Базой для ЗРАК Sopel стало шасси Opal-II. История этой бронемашины достаточно интересна. В семидесятых годах СССР передал Польше документацию по транспортеру МТ-ЛБ, и вскоре на заводе Huta Stalowa Wola началось серийное строительство этих машин. Польские инженеры изучили проект и начали создавать свои варианты его модернизации и улучшения. Самым известным вариантом обновления МТ-ЛБ стали машины семейства Opal, использовавшиеся в качестве транспортной техники и базы для боевых машин различного назначения. Для проекта Sopel был выбран доработанный вариант машины – Opal-II. От базовой машины Opal-I он отличался измененными ходовой частью и корпусом. Для повышения характеристик шасси Opal-II было удлинено на один каток (по семь опорных катков на борт).
На средней части крыши корпуса, со сдвигом к корме, на базовом шасси предлагалось устанавливать башню оригинальной конструкции. В сварной бронированной башне сложной формы располагалось вооружение и системы управления им. Кроме того, в башне находились рабочие места двух членов экипажа, отвечавших за применение оружия. Места экипажа располагались в боковых блоках башни, центральный был отведен под размещение артиллерийского вооружения.
В крыше башни ЗРАК «Сосулька» были предусмотрены сразу пять люков различного назначения: два на кормовых нишах, два над местами зенитного расчета и один командирский у правого борта. Механик водитель располагался внутри бронекорпуса машины и имел в своем распоряжении только один люк в крыше.
В качестве вооружения LSPZRA Sopel мог нести различные артиллерийские или ракетные системы, но в окончательном варианте проекта использовалось только то оружие, которое имелось в наличии. Артиллерийским вооружением самоходки стала установка ЗУ-23 с двумя 23-мм автоматическими пушками, ракетным – переносные ракетные комплексы «Стрела-2М». Имеющаяся информация и фотографии прототипов LSPZRA Sopel позволяют предполагать, что при создании башни польские инженеры отталкивались от конструкции ее вооружения: похоже, что башня буквально построена вокруг зенитной установки ЗУ-23. Так, пушки помещены в средней части башни, а справа и слева от них предусмотрены боковые блоки башни с ящиками для боекомплекта и рабочими местами экипажа.
В состав системы ЗУ-23, использованной на ЗРАК Sopel, входили две автоматические пушки 2А14 калибра 23 мм. Стволы длиной 1880 мм и боеприпасы двух типов (осколочно-фугасный и бронебойный зажигательный с трассером) позволяли вести эффективный огонь на дальностях до 2500 м и высотах до 2000 м. Суммарная скорострельность двух пушек находилась в пределах 1600-2000 выстрелов в минуту. Обеспечивалось поражение целей, летящих на скорости до 300 м/с. Механизмы наведения позволяли наводить пушки по вертикали в пределах от -4° до +85°. Горизонтальное наведение круговое, поворотом всей башни.
Использование ракет «Стрела-2М» советской разработки позволило значительно увеличить зону поражения перспективного ракетно-артиллерийского комплекса. Ракеты 9К32М способны поражать цели на высотах 50-2300 метров. Максимальная дальность поражения цели на догонных курсах – 4,2 км, на встречных – 2,8 км. Простота атаки целей обуславливалась использованием инфракрасной головки самонаведения. Для управления ракетным вооружением башня получила набор оборудования, скопированного с пускового устройства ПЗРК «Стрела-2М».
Пусковую установку с креплениями для двух транспортно-пусковых контейнеров с ракетами разместили в кормовой части башни. Наведение ракет по горизонтали предполагалось осуществлять поворотом башни, а за вертикальную наводку отвечала специальная тяга, соединявшая лафет пушек и пусковую установку. Таким образом, расчет ЗРАК мог управлять всем доступным оружием при помощи общих органов управления. Готовый к применению боекомплект ракетной части комплекса состоял из двух ракет. Еще несколько пусковых труб с ракетами могли перевозиться внутри корпуса боевой машины.
Для наведения пушек и ракет (до пуска) должны были использоваться прицельные приспособления артиллерийского вооружения. Тип прицела неизвестен. Возможно, на ЗРАК Sopel использовался штатный прицел ЗУ-23 – ЗАП-23. По имеющимся данным, экипаж боевой машины должен был наблюдать за обстановкой и находить цели без использования каких-либо оптических или оптико-электронных систем, установленных в башне. Единственным прибором, предназначенным для этого, был общий для пушек и ракет прицел.
