, с вашим логотипом и по вашим размерам.
26 июля День независимости отмечает Либерия. Эта небольшая западноафриканская страна – одно из самых примечательных в историческом отношении государств континента. Строго говоря, день независимости – скорее день создания Либерии, поскольку это одна из немногих стран Африки, которая сумела сохранить суверенитет и так и не побывала колонией какой-либо европейской державы. Более того, Либерия – своего рода «африканский Израиль». Не в том смысле, что здесь тоже живут евреи, а потому, что создавалась она как государство репатриантов, вернувшихся «на историческую родину». Своим появлением «страна Свободы» на побережье Западной Африки обязана потомкам вывезенных в Северную Америку африканских рабов, которые решили вернуться на родину предков и создать здесь собственное независимое государство.
Побережье Атлантического океана, где расположилась Либерия – край равнин и невысоких гор. С давних времен его населяют негроидные племена, говорящие на различных нигеро-конголезских языках. Прежде всего, это этносы, относимые к языковым семьям манде и кру: манде, ваи, басса, гребо, кран, гере и т.д. Государственности они фактически не знали, однако и европейские колонизаторы не спешили полностью покорять территорию современной Либерии. В период с XV по XVII вв. здесь существовало несколько португальских факторий, служивших центрами торговли. Португальцы называли территорию современной Либерии Перечным берегом.
На землю обетованную
В 1822 году на территории атлантического побережья Западной Африки – в районе того самого Перечного берега – высадились первые группы афроамериканцев. Бывшие рабы, предки которых с территории Западной Африки вывозились португальскими, голландскими. Английскими работорговцами на плантации Северной Америки и Вест-Индии, надеялись, что на исторической родине они смогут обрести свое счастье. Хотя большая часть переселенцев родилась уже в Америке и к Черному континенту имела лишь генетическое отношение, африканскую землю новые поселенцы воспринимали как свою родину. Инициатором репатриации бывших рабов в Западную Африку выступило Американское колонизационное общество. Оно действовало в XIX веке при поддержке части рабовладельцев, которые не желали видеть на территории Соединенных Штатов освобожденных рабов. Поскольку вольноотпущенников становилось с каждым годом все больше и больше, сторонники сохранения рабовладельческой системы стали опасаться подрыва самих основ социального порядка, сложившегося в Соединенных Штатах.
То есть, первоначально именно расовая нетерпимость рабовладельцев и их социальный консерватизм выступили в качестве толчка к началу репатриации бывших рабов на континент. Теоретики репатриации из числа белых рабовладельцев были убеждены, что концентрация в Соединенных Штатах значительного количества освобожденных африканских рабов не приведет ни к чему хорошему и повлечет такие негативные последствия как рост маргинального населения и преступности плюс неизбежное расовое смешение. Соответственно, было принято решение распространить среди отпускаемых на волю рабов и их потомков идеи возвращения на землю предков, чем и занялись лидеры репатриации уже из среды самих афроамериканцев.
Сами вольноотпущенники, как ни странно, сошлись в интересах со вчерашними эксплуататорами – рабовладельцами. Правда, с их точки зрения, мотивы необходимости репатриации бывших рабов в Африку заключались в другом. В первую очередь, лидеры вольноотпущенников видели в возвращении на землю предков освобождение от дискриминации по расовому признаку, неизбежной в США. На Африканском континенте бывшие рабы могли обрести долгожданную свободу и подлинное равноправие.
В первой четверти XIX века велись активные переговоры лидеров Американского колонизационного общества с конгрессменами с одной стороны и представителями Великобритании – с другой стороны. Британская империя на тот период уже владела Львиными горами – территорией современного Сьерра Леоне и разрешила поселить первых репатриантов именно там. По мнению британцев, вестернизированные и владеющие английским языком потомки рабов из Северной Америки смогли бы выступить в качестве проводников британского влияния в Западной Африке.
Следует отметить, что Британская империя раньше Соединенных Штатов приступила к практике вывоза на территорию Западной Африки освобожденных рабов. Причиной тому была чистая случайность. У берегов Британии потерпел крушение корабль, на котором перевозили несколько сотен африканцев в рабство в Северную Америку. По законам Великобритании, спасшиеся с корабля африканцы, которых разместили в Ливерпуле, не могли оставаться рабами на земле метрополии и им даровали свободу. Однако, что было делать в Англии не знающим языка и совершенно не адаптированным к здешним условиям африканцам? Образовался Комитет освобождения несчастных чернокожих – организация английских филантропов, поставивших своей целью спасение африканцев посредством их возвращения на родину.
