Вот
переезд квартиры москва.
В последние дни приходят тревожные сводки из Йемена. В этом ближневосточном арабском государстве – очередной политический кризис. Хотя, собственно говоря, из состояния перманентных массовых беспорядков Йемен не выходит уже года четыре – со времени развертывания массового оппозиционного движения в рамках пресловутой «Арабской весны», завершившегося вынужденным уходом многолетнего президента Абдуллы Салеха с поста главы государства. Сегодня в Йемене схлестнулись шииты – зейдиты, опирающиеся на поддержку племенных объединений севера страны, и правительственные войска. С другой стороны, немаловажным актором йеменской политики остается Аль-Каида, обладающая здесь одной из наиболее мощных группировок. По иронии, именно в конце сентября 1962 года, ровно пятьдесят два года назад, в Йемене произошла первая на Аравийском полуострове антимонархическая революция, свергнувшая режим теократической монархии местного короля-имама. 26 сентября с тех пор называют днем Сентябрьской революции.
Королевство имама зейдитов
Накануне революции Йемен представлял собой одну из наиболее отсталых в социальном и экономическом отношении стран Ближнего Востока. Это древнейшее государство Аравийского полуострова, история которого уходит вглубь тысячелетий, было цитаделью самобытной южноаравийской культуры, сочетавшей местные компоненты с заметным иудейским, персидским, эфиопским влиянием. В 628 г. н.э. Йемен подвергся арабскому завоеванию и исламизации большей части его населения. На протяжении последующих столетий власть в Йемене переходила от одной султанской династии к другой, успел Йемен побывать и вассалом Египта, пока в 1538 г. не был первый раз завоеван турками – османами. В состав Османской империи Йемен входил дважды – первый раз с 1538 по 1632 годы, затем – с 1872 по 1918 годы. В промежутке между периодами османского владычества власть на территории Северного Йемена принадлежала имаму Саны – главе мусульман – зейдитов, который совмещал духовную и светскую власть. Имам возглавил Йемен и в 1918 году, когда после распада Османской империи по итогам Первой Мировой войны, страна провозгласила государственный суверенитет.
Вкратце о том, кто такие зейдиты. Современное население Йемена – 25, 5 млн. человек. Практически все жители страны относятся к различным группам арабского населения – это и кочевники-бедуины, и горожане с множеством различных кровей, и афро-арабские мулаты, и арабизированные потомки эфиопских переселенцев. Естественно, что практически все население страны представлено мусульманами (иудеи почти все эмигрировали в Израиль еще в середине – второй половине ХХ века). Однако мусульманское население практически поровну разделено между суннитами (52%) и шиитами (46%). Йеменских шиитов и называют зейдитами. Зейдизм – одна из ранних шиитских сект – возник еще в VIII веке н.э. и получил название по имени имама Зейда ибн Али, возглавившего одно из восстаний против халифов Омейядской династии.
Хотя сам Зейд ибн Али погиб в бою еще в 740 г. н.э., а тело его противники распяли на кресте, последователи Зейда поставили перед собой задачу создания собственного государства, во главе которого должен был встать имам из рода Алидов – потомков имама Али. От остальных шиитов зейдиты отличаются близостью к суннитской доктрине, в частности они не признают таких шиитских догматов как учение о «скрытом» имаме («махди»), о благоразумном сокрытии веры в критических ситуациях («такийя»), о безусловном предопределении человеческой судьбы. Закрепившись еще в раннем Средневековье на территории Северного Йемена, зейдиты воплотили свою мечту – создали теократическое государство во главе с имамом, которое с перерывами на войны и оккупации продолжало существовать вплоть до 1962 года.
Когда в 1918 году Османская империя потерпела поражение в Первой Мировой войне, шейх Abdullah al-SallalХамид ад-Дин (1867-1948) – имам зейдитов – провозгласил себя королем суверенного Йемена. В 1919 г. он окончательно прервал вассальные отношения с Турцией, а в 1920 году страна получила официальное название Йеменское Мутаваккилийское королевство, под которым она существовала до 1962 года. Особых проблем на пути международного признания новое государство не встретило. В 1926 г. оно заключило договор с Италией, которая в то время претендовала на ведущую роль в Северо-Восточной Африке и бассейне Красного моря и была заинтересована в сотрудничестве с ближайшим заморским соседом своей африканской колонии Эритрея. В 1928 году договор о дружбе и торговле был заключен с Советским Союзом.
Однако, несмотря на развитие международных отношений и постепенный переход к модернизации экономики, в целом Йемен в годы правления имама и его наследников оставался крайне отсталым феодальным государством. Социальная система в нем практически не менялась со времен Средневековья, вся полнота власти принадлежала королю, он же – имам. Одновременно за спиной имама Яхьи велась борьба между противоборствующими кланами – представителями правящего рода Хамидаддинов и соперниками из рода ал-Вазиров.