На лобовой поверхности башни были предусмотрены дымовые гранатометы. Возможно, в будущем машина могла получить пулеметное вооружение, предназначенное для самообороны. Точная информация на этот счет отсутствует.
Первый прототип LSPZRA Sopel, согласно различным источникам, был построен в 1993-94 году. Точные сведения о ходе испытаний отсутствуют. Вероятно, они показали жизнеспособность предложенной идеи. Тем не менее, машина имела ряд серьезных недостатков. Все проблемы ЗРАК «Сосулька» были связаны с использованием сравнительно старых компонентов. Орудия 2А14 не обеспечивали приемлемую дальность поражения целей, ракеты «Стрела-2М» имели ряд серьезных ограничений, а отсутствие современных прицельных устройств и системы управления огнем сказывались на общей эффективности оружия. ЗРАК Sopel не был принят на вооружение, но развитие проекта продолжилось.
Модернизированный вариант проекта Sopel получил название Stalagmit («Сталагмит»). Базовое шасси этой машины осталось прежним – Opal-II. Башня «Сосульки» при модернизации претерпела минимальные изменения, связанные с установкой нового оборудования. Самое заметное из них – новые пусковые установки для зенитных ракет. Для увеличения готового к применению боекомплекта одна пусковая установка для двух ракет была заменена двумя подобными агрегатами. Две наклонные установки разместили на бортах башни. Интересной особенностью новых пусковых установок стали легкие противопульные кожухи.
Одна из главных претензий к ЗРАК Sopel была связана с недостаточными характеристиками сравнительно старого ПЗРК «Стрела-2М». Было предложено использовать новые ракеты комплекса Grom, разработанного польскими специалистами на основе советских наработок по комплексам семейства «Игла». ЗРАК Stalagmit получил возможность атаковать цели на высотах 10-3500 м, а максимальная дальность поражения возросла до 5,5 км. На бортовые пусковые установки башни предлагалось устанавливать по два транспортно-пусковых контейнера с ракетами. Помимо четырех ракет на пусковых установках машина «Сталагмит» внутри корпуса могла перевозить еще восемь пусковых труб с боеприпасами.
По имеющимся данным, в проекте LSPZRA Stalagmit предусматривалось использование новых прицельных приборов и системы управления огнем. В состав аппаратуры боевой машины предлагалось включить набор оптико-электронных приборов, позволяющих производить обнаружение целей на дальностях до 10 км. Кроме того, появилась возможность автоматического сопровождения цели. Такое оснащение должно было значительно повысить характеристики зенитного комплекса.
Авторы проектов Sopel и Stalagmit считали, что их разработки имеют большие перспективы и могут заинтересовать зарубежных заказчиков. Утверждалось, что башня с ракетно-артиллерийским вооружением может устанавливаться на различных шасси: на МТ-ЛБ и его модификациях, шасси различных танков или бронемашин советского и зарубежного производства. Кроме того, существуют рисунки, на которых изображена машина Sopel/Stalagmit с новым вооружением – 35-мм автоматической пушкой Oerlikon. Также существуют изображения с башней Stalagmit на восьмиколесном шасси MOWAG Piranha.
Даже после глубокой модернизации проект ЗРАК на базе бронемашины Opal-II и зенитной установки ЗУ-23 не заинтересовал потенциального заказчика в лице Минобороны Польши. Характеристики боевой машины по-прежнему были недостаточными. Военные зарубежных стран тоже не проявили интереса к системам Sopel и Stalagmit. За отсутствием каких-либо реальных перспектив все работы были прекращены. К моменту остановки проектов было построено три машины-прототипа в двух вариантах.
Несмотря на неудачу двух проектов, разработанных заводом ORB SM Tarnow, сухопутные войска Польши все еще нуждались в самоходном зенитном ракетно-артиллерийском комплексе. По заказу министерства обороны был разработан проект сравнительно простой модернизации зенитных самоходок ЗСУ-23-4 «Шилка». В ходе переоборудования в вариант ZSU-23-4MP Biala эти машины получают новое оборудование и пусковую установку для четырех ракет Grom. В обозримом будущем вооруженные силы Польши должны получить 50 машин этого типа.
По материалам сайтов:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://pvo.guns.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://jedsite.info/
Вас заинтересует
Проекты боевых машин поддержки танков «Объект 781
Зенитная самоходная установка Skink (Канада)
Зенитная самоходная установка T249 Vigilante
Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Палаш
Зенитная самоходная установка ZA-35 (ЮАР)