Фронт не имел ощутимого превосходства над противником, поэтому Захаров принял решение ударить на 12-километровом участке фронта силами одной армии. После прорыва немецкой обороны в брешь планировали ввести подвижную группу под началом генерал-лейтенанта А. А. Тюрина. В состав подвижной группы входили одна стрелковая дивизия, две танковые бригады, истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, гвардейская инженерно-саперная бригада, полк САУ и отдельный механизированный понтонный батальон.
С целью повышения возможностей и сил 49-й армии в её состав передали 69-й стрелковый корпус (две стреловые дивизии) из 33-й армии и 81-й стрелковый корпус из резерва фронта (три стрелковые дивизии). Армию также укрепили дополнительными артиллерийскими, танковыми и инженерно-саперными частями. Теперь армия имела четыре стрелковых корпуса (12 стрелковых дивизий), 2237 орудий и минометов, 343 реактивные установки, 253 танков и САУ. Кроме того, командование фронта уменьшило ширину полосы наступления 49-й армии с 53 до 31 км. Это позволило усилить мощь удара и создать значительное превосходство над противником на направлении главного удара.
Советская автоколонна на улице освобожденного Могилева
ГерманияВ полосе наступления 2-го Белорусского фронта занимали оборону части южного фланга 4-й армии под началом Курта фон Типпельскирха. В состав могилёвской группировки немецких войск входили: часть 27-го армейского корпуса (2 пехотные дивизии), 39-й танковый корпус (4 пехотные дивизии и одна бригада штурмовых орудий), 12-й армейский корпус (две пехотные и одна моторизованная дивизия). В оперативном резерве у немецкого командования в районе Могилёва была дислоцирована танко-гренадерская дивизия «Фельдхернхалле» (бывшая 60-я моторизованная дивизия). Также в тылу располагались охранные и другие специальные соединения общей численностью до дивизии, они охраняли коммуникации и переправы через Днепр. Всего могилевская группировка вермахта насчитывала 114 тыс. солдат и офицеров, около 2,3 тыс. орудий и минометов, до 220 танков и штурмовых орудий.
Немцы между реками Проня и Днепр оборудовали две полосы обороны, их общая глубина доходила до 60 км. Также имелись промежуточный и армейский тыловой рубежи обороны. С молчаливого согласия командования группы армий «Центр» по реке Березине стали создавать ещё один оборонительный рубеж. Передний край был усилен проволочными заграждениями с сигнальными устройствами, рогатками и минными полями. Населенные пункты, особенно у коммуникаций, были превращены в опорные пункты и являлись составной частью общей системы обороны.
Наиболее серьёзные укрепления имел Могилёв. Весной 1944 года Адольф Гитлер объявил ряд белорусских городов «крепостями», в их число включили и Могилёв. По приказу фюрера Могилёв приказали удерживать любой ценой, защищать «до последнего солдата», даже в условиях полного окружения. По показаниям коменданта Могилевского укрепленного района генерал-майора Г. Эрдмансдорфа (он попал в плен), гарнизон мог оставить укрепрайон только с личного разрешения Гитлера, по предложению командования группы армий «Центр». Вокруг Могилёва было подготовлено три оборонительных обвода: внешний — в 5-15 км, средний — в 3-4 км, внутренний — по окраине города.
Прорыв обороны противникаРанним утром 22 июня армии 2-го Белорусского фронта провели разведку боем. Ночью советская авиация нанесла удар по скоплениям войск противника в тактической глубине немецкой обороны. В это время танковые части и полки САУ вышли на исходные позиции для наступления. На рассвете 23 июня мощный авиационный удар был нанесён по переднему краю немецкой обороны. В течение дня 4-я воздушная армия сделала 627 боевых самолето-вылета. Немецкая авиация в этот день активности не проявляла.
Утром на реке Проня и окрестностях поднялся туман, поэтому артиллерийскую подготовку несколько перенесли. Артподготовка началась в 9 часов, вместо 7 часов. Советская артиллерия утюжила немецкие позиции два часа. Причем артподготовка была настолько эффективной (разведка провела хорошую работу по выявлению огневых точек и укреплений противника), что советская артиллерия подавила большую часть немецких огневых точек. В результате, когда советские войска начали форсировать реку Проня, им могли противодействовать только отдельные немецкие орудия и минометы. Причем они вели беспорядочный огонь.
