<!--
TEnd
-->
Средства массовой информации в последнее время акцентируют внимание на том, что президент РФ В.Путин надумал провести реформирование системы размещения государственного оборонзаказа. По информации СМИ, в первую очередь, изменения должны коснуться руководящих органов. Так, планируется создание ведомств, которые будут находиться под контролем непосредственно правительства, и именно они буду нести ответственность за размещение оборонного заказа и контролировать его исполнение. Такая мера даст возможность устранить разногласия в цене, которые регулярно возникают между военным ведомством и оборонной промышленностью. Но это также может означать, что Министерство обороны больше не сможет одновременно контролировать формирование и размещение государственного оборонзаказа.
Напомним, 7 мая текущего года президентом Российской Федерации был подписал указ «О реализации планов развития Вооруженных сил и модернизации оборонно-промышленного комплекса». Данный документ предусматривает, что российская армия на 70 процентов должна быть укомплектована новыми образцами военной техники и вооружения до 2020 года. Среди приоритетных направлений необходимо отметить ядерную программу, системы разведки, связи, воздушно-космической обороны, управления и радиоэлектронной борьбы, транспортную авиацию, беспилотники, экипировку личного состава, высокоточное оружие, а также военно-морской флот, в частности, на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.
]]>
Как уже было отмечено выше, оснащением российской армии новым оружием должны будут заниматься новые исполнительные органы, которые, надо сказать, пока еще не созданы, но, как планируется, которые будут подконтрольны непосредственно правительству. Именно на них будет возложена задача размещения государственного оборонзаказа, а также осуществление контроля за его исполнением. Если эти новые ведомства будут созданы, то военное министерство больше не сможет контролировать гособоронзаказ. Отметим, до недавнего времи под контролем Министерства обороны находились Рособоронзаказ и Рособоронпоставка, которые и занимаются размещением гособоронзаказа и осуществлением контроля за его исполнением.
По поручению Путина, создание новых ведомств возложено на новое правительство. Оно займется выполнением указа сразу после своего окончательного формирования. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уверен, что создание новой системы даст возможность достичь максимального эффекта в ходе размещения государственного оборонзаказа. Он также заявил, что новая система должна быть такой, чтобы учитывать все нюансы, в частности, ответственность чиновников и контроль за финансовыми расходами.
Отметим, что первые упоминания относительно реформирования государственного оборонного заказа появились в начале текущего года. Тогда появилась информация о том, что гособоронзаказ планируется вывести из-под контроля Министерства обороны. А те функции, выполнение которых ранее возлагалось на военное ведомство – разделить между несколькими ведомствами, контролировать которые будет специально созданная при правительстве военно-промышленная комиссия. Более того, высокоточными разработками будет заниматься специальный фонд.
Однако подобная информация практически сразу же была опровергнута в Кремле, ссылаясь на то, что все решения по гособоронзаказу будет принимать новый президент.
Первым идею о создании новой системы выдвинул российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует ОПК. В начале апреля 2012 года состоялось совещание, касающееся вопросов развития оборонно-промышленного комплекса, которое проводил В.Путин. Как сообщают отдельные средства массовой информации, именно опираясь на его итоги, Рогозин заявил о том, что возглавляемая им военно-промышленная комиссия станет своего рода арбитром между Министерством бороны и предприятиями «оборонки». Основная задача, которая ставится перед комиссией, - это долгосрочное планирование и сравнение цен военного ведомства и «оборонки» и формирование на основе этого оптимальной военно-технической политики.
По словам Рогозина, работа комиссии имеет большое значение, поскольку очень часто разнобой в ценовых предложениях составляет более 30-35 процентов, что, в принципе, невозможно и неприемлемо. Кроме того, он также отметил, что контролировать работу комиссии будет лично президент России, который сможет оказывать влияние не только на выбор той или иной цены, но и на сроки выполнения обязательств по контрактам.
На сегодняшний день невозможно определить, насколько работа арбитражной комиссии будет эффективной, однако определенный опыт в подобного рода делах в России уже был.
Так, в прошлом году была создана специальная комиссия, которая пыталась урегулировать конфликт между российским Минобороны и Объединенной судостроительной корпорацией, у которых возникли разногласия по поводу стоимости подводных лодок и кораблей. Но если комиссия начала свою работу в августе, то контракты по строительству кораблей и подлодок были подписаны лишь в ноябре. Таким образом, их подписание было задержано почти на год. По сути, основная задача комиссии сводилась к поиску оптимальных цен между теми, которые хотело видеть военное ведомство и теми, которые предлагала «оборонка». Но до сих пор остается загадкой, был ли найден путь решения данной проблемы.
