Важным элементом оборонно-промышленного комплекса являются ремонтные заводы, осуществляющие обслуживание военной техники. Параллельно с развитием предприятий, занимающихся производством различной продукции военного назначения, предлагается принять ряд мер, направленных на улучшение состояния ремонтных заводов. О таких планах министерства обороны 3 июля рассказал заместитель главы ведомства Юрий Борисов.
Отвечая на вопрос о способности ремонтных предприятий Минобороны осуществлять ремонт и обслуживание современной и перспективной военной техники, Борисов был вынужден признать, что эти заводы не в состоянии справиться с такой задачей. Главная проблема на данный момент заключается в недостаточном кадровом и технологическом потенциале, не соответствующем требованиям времени. Из-за недостаточных возможностей ремонтных предприятий военному ведомству приходится сотрудничать с профильными организациями и ведомствами.
В соответствии с нынешними планами, в 2020 году доля нового вооружения и техники в войсках должна достичь 70%. Столь масштабное обновление материальной части предъявляет особые требования к предприятиям, осуществляющим ее обслуживание. По словам Ю. Борисова, требуется вкладывать деньги в развитие ремонтных заводов, а также привлекать на них молодых специалистов. Тем не менее, Минобороны не намерено заниматься подобными проектами. Развитие производств, в том числе ремонтных, не входит в компетенцию военного ведомства и подобные затраты в оборонном бюджете не предусмотрены.
Развитием оборонных заводов, в том числе ремонтных, будут заниматься руководители отечественной промышленности. Ю. Борисов заявил, что в ближайшем будущем порядка 80% ремонтных заводов будут переданы в ведение промышленности и перестанут относиться к министерству обороны. В структуре Минобороны в настоящее время имеется 131 ремонтный завод. В будущем их количество сократится до 26. В это число входят 17 арсеналов. Все прочие предприятия в дальнейшем будут подчиняться иным ведомствам.
Уже известно, как будут распределяться существующие предприятия. Около полусотни ремонтных заводов будут переданы государственной корпорации «Ростех». Еще пять могут стать структурными подразделениями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и в настоящее время являются предметом переговоров. Ю. Борисов отметил, что ОСК в процессе своего формирования уже получила несколько судостроительных заводов, ранее находившихся в ведении Минобороны.
Замминистра обороны заявил, что военное ведомство не боится потерять контроль над ремонтными предприятиями: «Нам без разницы, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей. Контроль ради контроля не очень нужен». Главной целью планируемых преобразований является обеспечение своевременного полноценного обслуживания вооружений и техники, а процесс работы и юридические нюансы не интересуют военных. Кроме того Ю. Борисов выразил уверенность в том, что руководство промышленности сможет эффективно контролировать новые предприятия.
Обновление и модернизация ремонтных предприятий является одной из важнейших целей в рамках текущей программы обновления вооружений и техники. К 2020 году в войсках должно быть не менее 70% нового оружия и техники. Планы на ближайшее будущее немного скромнее: к началу 2016 года доля новых вооружений должна составить 30%. Ю. Борисов рассказал, что примерно 20% техники, которая останется в строю в это время, будут являться устаревшими образцами, давно снятыми с производства. К 2020 году эта техника будет постепенно выведена из эксплуатации и списана.
В настоящее время министерство обороны и оборонная промышленность намерены перейти на систему т.н. контрактов полного жизненного цикла. В соответствии с такими документами завод-производитель будет не только строить, но и обслуживать технику, а по окончании эксплуатации еще и утилизировать ее. В Минобороны считают, что для строительства эффективной системы, работающей по таким принципам, необходимо вновь создать центры подготовки специалистов по обслуживанию и ремонту техники. Подобные организации уже имелись в структуре оборонной промышленности, однако были расформированы в ходе недавних реформ. Теперь планируется вновь открыть центры подготовки ремонтников.
В настоящее время отечественные ремонтные предприятия занимаются обслуживанием техники исключительно советского и российского производства. В ближайшем будущем некоторым заводам придется освоить обслуживание техники, закупленной у зарубежных производителей. Обслуживание новых кораблей типа «Мистраль», покупаемых у Франции, будет производиться на российских предприятиях. Согласно существующему контракту, российская сторона должна получить всю необходимую документацию по кораблям, которая позволит обслуживать их.
Важным начинанием в области развития отечественной оборонной промышленности является постепенный отказ от использования зарубежных комплектующих. Украинский кризис заставил отечественных чиновников заняться разработкой программы импортозамещения. Ее целью является освоение производства комплектующих, ранее поставлявшихся предприятиями Украины. Замминистра обороны Ю. Борисов заявил, что план по импортозамещению может быть утвержден в самое ближайшее время.
По материалам сайтов:
http://ria.ru/
http://vz.ru/
http://ng.ru/
Вас заинтересует
Состоялся первый Единый день приемки военной продукции
В составе Минобороны останутся 26 ремонтных предприятий
Оборонная промышленность на постсоветском пространстве. Часть I
С. Шойгу посетил КАПО им. С.П. Горбунова
"Курганец-25", БМД-4М, БТР-МДМ: "Тракторные заводы" держат курс на опережение