В минувшую пятницу – 5 сентября 2014 года – в Минске было в ходе очередной встречи контактной группы по Украине между представителями ДНР, ЛНР и «незалежной» было подписано соглашение, официально ведущее к урегулированию украинского конфликта. Через некоторое время после подписания этого соглашения украинский президент Порошенко объявил о распоряжении прекратить огонь в зоне так называемой «антитеррористической операции». В 19:00 (мск) огонь официально прекратился. Официально… Прекратился ли он реально – тема для других материалов. В этом материале стоит поговорить о том, а что, собственно, представляет собой Минское соглашение контактной группы.
На первый взгляд, всё вроде бы здорово: стороны не только сели за общий стол переговоров, но и при посредничестве России и ОБСЕ договорились поддержать мирные инициативы и прекратить кровопролитие. Но это только внешняя сторона дела – его обложка. Главный вопрос: а что же внутри? А внутри, как сообщила глава делегации ОБСЕ Хайди Тальявини, аж 12 пунктов, которые, почему-то, никто не спешил оглашать. Оглашение пунктов документа не состоялось ни сразу после завершения встречи контактной группы, ни на следующие сутки, ни… В общем, 12 пунктов как бы есть, но вот что это за пункты – как оказалось, тайна, покрытая мраком.
В этой связи могло сложиться впечатление, что один из этих пунктов заключается в том, чтобы остальные одиннадцать не были представлены, что называется, широкой общественности.
Лишь в воскресенье это соглашение всё же было опубликовано, причём появилось оно не на официальных сайтах участвовавших в переговорах сторон, а в Твиттере от имени ОБСЕ. Ну, если для ОБСЕ Твиттер - вполне официальный источник, то почему нет?.. Другие стороны решили и вовсе не оглашать пункты протокола.
Если так, то с какой целью документ «секретить», ведь, по большому счёту, от его выполнения зависит мир в Донецком и Луганском регионах, и он должен быть предельно прозрачным.
Причина такой "секретности" (по крайней мере, в первое время после подписания договора) может заключаться в том, что ни одной из сторон конфликта (ни властям в Киеве, ни властям Народных республик юго-востока) не выгодно оглашение текста достигнутых договорённостей. Почему? Да потому что соглашение не удовлетворяет интересам ни одной из сторон на все 100%. Ведь если бы все пункты документа соответствовали интересам Киева, то о них тут же бы раструбили в укропрессе с раздутым до невероятных размеров ликованием по поводу «пэрэмоги» (ещё, возможно, до того, как подписи под документом были поставлены). Если бы соглашение полностью удовлетворяло интересам властей ДНР и ЛНР, то текст соглашения появился бы по эту сторону «баррикад». Обязательно какой-либо «неназванный источник» какого-либо крупного российского информационного агентства предоставил бы текст соглашения на условиях анонимности ещё в пятницу. Но промолчали и «анонимные источники» в России, и всезнающие укроСМИ. Выходит, что откровенная публикация такого документа сторонами конфликта могла бы вызвать вопросы у граждан как с одной, так и с другой стороны.
А вот, собственно, и текст соглашения, который, как уже отмечалось, распространили представители ОБСЕ в Твиттере:
Обращает внимание то, что Украина, Россия и ОБСЕ в документе представлены чиновниками с должностями (даже у Кучмы его бывшая должность указана), а Захарченко и Плотницкий - люди как бы без должностей. Получается, что Украина продолжает игнорировать интересы Донецкого и Луганского регионов, нарочито унизительно относясь к оппонентам. Странно, что других участников контактной группы это устроило...
Как видно, пункта о "секретности" нет, но зато после этого "твиттер-эфира" становится понятно, почему же ни одна из сторон конфликта не решилась его опубликовать на своих официальных ресурсах. В договоре достаточно пунктов, которые не устраивают стороны.
При этом каждый комментарий соглашения руководителями Украины, а также ДНР и ЛНР до официального представления текста самого соглашения, ещё больше напускал тумана и больше вызывал вопросов. Один из таких вопросов возник после того, как Порошенко заявил о готовности выполнить все требования Донецка и Луганска. Это заявление Порошенко вызвало широкий резонанс на Украине. В блогах, социальных сетях и СМИ стали активно обсуждать, что Порошенко имел в виду. Не собирается ли он признать независимость провозглашённых Народных республик? Ведь, насколько известно, требование независимости и есть базис ДНР и ЛНР. Украинский шум поднялся несмотря на то, что такого пункта в протоколе и вовсе нет, и несмотря на то, что Порошенко явно не собирается признавать независимости юго-восточных регионов. Во-первых, он прекрасно понимает, что это похоронит его президентскую карьеру, которая и так находится под очень большим вопросом, во-вторых, он не может пойти на этот ход по той причине, что ставили его во власть, в том числе, и для того, чтобы он открыл западным компаниям путь к ресурсам Донбасса (сланцевый газ в первую очередь). Значит, Порошенко, делая заявление о готовности выполнять требования ДНР и ЛНР, мягко говоря, лукавит (если быть точным, то здесь больше подходит совсем другое слово, которое по понятным причинам нельзя употреблять на страницах средств массовой информации). Пусть будет – просто «лукавит»…
Ну, не может пойти укропрезидент на то, чтобы выполнять требования своих основных противников на территории Украины. В конце концов, и вовсе странно рассчитывать на то, что Порошенко на выполнение каких-либо требований пойдёт в связи с целым рядом последних событий.