Известно, что военное Министерство предложило оборонно-промышленному комплексу новую схему сотрудничества, которая заключалась в том, что военное руководство обязалось подписывать в кратчайшие сроки контракты и проплачивать вперед все заказы. В то же время предприятия оборонной промышленности должны были назначать наценку на свою продукцию, которая не превышала бы 20 процентов от общей стоимости, а также не более 1 процента на продукцию, изготовленную субподрядчиками.
Помимо этого, существовала и одна весьма интересная оговорка: если «оборонщики» хотят получить наценку более 20 процентов, - тогда они должны доказать, что произведенная ими продукция действительно имеет большую важность, а также и то, что все полученные средства пойдут исключительно на модернизацию и дальнейшие исследования. И хотя предложение об авансировании было встречено весьма положительно, все-таки часть руководителей предприятий ОПК заявили, что подобная схема взаимодействия сделает оборонную продукцию нерентабельной.
Необходимо отметить также и то, что на протяжении нескольких последних лет именно разногласия относительно цен были причиной задержки в подписании большинства контрактов по государственному оборонзаказу. Так, последние заказы, предусмотренные на 2011 год, были подписаны только в конце года. По словам В.Путина, в этом году было подписано меньше двух третей договоров, которые предусмотрены оборонзаказом. Он также отметил, что сумма гособоронзаказа на текущий год предусмотрена в размере более 732 миллиардов рублей. Треть этих заказов осталась неподписанной, что составляет порядка 244 миллиардов рублей.
Однако, по данным, опубликованным газетой «Ведомости», ситуация немного отличается от той, которую описал президент, и сумма неподписанных заказов не превышает 100 миллиардов. Более того, 80 процентов данной суммы – это заказ на проведение разработок и строительство стратегических АПЛ типа 955А «Борей». Прогнозируется, что данное соглашение будет подписано в последнюю очередь, поскольку «Севмаш» (предприятие, которое и получило заказ) считает предложенную цену неприемлемой. При этом, по данным «Коммерсанта», речь идет о цене в 26 миллиардов рублей за одну подлодку. Таким образом, за заказ на пять таких подводных судов военное ведомство должно заплатить порядка 130 миллиардов рублей.
Среди контрактов, которые уже подписаны, можно отметить соглашение, подписанное с предприятием-производителем бронетехники «Уралвагонзавод», стоимость которого составляет более 19 миллиардов рублей. Контракт рассчитан на три года с ежегодным объемом финансирования на уровне 6 миллиардов. Предприятие обязано модернизировать 360 единиц бронированной техники, в частности, танки Т-72, которые будут усилены броней и противоминной защитой. Отметим также, что раньше стоимость данного заказа оценивалась военным министерством в сумму порядка 14 миллиардов рублей. Как видим, переговоры пошли на пользу оборонному предприятию.
По мнению многих экспертов, основная причина возникновения необходимости внесения изменений в систему государственного оборонзаказа – это все более частые случаи ценовых конфликтов, которые возникали между военным ведомством и предприятиями оборонно-промышленного комплекса. Военные неоднократно заявляли о том, что продукция российской «оборонки» не соответствует стандартам НАТО (в частности, подобные заявления неоднократно делали А.Постников, В.Поповкин). Кроме того, военных не устраивала и стоимость выпускаемой продукции. Пик конфликта приходится как раз на февраль 2012 года, когда военный министр заявил о том, что Министерство приостанавливает закупку бронетехники на ближайшую пятилетку. По его словам, это срок, который военные дают оборонным предприятиям для разработки перспективных образцов техники. На это заявление Рогозин ответил гневной тирадой в соцсети о том, что Начальник Генерального Штаба - не единственный человек, который принимает решения относительно закупок техники и вооружения. Поэтому и армия, и флот будут перевооружаться согласно плану.
И вот, наконец, долгожданное решение принято. Рособоронзаказ вышел из-под контроля Минобороны и теперь подчиняется непосредственно российскому правительству. Указ об этом был подписан президентом РФ В.Путиным 21 мая текущего года. При этом Рособоронпоставка осталась под контролем Министерства обороны.
Таким образом, контроль за размещением государственного оборонного заказа остался за военным ведомством, поскольку Рособоронпоставка – это агентство в составе Минобороны, которое делает заказ, а Рособоронзаказ осуществляет контроль за исполнением оборонзаказа.
Использованы материалы:
http://lenta.ru/articles/2012/05/11/goz/
http://justanews.ru/general/14074484013/
Вас заинтересует
Владимир Путин поручил Минобороны создать систему контроля за расходами на гособоронзаказ
Что ожидает срывающих выполнение гособоронзаказа?
Гособоронзаказ на текущий год практически сорван из-за отдыха в сочи
Армейский заказ
Правительство меняет систему оборонных закупок