В 1787 году корабль с 351 африканцем на борту пристал к берегу Сьерра Леоне. Несколько позже прибыла гораздо более крупная по численности партия репатриантов – 1131 освобожденный африканец из Канады. Свободу они получили за то, что участвовали в боевых действиях на стороне Британии во время Американской войны за независимость. В 1792 году именно они основали Фритаун - будущую столицу Сьерра Леоне, название которой и переводится как «Город свободных». В XIX веке к освобожденным ветеранам войны добавились вольноотпущенники – бывшие рабы из британских колоний в Вест-Индии, прежде всего – на Ямайке. Поэтому когда Американское колонизационное общество стало зондировать вопрос о возможности размещения в Западной Африке переселенцев из Соединенных Штатов, англичане согласились пустить их на территорию Сьерра Леоне. В 1816 году первая партия бывших рабов численностью 38 человек была доставлена в Сьерра Леоне на корабле, которым командовал Пол Каффи – самбо по расовой принадлежности (полуиндеец – полуафриканец из народности ашанти).
Однако основной поток американских репатриантов после 1816 года был направлен на соседнее со Сьерра Леоне побережье Перечного берега. В 1822 году здесь была создана колония «свободных цветных людей», которые называли себя «америко-либерийцами». В 1824 году территория, занятая колонистами, получила официальное название Либерия, а 26 июля 1847 года была провозглашена независимость Республики Либерия – первого африканского государства, созданного по образцу США американскими репатриантами.
Показательно, что прибывшие на либерийское побережье вчерашние рабы отнюдь не желали возвращаться к тем традициям и устоям социальной жизни, которыми жили коренные народы Западной Африки. Америко-либерийцы предпочли воспроизвести на западноафриканском побережье внешние атрибуты американского государства. Либерия стала президентской республикой, в ней были созданы политические партии по американо-английскому образцу. В столице Либерии Монровии был даже построен свой Капитолий, а флаг Либерии напоминает флаг Соединенных Штатов Америки.
С другой стороны, именно подчеркнутость проамериканского характера Либерии возможно и спасла эту страну от участи колонизации, так или иначе затронувшей все страны Африканского континента. По крайней мере, англичанами и французами, властвовавшими в соседних с Либерией Сьерра Леоне и Гвинее, либерийцы воспринимались как американские подданные. Впрочем, и сами америко-либерийцы всячески старались подчеркнуть свое американское происхождение, свою «инаковость» по сравнению с коренным населением Западной Африки.
Америка не получилась
Политическая система Либерии, как уже говорилось, была калькирована с американской, однако многочисленные социально-экономические проблемы давали о себе знать и Либерии, несмотря на отсутствие колониального прошлого, так и не удалось войти в число развитых и стабильных государств континента. Ситуация усугублялась постоянными конфликтами между колонистами – америко-либерийцами, и представителями племен, составляющих коренное население Либерии. По понятным причинам, долгое время именно америко-либерийцы составляли политическую и экономическую элиту страны и по этой причине Либерия пользовалась поддержкой Соединенных Штатов, предоставлявших ей многочисленные кредиты.
Америко-либерийцы, составляющие в настоящее время не более 2,5% населения страны (еще 2,5% составляют потомки переселенцев с островов Вест-Индии), концентрировали в своих руках все бразды правления страной, а также ее экономические богатства. Вчерашние рабы и дети рабов с плантаций южных штатов США сами превратились в плантаторов и относились к представителям коренного населения, превращенного в батраков и париев, едва ли не хуже, чем белые рабовладельцы Штатов – к своим черным рабам.
Между собой америко-либерийцы говорили исключительно на английском языке, совершенно не стремясь к изучению языков местных племен. Разумеется, что и по вероисповеданию выходцы из США и Британской империи оставались христианами различных протестантских церквей, тогда как местные племена продолжают в большинстве своем исповедовать традиционные культы. Даже если коренные жители формально значатся христианами, фактически они в большей степени остаются приверженцами афрохристианских культов, причудливо сочетающих христианские элементы с вудуизмом, традиционным для западноафриканского побережья.