Уже во время артподготовки усиленные роты, которые были выделены от каждого полка дивизий первого эшелона и прошли специальную подготовку, стремительно рванули вперёд и форсировали реку. Они преодолели проволочные заграждения, минные поля и без особых проблем захватили первую траншею противника. Немцы были ошеломлены ураганным артиллерийским огнем и не смогли оказать достойного сопротивления. Передовые роты, прижимаясь к огневому валу, ворвались во вторую, а на некоторых направлениях и в третью траншеи противника.
Под прикрытием передовых подразделений саперы навели 78 штурмовых мостиков для остальных войск, проделали широкие проходы в минных полях и проволочных заграждениях, начали наводку переправ для артиллерии и танков. Ещё во время артподготовки главные силы полков, а затем и дивизий первого эшелона форсировали Проню. К концу артиллерийской подготовки советские войска заняли первую немецкую траншею, частично вышли во вторую и третью. Отдельные батальоны 290-й и 222-й стрелковых дивизий настолько вырвались вперёд, что ворвались в четвертую траншею противника. В 10 часов по четырем 60-тонным переправах (их навели в полосе каждого корпуса 49-й армии) начали переправу танки, САУ. Правда, две переправы были повреждены, это замедлило переправу бронетехники. Однако в целом пехота получила поддержку танков и самоходок. Бронемашины вошли в боевые порядки пехоты и поддержали наступление.
Немецкое командование, оправившись от первого шока, стало вводить в бой тактические резервы. Немцы постоянно контратаковали силами от роты до батальона при поддержке 8-12 танков и штурмовых орудий. Однако советские войска продолжали громить оборону противника и за первые три часа наступления продвинулись на 4-6 км вглубь немецкой обороны. Немецкие пленные сообщали о страшных потерях. В немецких ротах, которые в начале сражения насчитывали 80-100 бойцов, осталось по 15-20 человек.
К 16 часам советское командование вело в бой дивизии второго эшелона. Однако это уже не могло дать ощутимого результата. Артиллерия и танки, из-за проблем на переправах, отставали от передовых частей. Поддержка пехоты артогнём ослабела, а немецкое сопротивление возросло. К концу дня армия Гришина прорвала главную полосу обороны противника на глубину до 5-8 км на фронте в 12 км. Пока 49-я армия прорывала немецкую оборону, 33-я и 50-я армии вели локальные бои, сковывая резервы противника.
Развитие наступления и прорыв оборонительного рубежа на реке БасяВ течение ночи советское командование провело «работу над ошибками», приняв меры для поддержки наступающей пехоты артиллерией и танками, а также устраняло промахи в области обеспечения чёткого управления войсками. Утром 24 июня армия Гришина возобновила наступление. На правом фланге её поддерживал 154-й укрепрайон 33-й армии, на левом фланге — дивизии 121-го стрелкового корпуса 50-й армии. Наступлению предшествовал 30-минутный артиллерийский удар по очагам сопротивления противника. Ломая сопротивление немецких войск, и отражая контратаки, ударная группировка 2-го Белорусского фронта продолжала движение вперёд.
Немецкие войска потеряв промежуточные позиции, потерпев неудачу в ходе многочисленных контратак, начали отход на второй оборонительный рубеж — западный берег реки Бася. В этот же день командование немецкой 4-й армии попросило разрешение на отвод войск на позицию по Днепру, но командование группы армий «Центр» категорически отклонило эту просьбу.
Немецкая авиация попыталась сдержать наступление советских дивизий. Группы по 10-15 машин стали атаковать боевые порядки наступающих советских войск. Однако советские истребители и зенитная артиллерия отразили эти атаки. Одновременно самолеты 4-й воздушной армии продолжали наносить удары по отходящим колоннам, по районам скопления живой силы и техники противника. Бомбардировщики нанесли удары по резервам и складам противника в районе Шклова, Могилёва и по переправам через реку Днепр. В этот день было сделано 873 самолето-вылета.
