Большое спасибо за упоминание Сопрунова. Мне посчастливилось с ним общаться. Я совсем недавно назвал Анатолия Николаевича в списке людей, сопровождающих меня всю жизнь, в своем аккаунте (https://www.facebook.com/ray.che.71/posts/556774911093647) и выяснил, что не один я его помню.
* Легенда нашего училища — капитан 1 ранга Cопрунов. Мой научный руководитель дипломного проекта. Все как-то подсуетились и выбрали что-то защищаемое, а я, как всегда, не успел. Если кто помнит, что такое бланк Ш-8 и обсервация по данным астрономических наблюдений, так вам вот за эту дверь — кафедра кораблевождения. Там сидел ужас, способный сквозь сон, в любой момент назвать эфемериды любого светила точнее, чем это указано в морском астрономическом ежегоднике и которому достаточно было взглянуть в трубочку свернутой карты, чтобы оценить величину невязки и причину СКО.
Самое главное, что он мыслил, основываясь не столько на своих недюжинных фундаментальных и энциклопедических знаниях, но миллион раз в секунду решая одному лишь ему известную систему нелинейных дифференциальных уравнений. Величайший мозг. Он мыслил не фактами, не функциями, а производными десятого порядка, т.е. тенденциями тенденций и т.д. тех, кто мыслил иначе, он напутствовал весьма снисходительно: «Ну сходи, гов…ца пожуй». В общем, любая попытка выставить свои познания на его суд была обречена на провал, и об этом знали все.
Мы воспринимали его как неотесанного перфекциониста, с которым лучше не встречаться нигде. Но НИКТО тогда, а тем более он сам, ни словом не обмолвился о том, что мы имели счастье ходить под началом величайшего профессионала Северного флота, одного из немногих штурманов, достойных звания флагманского. Это был гений в своей профессии и потрясающе скромный человек.
Что касается меня, то мне светил полный песец. Недруги трогательно напутствовали меня, друзья занимались своим делом. Моим первым открытием стало то, что этот мастодонт внял моему ощущению обреченности и сразу по-отечески стал делать из меня человека. Это было не так, как у моих однокурсников. С первых его наставлений я сначала почувствовал себя полным идиотом, а затем прошел все этапы принципа "забудьте все, чему вас учили" и будто заново окончил математический вуз, заодно познакомившись с Гауссом и его приятелями. Это был такой взлет, до которого я не допархивал даже в фантазиях, но когда пришла пора знакомиться с самим Сопруновым...
Вкратце так: никаких дорогостоящих полигонов и оборудования, никаких временных и организационных потерь на прохождение мерной мили — только автономные замеры, математический аппарат и все. Жалкое подобие этих идей смогли реализовать лишь спустя четверть века, да и то не мы.
Так вот, когда пришла пора знакомиться с САМИМ Сопруновым, я понял, что мой диплом, хоть и явившийся напутствием на всю мою жизнь, — ничто по сравнению с тем, что он мог бы сказать мне в дальнейшем. С тех пор я стараюсь осмысливать жизнь исключительно с помощью нелинейных дифференциальных уравнений.
В прошлом году я ездил в систему. Формально — получить выписку из диплома, на самом деле… ну, вы понимаете. Не помнят там Сопрунова. Практически никто не помнит. Зато остался Зверев, который точно уж помнит и не даст забыть. И Сухоцкий, мой однокурсник. Очень талантливый человек. Так что кое-кто из курсантов (или уже студентов?) еще гов…ца-то пожует!
Вечная память Анатолию Николаевичу! Огромное уважение тем, кто продолжает его дело.
Вас заинтересует
Я - пуля. Эссе Луи Авербака...
Есть ложь, есть наглая ложь, есть статистика, а есть укроСМИ
Спуск на парашюте
Морская авиация СФ увеличит в 2014 году патрулирование в Арктике
Наука побеждать от Михаила Калашникова