Коренное население в культурном отношении было куда более отсталым, чем америко-либерийцы. В этом плане отсутствие колониального опыта даже сыграло отрицательную роль для страны, поскольку америко-либерийцы не проводили политику хоть сколько-нибудь значимого «окультуривания» коренного населения. В результате, лесные племена Либерии оставались крайне отсталыми даже по меркам других территорий Западной Африки. Они сохраняли ту самую «дикую культуру» Африки, с которой пытались, хотя бы частично, бороться британские, французские, португальские, итальянские колониальные власти в других регионах «Черного континента».
В полной мере все проблемы, накопившиеся в стране, вышли наружу после военного переворота, совершенного в 1980 году старшим сержантом либерийской армии Сэмюэлем Доу. 12 апреля 1980 года отряды военных под руководством Доу свергли и убили президента страны Уильяма Толберта. До военного переворота в Либерии сохранялось господствующее положение америко-либерийцев и примкнувших к ним ассимилированных представителей местного населения и эмигрантов из соседних стран, исповедующих христианство. Америко-либерийцы составляли подавляющее большинство либерийских предпринимателей, политических и общественных деятелей, старших офицеров вооруженных сил и правоохранительных органов, сотрудников учреждений образования и здравоохранения.
Фактически, Либерия вплоть до 1980 года оставалась государством америко-либерийцев, где в лесной зоне и на городских трущобных окраинах обитали куда более многочисленные коренные племена, не имеющие реального доступа ко всем тем благам, которыми пользовались потомки афроамериканских репатриантов. Естественно, что сложившееся положение вызывало значительное недовольство коренного населения, представителей которого было много среди рядового и сержантского состава либерийской армии. Так как старшие офицеры практически в полном составе происходили из америко-либерийских семей, готовящийся заговор нижних чинов возглавил двадцатидевятилетний Сэмюэль Каньон Доу, носивший звание старшего сержанта.
Диктатура Доу, происходившего из коренной народности кран, отбросила Либерию в культурном отношении на столетия назад. В первую очередь, Доу, пришедший к власти под прогрессивными лозунгами преобразования социальной системы страны, привел во властные структуры представителей своего этноса кран, тем самым установив в стране трайбалистскую диктатуру. Во-вторых, Доу, несмотря на свое происхождение из коренного народа, демонстрировал проамериканские позиции и даже в 1986 году разорвал дипломатические отношения с Советским Союзом.
Правление Доу, начавшего с лозунгов борьбы с коррупцией и уравнения в правах всех либерийцев, вызывало все большее раздражение в самых разных слоях либерийского общества. Чувствовали себя обделенными и представители других двадцати этнических групп страны, которые опять оказались на второстепенных позициях – только уже не после америко-либерийцев, а после представителей народности кран, к которой относился сам диктатор. В стране активизировались многочисленные повстанческие формирования, по сути, представлявшие собой криминальные банды с политической фразеологией.
В конечном итоге, командир одного из таких формирований Принс Джонсон окружил Монровию, заманил президента Доу в Миссию ООН, откуда тот был похищен. 9 сентября 1990 года бывший президент-диктатор Либерии был зверски убит – его кастрировали, отрезали и скормили ему собственное ухо, а затем убили перед видеокамерой. Так в Либерии, всегда считавшейся оплотом американо-европейских политических традиций на Африканском континенте, проснулась настоящая Африка. С 1989 по 1996 годы в стране продолжалась кровопролитная гражданская война, стоившая жизни 200 тысячам либерийцев. В конечном итоге власть в стране перешла в руки партизанского командира Чарльза Тэйлора.
Тэйлор: от президента до заключенного Гаагской тюрьмы
Выходец из народа гола, Чарльз Тэйлор получил экономическое образование в Соединенных Штатах и первое время работал в администрации Сэмюэля Доу, однако в 1989 году создал повстанческую организацию Национальный патриотический фронт Либерии, ставшую одним из ключевых акторов Первой гражданской войны 1989-1996 гг. В 1997-2003 гг. он занимал пост президента Либерии, параллельно всячески поддерживая повстанцев в соседнем Сьерра Леоне, где также шла кровопролитная гражданская война.