Событие первое – прилёт на Украину американского сенатора Карла Левина, отвечающего за вооружения. Причём прибыл сенатор в Киев вовсе не обычным рейсом. Для перевозки отдельно взятого представителя американского парламента понадобился аж целый военно-транспортный самолёт ВВС США. С каких же это пор сенаторы для обычных деловых визитов стали пользоваться военными транспортниками?
Событие второе – финансовая помощь НАТО в 15 миллионов долларов, которую альянс собирается выделить Порошенко.
Событие третье - атака укросиловиков на Тельманово уже после достижения договорённостей о перемирии.
Событие - заявления Порошенко о том, что перемирие не продлится долго.
Событие пятое – предложение от ряда стран НАТО «помощи» в виде поставок высокоточного оружия.
Эти страны Порошенко назвать отказывается, но по военно-транспортному самолёту ВВС США в аэропорту Борисполь можно догадаться, о какой стране в первую очередь идёт речь.
Эти события недвусмысленно намекают на то, что все разговоры Порошенко о готовности выполнить условия ДНР и ЛНР – откровенный блеф. В этой связи вспоминается главный девиз украинской хунты, высказанный г-ном Филатовым: «нужно давать мразям любые обещания, гарантии и идти на любые уступки. А вешать… Вешать их надо потом».
«Мрази» для хунты – все те, кто не принимает хунту в качестве руководства государства, кто не собирается жить по её законам. То есть любой человек, имеющий точку зрения, отличную от догм хунты, признаётся «мразью» и априори приговаривается к смерти. И после предыдущего «перемирия» сложно предположить, что Порошенко считает иначе, нежели упомянутый г-н Филатов.
В конце концов, всерьёз относиться к подписанным в Минске договорённостям вряд ли стоит при одном только взгляде на человека, который «представлял» Украину. А человек этот, как известно, Кучма. Если со стороны ДНР был премьер Захарченко, со стороны ЛНР – премьер Плотницкий, то стороны Киева – Кучма, просто Кучма… С самого начала его участия в контактной группе вызывало немало вопросов и давало понять, что любая его подпись под любым документом «от имени Украины» - пшик. На Украине в редких случаях исполняются законы и иные нормативные акты, подписанные действующими главами государства. А в случае с главой бывшим, цена таких подписей сводится к абсолютному нулю. Порошенко и «уполномочил» на переговоры именно Кучму, понимая, что в случае чего он (Порошенко) умоет руки, заявив, что Кучма власть Украины не представляет… А он её, и правда, не представляет. С таким же успехом мог «уполномочить» любого другого украинского пенсионера.
Если так, то можно ли говорить о полном соблюдении договорённостей о мире. Конечно, же нет. Обе стороны конфликта прекрасно понимают, что любое затишье противник может использовать для перегруппировки сил и подготовке к удару. Понимают, а значит, обе стороны будут заниматься и перегруппировкой, и подготовкой. Это может привести как к сдерживанию друг друга, так и к новому витку гражданской войны (случай со взятием укросиловиками Тельманово во время "перемирия" это продемонстрировал). А если одна из сторон однозначно решит, что перемирие – «железобетонно», то Украину вполне может ожидать и «постхасавюртовская» ситуация с «масхадовско-лебедевским перемирием», когда одна чеченская война со временем породила вторую. И в украинском случае развитие событие можно считать полностью непредсказуемым. Единственно, о чём можно говорить с уверенностью, так это о том, что конфликт с новой силой может полыхнуть в любое время и окончательно перекроить политическую карту Украины.
Пока, судя по опубликованному представителями ОБСЕ протоколу в Твиттере, речь идёт только о децентрализации Украины и проведении "в соответствии с законом Украины местных выборов в районах Донецкой и Луганской областей". Во-первых, странно, что речь вообще идёт о законе Украины. Это о том, о который ноги вытерли в феврале? Во-вторых, а разве есть на Украине такие области как Донецкая и Луганская? Референдум ещё несколько месяцев назад показал, что таких регионов в составе Украины больше нет.
Вас заинтересует
Порошенко сообщил своему куратору Байдену о том, на каких условиях может быть прекращён огонь на юго-востоке
Порошенко: Кучма поможет нам...
Порошенко распорядился продлить "перемирие" ещё на трое суток. Высказывания Глазьева
Миротворческий контингент на Украине. Быть или не быть?..
Что внутри красивой обёртки многосторонних консультаций в Донецке?