Советское командование сформировало мобильные отряды, которые получили задачу выйти к реке Бася, захватить переправы и плацдармы. Передовые отряды дивизий, уничтожая по пути небольшие разрозненные группы противника и обходя его опорные пункты, двинулись к реке. Ударная группа фронта вклинилась в глубину обороны противника на 21 км, вышла к реке Бася на участке Черневка, Чернавцы. Передовые части начали форсировать реку и захватили четыре плацдарма.
Таким образом, главная оборонительная полоса противника была прорвана, появилась угроза обхода с фланга немецких войск, которые оборонялись в полосе наступления 33-й и 50-й армий. Немецкое командование успело отвести войска с Прони на рубеж реки Бася и подтянуть подкрепления с запада. Ударная группа фронта (49-я армия) встретила серьёзное сопротивление. Поэтому было принято решение подтянуть основные силы армии, артиллерию, чтобы мощным ударом сломить сопротивления врага на рубеже реки Бася. Войска 33-й и 50-й армий в это время вели разведку боем и готовились к решительному наступлению по всему фронту.
Ночью подтягивали артиллерию, танки, самоходки, подвозили боеприпасы, средства переправы и готовили плавсредства. Немецкое командование начало отвод тыловых частей и техники за Днепр. Одновременно для контрудара по ударной группировке стали из района Могилева перебрасывать части дивизии «Фельдхернхалле».
В 6 часов утра при поддержке артиллерии и авиации войска 2-го Белорусского фронта продолжили наступление, используя ранее захваченные плацдармы на правом берегу реки Бася. К 10 часам, преодолевая сопротивление неприятеля, четыре корпуса 49-й армии и подвижная группа фронта (её передали в состав ударной группировки фронта) форсировали реку, прорвали оборону противника и вышли к реке Реста. Здесь немцы успели подготовить промежуточный рубеж обороны.
Немецкое командование, подтянув свежие части танко-гренадерской дивизии, усиленной различными отдельными подразделениями, организовало ряд сильных контратак. Немецкая пехота, при поддержке сильного артиллерийско-минометного огня и танков, оказывала ожесточённое сопротивление. Но советские войска продолжили наступление, хотя оно и замедлилось. Войска ударной группы фронта повсеместно вышли к рубежу реки Реста и передовыми силами форсировали её. 50-я армия 25 июня также перешла в наступление, прорвала немецкую оборону, форсировала реку Проня и освободила районный центр Чаусы. 33-я армия особых успехов в этот день не имела. Советская авиация в этот день продолжала наносить сильные бомбово-штурмовые удары по войскам противника, всего было сделано 900 самолето-вылетов. Люфтваффе в этот день активности не проявляла.
Таким образом, за три наступления войска 2-го Белорусского фронта продвинулись на 30 км, расширив прорыв до 75 км по фронту. Немецкое командование было вынуждено отводить главные силы к оборонительному рубежу на реке Днепр.
Самоходная установка StuG, атакованная штурмовиком Ил-2 на реке Бася при проходе по мосту
Развитие наступление. Форсирование Днепра и штурм Могилёва26 июня войска 2-го Белорусского фронта форсировали реку Реста и прорвали немецкую оборону. Войска 33-й армии смогли прорвать немецкую оборону и стали развивать наступление на шкловском направлении. Войска 49-й и 50-й армии наступали на могилёвском направлении. Немецкие контратаки были отбиты и к концу 26 июня войска фронта вышли к Днепру. Брешь была расширена в глубину на 50 км и на 90 км по фронту.
Части 33-й армии освободили районный центр Горки. Передовые соединения 49-й армии форсировали Днепр и захватили плацдармы. Была перерезана дорога Шклов — Могилёв. Советская авиация продолжала активно громить отходящие войска противника и наносить удары по немецким тылам. Кроме того, бомбардировщики и штурмовики сыграли большую роль в удержании плацдармов на Днепре, нанося мощные удары по вражеским войскам. Всего за день было сделано 1049 самолето-вылетов. Люфтваффе, как и в предшествующий день, ограничилось разведкой.
