное определить, остались ли в живых кто-либо из жертв этих экспериментов и они по-прежнему ли они заражены сифилисом – ну и чем плох сюжет для телесериала в стиле «Секретных материалов»? Кстати, многие незаконные опыты проводились на жителях Канады, потому что ЦРУ не желало рисковать и устраивать столь жуткие операции на американцах.
Президент США Барак Обама также принес официальные извинения за все случившееся в телефонном разговоре с гватемальским президентом Альваро Коломом и привлек комиссию по биоэтике к расследованию этого инцидента.
Власти Гватемалы охарактеризовали эти эксперименты как преступления против человечности и инициировали собственное расследование. А там, где есть расследование, там всегда можно получить его материалы, тем более, если речь идет о Гватемале. В свое время опять же немцы из ГДР уже снимали сериал «Зеленое чудовище» о деятельности американской кампании «Юнайдет фрут Компани» в Гватемале и о чем этот фильм ясно из его названия. Так что и это вполне можно было бы сделать и так постоянно с телеэкрана навязывать комплекс вины жителям тех стран, что проводят против России недружественную политику. Там очень многие считают себя христианами, поэтому подобные семена упадут на хорошую почву! Ну, а добиться того, чтобы эти фильмы показывали можно разными путями. Например, через спонсорство, столь популярное в тех же США. «В Бога мы веруем, а остальное – наличными», говорят сами американцы и почему бы нам этим и не пользоваться?
Ну, а специально для японских телезрителей просто необходимо снять игровую версию аниме-фильма режиссёра Мори Масаки «Босоногий Ген», снятого им в 1982 году и демонстрировавшегося у нас в СССР в 1985-ом… А то, что-то наши японские соседи стали как-то забывать, кто именно сбросил им на головы сразу две атомные бомбы и что потом за этим последовало!
Кстати, в 1983 году фильм «Босоногий Гэн» получил приз имени Офудзи Нобуро на фестивале «Mainichi Film Concours», так что никто не сможет возражать против нашей российской экранизации «хорошего искусства». Другое дело, что фильм содержит много натуралистичных сцен, в частности, воздействие на людей светового излучения, смерть от острой лучевой болезни, гибель новорожденных и малолетних детей, демонстрацию грудного вскармливания в экстремальной ситуации, так что по нервам он может ударить очень сильно! А там, глядишь, и еще какая-нибудь организация типа «Аум Сенрикё» решит, что наступило подходящее время за все это отомстить. Вот только это будет абсолютно их собственное решение в лучших традициях современной западной демократии, хотя и «плохое» с точки зрения ее морали. Но нас это уже не должно будет волновать – ведь наша цель это искусство для народных масс!
Успех, говорит нам теория (и практика) PR – он в комплексном подходе, ну так и давайте будет этим активно пользоваться!
Вас заинтересует
Скачать фильм "Двадцать восемь панфиловцев": народный фильм против фальсификации истории
Нищие духом
Экономическая бомба от товарища Путина
А было ли иго? Парадокс зависимости прошлого от наблюдателя
Европейцы Горбачёва похоронили, китайцы обвинили в предательстве