Вмешательство во внутренние дела Сьерра Леоне объяснялось интересом либерийского руководителя к торговле алмазами, которыми богата земля «Львиных гор». Поддерживая Революционный объединенный фронт под руководством Фоде Санка, Тэйлор преследовал собственные корыстные интересы – обогащение за счет добычи алмазов, которую стремилась поставить под контроль эта повстанческая группировка, а также укрепление своих политических позиций в соседней стране. Тем временем, недовольство политикой Тэйлора нарастало и в самой Либерии, что привело ко Второй гражданской войне. В конечном итоге, Тэйлор был низвергнут и бежал в Нигерию.
Показательно, что первоначально Чарльз Тэйлор действовал при явной поддержке Соединенных Штатов. Мало того, что он получил образование в США – по линии отца он был на четверть американцем. Ряд источников утверждает, что еще с начала 1980-х годов с Тэйлором работали американские спецслужбы, которым он был нужен в качестве проводника американских интересов в Западной Африке. В частности, Тэйлор выступил в качестве одного из соорганизаторов военного переворота 15 октября 1987 года в Буркина-Фасо, в результате которого был убит Томас Санкара – глава государства и легендарный революционер, чьи социалистические эксперименты были явно не по душе Соединенным Штатам. Кстати, участие Тэйлора в организации переворота в Буркина-Фасо и убийства Санкары подтвердил его ближайший соратник Принс Джонсон – тот самый полевой командир, солдаты которого зверски убили перед видеокамерами прежнего президента Сэмюэля Доу.
Однако, со временем завербованный ЦРУ Чарльз Тэйлор превратился в «джинна, выпущенного из бутылки». С конца 1980-х годов он установил дружественные отношения с Муаммаром Каддафи, знакомство с которым организовал Блез Компаоре – бывший соратник Санкары, ставший после его свержения президентом Буркина-Фасо. Каддафи стал оказывать Тэйлору материальную помощь, хотя в отличие от других западноафриканских лидеров, Чарльза Тэйлора даже с натяжкой нельзя было назвать социалистом или антиимпериалистом. Скорее всего, именно переориентация Тэйлора на Каддафи, который поддерживал позицию либерийского президента и в «алмазной войне» в Сьерра Леоне, повлекла за собой резкое охлаждение симпатий Соединенных Штатов к своему бывшему подопечному и послужила причиной падения тэйлоровского режима. Если от репрессий в годы правления Доу Тэйлор был спасен – очевидно для того, чтобы потом использоваться в американских интересах, то препятствовать преследованиям Тэйлора после его свержения с президентского поста Штаты не стали. Разве что, его не постигла столь же страшная участь, которую люди Принса Джонсона обеспечили президенту Доу - расследование в отношении Чарльза Тэйлора начали международные структуры.
Свергнутый в 2003 году, Тэйлор на свободе долго не задержался. Теперь Западу стало выгодно повесить на него все многочисленные кровавые злодеяния, совершенные во время гражданской войны в Сьерра Леоне. В марте 2006 года руководство Нигерии выдало Тэйлора Международному трибуналу ООН, обвинявшему экс-президента Либерии в многочисленных военных преступлениях во время гражданской войны в Сьерра Леоне и в злоупотреблениях в годы президентства в Либерии.
Тэйлор был помещен в Гаагскую тюрьму в Нидерландах. В вину бывшему президенту Либерии вменялась организационная и финансовая поддержка Революционного объединенного фронта, проводившего в Сьерра Леоне операцию «Ни одной живой души», жертвами которой стали более семи тысяч человек. Среди прочего Тэйлора обвинили в многочисленных преступлениях сексуального характера и в каннибализме, утверждая, что Тэйлор и его соратники поедали противников режима из народности кран, к которой принадлежал свергнутый диктатор Сэмюэль Доу.
Расследование преступлений Тэйлора продолжалось шесть лет, пока 30 мая 2012 года Специальным судом по Сьерра Леоне бывший либерийский президент не был приговорен к 50 годам тюремного заключения. В 2006 году президентом страны, сохраняющим пост и в настоящее время, стала Элен Джонсон-Серлиф.
Семидесятишестилетняя Элен – первая женщина-президент Африканского континента – начала свою политическую карьеру еще в 1970-е годы, а в годы президентства Сэмюэля Доу первоначально занимала пост министра финансов, а затем ушла в оппозицию. Она не скрывает своих проамериканских позиций и, наверное, именно с этим связано присуждение ей Нобелевской премии мира.
