С начала 1950-х гг. советское руководство считало, что системы стратегического оружия представляют собой средство достижения паритета с главным конкурентом на планете — Соединёнными Штатами Америки. Советский Союз инвестировал значительные средства в укрепление ядерной «триады»: 1) систем доставки (традиционных стратегических бомбардировщиков); 2) межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования; 3) баллистических ракет на подводных лодках.
Затем пришло время окончания холодной войны, а потом Советский Союз распался. Однако, отмечает аналитик, основное направление ядерной стратегии России осталось неизменным.
США, считает автор, снизили роль ядерного оружия в своей стратегии национальной безопасности, а российские лидеры, напротив, стремились расширить роль ядерного оружия в своей будущей военной политике. В 1993 году правительство Бориса Ельцина представило новые изменения в военной стратегии, сформулированные в «Военной доктрине Российской Федерации». Этот документ впервые дал понять мировому сообществу, что Россия оставляет за собой право применения ядерного оружия первой — даже в случае обычной войны.
Как объяснили это эксперты?
Оказывается, Россия ослабела, и потому ей понадобилось внешнеполитическое ядерное устрашение.
Традиционные вооружённые силы России постепенно распадались, указывает автор. Процессы эти шли, по его мнению, в течение последних нескольких лет холодной войны.
Кроме того, хоть РФ по-прежнему и обладала самым крупным в мире арсеналом ядерного оружия, две трети «ядерной триады» уже «отслужили» свои сроки. И когда Владимир Путин, преемник Ельцина, вступил в должность президента, Россия не имела даже достаточного количества ресурсов для поддержания её существующих стратегических сил (10000 ядерных боеголовок с носителями и 20000 единиц тактических или субстратегических ядерных вооружений).
В Доктрине национальной безопасности России 2000 года детально разработаны условия, при которых Россия может прибегнуть к ограниченному применению ядерного оружия: «Российская Федерация оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование ядерного или других видов оружия массового уничтожения против неё и (или) её союзников, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с использованием обычных вооружений в ситуациях, критических для национальной безопасности Российской Федерации».
Президент Путин — инициатор масштабных реформ в военно-промышленном комплексе страны, указывает далее автор. Он предложил полную модернизацию ракетной программы и стратегических ядерных сил.
Затем была короткая российско-грузинская война 2008 года. И она снова дала российским политикам осознание того, что традиционные вооружённые силы РФ не могут участвовать в длительном конфликте против армии другой страны из-за отсутствия современной военной техники.
Поэтому-то Москва, как правило, рассматривает ядерное оружие как гарантию безопасности страны и независимости во «враждебной среде».
По самым последним оценкам, отмечает Ризван Асгар, Россия имеет в своём арсенале более 4300 единиц ядерного оружия. Не менее 1600 единиц этих вооружений развёрнуто на стратегических базах и распределено по бомбардировщикам и ракетам. Вдобавок к 2000 тактических боеголовок около 700 стратегических боезарядов находятся в хранилищах.
Подобный арсенал ядерного оружия продолжает вызывать озабоченность у международного сообщества. К тому же в декабре прошлого года вице-премьер-министр России Дмитрий Рогозин предупредил, что Россия применит ядерное оружие первой «в определённых ситуациях для защиты своей территории и государственных интересов».
По мнению автора материала, нынешнее руководство России всё ещё «одержимо» идеей возрождения «всеобъемлющего влияния» в бывших советских республиках. В целях противодействия новым угрозам в 2013 году Москва запустила программу ядерной модернизации. Она сосредоточена на строительстве подводных лодок, развитии межконтинентальных баллистических ракет и создании стратегических бомбардировщиков.
Мало того, российская политическая элита считает политику полного ядерного разоружения, предложенную администрацией Обамы, несовместимой с ключевыми интересами России.
Несмотря на готовность президента Путина работать в направлении осуществления идеи безъядерного мира, предложения «ядерного нуля» воспринимаются в Москве как часть «завуалированного плана» по разоружению России.
В российских политических кругах, указывает пакистанский автор, распространено мнение о том, что Россия не сможет успешно воевать с США и их союзниками или даже Китаем в обычной войне, и в конечном итоге окажется не в состоянии проводить независимую политику, если останется без ядерного оружия.
У этих политических кругов в России имеются противники: либералы. По мнению аналитика, эти люди испытывают эйфорию от заявленных целей администрации Обамы (речь идёт о прекращении разработки новых видов ядерного оружия и сотрудничестве с российским руководством с целью поиска возможностей «резкого сокращения» как в США, так и в России запасов ядерного оружия и материалов).
Но общему разоружению мешают, как полагает автор, крупные политические препятствия. И самое крупное — отсутствие политической воли и культивирование российским правительством «мнимых страхов».
Если администрация Обамы действительно хочет добиться прогресса в достижении высокой цели повышения глобальной безопасности и уничтожения ядерного оружия, пишет автор статьи, ей следует убедить русских, что правильным является именно снижение зависимости от ядерного оружия.
К этому надо добавить последние сводки с «ядерного фронта».
На днях
РИА «Новости» были опубликованы новейшие данные Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ). Выяснилось, что количество ядерного оружия в мире постепенно уменьшается, но ни одно государство из всех, что обладают ядерными арсеналами, не собирается отказываться от него в обозримом будущем.
В девяти государствах (США, России, Великобритании, Франции, Китае, Индии, Пакистане, Израиле, Северной Корее) на начало текущего года насчитывалось приблизительно 16,3 тыс. единиц ядерного оружия. На начало 2013 года названные государства располагали 17,27 тыс. единицами оружия, отмечают аналитики СИПРИ.
Сокращение идёт в основном путём уменьшения арсеналов стратегических ядерных вооружений США и России. При этом на долю этих двух государств приходится более 93% всего ядерного оружия.
Вместе с тем официально признанные ядерные державы (Китай, Франция, Россия, Великобритания, США) или развёртывают новые системы доставки ядерного оружия, или же объявляют о подобных планах.
В итоге учёные сделали ясный вывод: проводимые упомянутыми государствами долгосрочные программы модернизации позволяют говорить о том, что «ядерное оружие будет оставаться глубоко внедрённым элементом в их стратегических расчётах».
Обозревал и переводил Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Про турецкий мирный атом
4 сентября — День специалиста по ядерному обеспечению
Пять неядерных европейских стран НАТО получат американские ядерные бомбы
Ядерная стратегия Китая: необходимый минимум
ВВС Франции провели очередные ядерные маневры