Уничтоженная в ходе наступления немецкая техника. Район Могилева
27 июня войска 2-го Белорусского фронта на широком фронте форсировали Днепр. Была перехвачена железная дорога Могилёв — Орша, начался штурм Могилёва. 33-я армия Крючёнкина, сбивая заслоны противника, заняла крупный населенный пункт Копысь и начала освобождение Шклова. 49-я армия Гришина форсировала Днепр главными силами севернее и южнее Могилёва. Частью сил армия продолжила наступление в западном направлении, частью — начала штурм Могилёва. Подвижная группа фронта — 23-я гвардейская танковая бригада, 1434-й самоходно-артиллерийский полк, 13-я истребительно-противотанковая артиллерийская бригада, обошла Могилёв с северо-запада. Правый фланг 50-й армии Болдина принял участие в освобождении Могилёва, остальные силы вышли к Днепру и захватили два плацдарма на правом берегу.
Воины 49-й армии ведут бой на улицах Могилева
Советское командование предложила немецкому гарнизону Могилёва капитулировать, но комендант Могилева не принял ультиматум. С 23 часов 27 июня до 10 часов 28 июня немецкий гарнизон Могилевского укрепрайона предпринял 6 контратак силой до полка при поддержке танков и САУ. Основной удар наносился вдоль шоссе Могилёв — Минск. Однако все попытки прорваться из «котла» были отражены с большими для немцев потерями. Для штурма Могилёвского укрепрайона были сформированы штурмовые отряды численностью 50-60 человек, включая саперов, их усилили танками, САУ, противотанковыми пушками и минометами. К 11 часам советские воины прорвались в центр города. Организованное сопротивление немецких войск было сломлено. Отдельные очаги сопротивления противника были ликвидированы к 18 часам 28 июня.
Остатки немецкого гарнизона капитулировали. Немцы в ходе сражения за Могилев потеряли до 10 тыс. человек убитыми и пленными. В плен взяли 3,4 тыс. человек, включая коменданта Могилевского укрепрайона генерал-майора Г. Эрдмансдорфа и его штаб. Попал в плен и командир 12-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Бамлер. В сражении за Могилёв была уничтожена 12-я пехотная дивизия, понесла большие потери танково-гренадерская дивизия «Фельдхернхалле». Было уничтожено и захвачено 85 танков и штурмовых орудий, 430 орудий и минометов, более 600 пулеметов, более 2 тыс. автомашин и 45 складов.
В этот же день освободили Шклов и Быхов. 29 июня советские войска продвинулись на запад ещё на 25 км и освободили более 500 населенных пунктов, включая районный центр — город Белыничи.
Освобожденный Могилёв
ИтогиВ целом войска фронта решили поставленную Ставкой задачу. В ходе наступления 23-29 июня войска 2-го Белорусского фронта прорвали оборону противника на всю оперативную глубину, форсировали реки Проня, Бася, Реста и Днепр, освободили города Могилёв, Шклов и Быхов. Могилёвская группировка противника потерпела поражение. Немецкие войска начали отход за реку Березина. Немцы потеряли более 33 тыс. человек убитыми и пленными. Среди погибших был командир 39-го танкового корпуса генерал артиллерии Роберт Мартинек (он погиб в ходе авианалета 28 июня). При этом потери советских войск составили около 20 тыс. человек, включая 4 тыс. погибших.
В обороне южного фланга группы армии «Центр» была проделана большая брешь и созданы предпосылки для окружения минской группировки вермахта.
Арка Славы в г. Могилёве
Продолжение следует…
Вас заинтересует
Пятый сталинский удар. Часть 7. Уничтожение минской группировки противника
Пятый сталинский удар. Часть 6. Освобождение Минска
Пятый сталинский удар. Часть 5. Освобождение Полоцка
Пятый сталинский удар. Часть 4. Уничтожение бобруйской группировки противника
Третий сталинский удар. Освобождение Одессы. Часть 2