В списке беднейших стран мира
Либерия по-прежнему остается одним из наиболее отсталых государств Африканского континента, с крайне неблагоприятными условиями жизни населения. Гражданские войны отбросили назад и без того слабую либерийскую экономику, подорвали социальные устои общества, поскольку образовалась достаточно большая прослойка людей, не умеющих и не желающих трудиться. С другой стороны, наличие большого количества людей с боевым опытом, оставшихся не у дел, неблагоприятно отразилось на криминогенной ситуации в Либерии, превратив ее в одну из наиболее опасных в этом отношении стран Африканского континента, и так не отличающегося спокойствием.
Более 80% населения страны живут за чертой бедности. Сохраняется высокая смертность, связанная с отсутствием должного медицинского обслуживания и низким уровнем жизни населения. Отсталость страны усугубляет и тот факт, что английским языком, являющимся государственным в стране, владеет не более трети либерийцев. Остальные разговаривают на местных бесписьменных языках и, соответственно, являются неграмотными. В стране высокий уровень преступности, особенно незащищенными являются женщины и дети, чаще всего становящиеся объектами преступных посягательств.
Известно, что здесь до сих пор похищают людей для рабского труда как в самой Либерии, так и в соседних странах. Немаловажную роль в неблагополучном существовании жителей этого западноафриканского государства играет и такая причина как определенное разложение местного населения, привыкшего к постоянным потокам гуманитарной помощи и упорно не желающего трудиться. Многие путешественники, побывавшие в Либерии, отмечают лень и склонность к воровству многих местных жителей. Конечно, это не черта национального характера либерийцев, но весьма распространенные пороки, которые сказываются и на имидже страны, и на уровне ее развития.
Страшной явью Либерии остаются человеческие жертвоприношения. Понятно, что законом они давно запрещены и совершающие их люди подлежат уголовному преследованию и суровому наказанию, однако традиции оказываются сильнее страха уголовной ответственности. Тем более, если учесть, что, в действительности, лишь меньшинство случаев жертвоприношений расследуется правоохранительными органами и виновные несут ответственность. Ведь традиционные верования до сих пор имеют очень большое распространение среди сельского населения Либерии, в особенности во внутренних областях, практически не подвергшихся христианизации.
Чаще всего в жертву для обеспечения коммерческой или жизненной удачи приносят детей. В Либерии очень высокая рождаемость – в 2010 году страна занимала третье место в мире после Демократической республики Конго и Гвинеи-Бисау по уровню рождаемости. В нищих деревнях, где в семьях наибольшее количество детей, их просто нечем кормить и маленькие либерийцы воспринимаются как товар не только покупателями, но и самими родителями. Конечно, большинство детей продается на плантации, в том числе и в соседние государства, либо на промышленные предприятия, симпатичные девочки пополняют ряды проституток, однако встречаются и случаи покупки детей с последующей целью жертвоприношения. Что говорить о борьбе с подобными преступлениями, если в 1989 году имел место факт осуждения самого министра внутренних дел страны за организацию человеческого жертвоприношения.
В настоящее время Либерия находится под особым контролем Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что в стране формально налаживается демократическая политическая система, в действительности существенную роль в поддержании подобия порядка играет размещение здесь миротворческих сил и иностранных военных и полицейских советников, помогающих укреплять треснувшую по швам оборонную и правоохранительную систему страны.
Есть ли шансы у Либерии улучшить социально-экономическое положение, обрести долгожданную политическую стабильность и превратиться в более-менее нормальное государство? Теоретически – да, и по утверждениям западных СМИ об этом свидетельствуют такие прогрессивные начинания, как президентство женщины - нобелевского лауреата. Но в действительности вряд ли возможна серьезная модернизация этого африканского государства в условиях продолжающейся неоколониальной политики Соединенных Штатов, заинтересованных в эксплуатации природных ресурсов и, одновременно, в поддержании низкого уровня жизни и политической нестабильности в странах «третьего мира». Тем более, что созданная в Либерии социальная система с точностью до нельзя воспроизвела американскую в ее худших чертах, с таким же расслоением населения, только не по расовому, а по этническому признаку. Эта система складывалась на протяжении почти двух столетий существования Либерии как суверенного государства и слабо верится в то, что она сможет быть изменена, по крайней мере, в ближайший исторический период.