На днях Дмитрий Медведев утвердил положение о новом министерстве, которое появилось в составе правительства. Речь идёт о министерстве по делам Северного Кавказа. Президентский указ №321, в котором речь идёт о создании Минкавказа, появился на свет 12 июня сего года, и теперь все процедуры, связанные с юридическим «открытием» министерства проведены и в стенах кабинета министров. На
сайте правительства представлено положение о том, что собой представляет новое министерство, которое уже начало свою непосредственную работу.
Минкавказ России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в сфере социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа и координации деятельности по реализации на его территории государственных программ и федеральных целевых программ.
Место нахождения Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа - гг. Москва и Ессентуки.
]]>В правительственном постановлении регламентируется структурно-штатный состав нового министерства. По этому штатному составу, в Минкавказе помимо, естественно, министра (Льва Кузнецова) работают 5 его заместителей, а также 7 различных департаментов с их главами.
Какова цель создания очередного министерства в составе российского правительства. Если ссылаться на упомянутый выше 321-й президентский указ, то Минкавказ создан исключительно с целью комплексного решения вопросов, связанных с созданием необходимых условий для социального и экономического развития региона.
Куратором министерства в ранге вице-премьера правительства РФ является Александр Хлопонин, который с января 2010 по май 2014 находился на должности полпреда президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе. Учитывая то, что выход президентского указа по формированию нового министерства совпал с освобождением Хлопонина от полпредской должности в СКФО, можно говорить, что во властных кругах обсудили ситуацию на Северном Кавказе и решили, что без создания особого министерства сейчас никуда и что над этим министерством нужно поставить ещё и целого вице-премьера.
Ситуация с созданием нового министерства при выработке дополнительных положений от правительства по тем вопросам, которое это министерство будет решать, в принципе, не выглядело бы чем-то из ряда вон выходящим, если бы не существенные нюансы. Дело в том, что при наличии министерства регионального развития появление министерств ещё более узкого (регионального) профиля выглядит достаточно странно. То ли создание новых министерств (Миндальвостокразвития, министерство по делам Кавказа и др.) – это чтобы Слюняев не дремал, то ли это попытка точечно решить все региональные вопросы на правительственном уровне с одновременным расширением круга ответственных. Хочется надеяться, что все эти чиновнические пертурбации в конечном итоге приведут к полноценному развитию регионов, но от неких опасений всё же сложно отмахнуться.
Итак, в каждом субъекте РФ есть губернатор (глава, президент), в каждом федеральном округе есть постпред президента, через которого, судя по заявлениям властей, регионалы могут без труда «дотянуться» до федерального уровня и рассказать о насущных проблемах. Это одна линия. Вторая линия – правительственная. Здесь есть упомянутое министерство регионального развития. В эту же плоскость внедряются новые министерства, профиль работы которых существенно пересекается с профилем министерства Игоря Слюняева. Мало того, первая и вторая линии в некоторых точках совпадают, так как главам регионам приходится работать и на одном, и на другом направлениях.
Получается, что для ряда регионов выстроена не только управленческая вертикаль, но ещё и нагромождена горизонталь – в виде ведомств с повторяющимися обязанностями. Или Северный Кавказ, Дальний Восток, Крым теперь в ведение минрегионразвития не относятся?..
Вертикали и горизонтали управления субъектами федерации усложняются не только потому, что появляются новые и новые профильные министерства, но ещё и потому, что работу одних курирует один вице-премьер, а работу других – почему-то другой. Хлопонин, к примеру, курирует Минкавказ и одновременно с этим… сферу природопользования и сферу оборота алкогольной продукции. При этом Хлопонин не курирует другие министерства региональной направленности. Рубик со своим кубиком отдыхает…
Есть мнение, что при том уровне коррупциогенности, от которого Россия никак не может толком отойти, создание всех этих лабиринтов «эффективного менеджмента» приведёт к одному результату – новым мошенническим схемам. Даже если допустить, что у инициаторов создания «параллельных» министерств в мыслях исключительная забота о прозрачности и действенности хозяйствования на местах, то это вовсе не значит, что мошеннические схемы себя не проявят. Каждому министерству кушать хочется, а ведь там ещё департаменты, в которых свои поддепартаменты, и которые тоже хотят кушать…
При этом заявления о том, что создание новых правительственных секторов поспособствует лучшей координации действий и контролю выполнения планов и программ, выглядят, мягко говоря, странно. Ведь если помимо министерства спорта создать министерство по делам кёрлинга и министерство по делам футбола, то это вовсе не означает, что с кёрлингом и футболом дела точно пойдут в гору. Также создание помимо министерства финансов ещё и министерства по делам российского рубля не гарантирует того, что с рублём никаких невзгод больше не случиться. А может, тогда в помощь к министерству обороны создать министерство атаки (наступления)?..
Не будем забывать, что такая работа ведётся на фоне громких заявлений о сокращении числа чиновников.
Вас заинтересует
Кого напугал указ президента о призыве в 2014 году резервистов на сборы?
Концерн "Калашников" хочет модернизировать АК-74 для Минобороны
Концерн "Калашников" хочет модернизировать АК-74 для Минобороны
"Северный ветер" не по карману?
Реформирование российского гособоронзаказа: эффективность прежде всего