В феврале 1948 года восьмидесятилетний имам Яхья – основатель независимого йеменского государства – был убит заговорщиками. Это повлекло за собой обострение междоусобной борьбы йеменских феодалов. Группа офицеров, опиравшаяся на курсантов военного училища в столице Йемена Сане, провозгласила королем представителя рода ал-Вазиров Абдаллу. Оставшийся не у дел наследник Яхьи эмир Ахмед бен Яхья (1891-1962), заручившись поддержкой зейдитских племен северных провинций, где Хамидаддины пользовались непререкаемым авторитетом, а также поддержанный монархами Саудовской Аравии, Египта и Иордании, уже 14 марта 1948 г. одержал победу над самозваным королем Абдаллой. Последний был казнен, как и многие его сторонники, а Ахмед бен Яхья стал единоличным правителем Йемена. Приход к власти Ахмеда бен Яхья совпал по времени с началом революционного брожения во многих государствах Ближнего Востока. Поэтому одной из главных задач своей деятельности имам считал укрепление йеменской армии и полиции. Одновременно он старался поддерживать хорошие отношения с социалистическими странами, в том числе с Советским Союзом, очевидно рассматривая это как своего рода «противоядие» от возможной поддержки социалистическими странами оппозиции внутри Йемена.
В то же время, неспокойное время диктовало свои условия. Среди йеменского офицерского корпуса, в особенности среди младших офицеров, стало нарастать недовольство ретроградным социальным устройством страны, авторитарными методами управления Ахмеда бен Яхьи, отсутствием возможности карьерного продвижения в условиях господства династии Хамидаддинов. Вдобавок ко всему после революции в Египте, свергнувшей короля Фарука, в Йемене, тесно связанном культурными отношениями со своим заморским соседом, стали распространяться идеи светского арабского национализма. Первое время Ахмед бен Яхья поддерживал союзнические отношения с президентом Египта Гамалем Абдель Насером, рассматривая его как естественного союзника в противостоянии соседям – Саудовской Аравии и британскому протекторату Аден. Однако когда между йеменским королем и египетским президентом стали стремительно ухудшаться отношения, Египет, имевший большое влияние в регионе, приступил к систематической антиимамской пропаганде. В первую очередь, пропаганда была направлена на прогрессивные слои йеменского общества – интеллигенцию, младшее офицерство, - недовольные политикой имама, ограничивавшего полноценное развитие государства.
Еще со второй половины 1950-х гг. на территории Йемена действовали филиалы арабских левонационалистических организаций, в том числе Партии арабского социалистического возрождения (БААС) и Движения арабских националистов (ДАН). Разрыв отношений между имамом Ахмедом бен Яхьей и Гамалем Абдель Насером привел к появлению в Йемене тайной организации «Свободные офицеры», объединявшей армейских офицеров, прежде всего лейтенантов и капитанов йеменской армии. Своей целью эта организация ставила свержение в Йемене теократической монархии и создание светского арабского государства с политическим режимом, близким к египетскому по идеологии и социальной структуре.
Ко времени описываемых событий король-имам Ахмед бен Яхья был уже глубоко больным человеком. Несмотря на относительно недряхлый возраст (семьдесят лет), он все в большей степени страдал старческим маразмом и демонстрировал неадекватное поведение. В частности, имам не собирался проводить никакие реформы, способные хоть частично модернизировать социальную систему Йемена. Даже собственного сына Мухаммада аль-Бадра он отстранил от управления государством, поскольку наследник престола, понимая тяжесть сложившейся ситуации, выступал за проведение частичных реформ в стране. Ведь Йемен, несмотря на то, что в мире наступили уже 1960-е годы, существовал в ритме средневекового государства. В стране официально существовали рабство, институт заложничества, гаремы, практиковались телесные наказания и увечья за совершение преступлений.
Вадим Алексеевич Кирпиченко – генерал-лейтенант, ветеран советской внешней разведки – так описывал внешность и поведение имама Ахмеда бен Яхья: «он сидел на высоком позолоченном троне. Вместо короны на голове возвышалась феска — тарбуш, — тоже позолоченная. Одет имам был в белый бурнус, с традиционным кинжалом — джамбией — на широком позолоченном поясе. Скорее всего, и украшения на поясе, и ножны кинжала были из чистого золота… Все эти атрибуты царского величия были йеменского происхождения, и лишь тапочки без задников, надетые на босые ноги имама, были произведены фирмой «Батя», и именно они напоминали о том, что где-то далеко-далеко существует другой, цивилизованный мир. Глаза имама были сильно навыкате (базедова болезнь), челюсть отвисла (что-то нервное), и понять его речь было просто невозможно» (Кирпиченко В. А. Разведка: лица и личности. М.: Гея, 1998).
Революция «свободных офицеров»
В марте 1961 года имам был тяжело ранен во время покушения, а 18 сентября 1962 года после долгой болезни скончался. Наследовать престол должен был тридцатишестилетний принц Мухаммад аль-Бадр бен Ахмед (1926-1996) – старший сын Ахмеда бен Яхьи, занимавший в разное время министерские посты в йеменском правительстве. После смерти отца он и был провозглашен королем Йемена, однако правление его продолжалось лишь неделю. 26 сентября 1962 года произошел военный переворот, вошедший в историю как Сентябрьская революция. К власти в стране пришел Совет революционного командования, которым руководили капитаны Абдалла Джузейлан, Абд аль-Латиф Дайфалла, лейтенант Али Абд аль-Мугни. Решающую роль сыграл тот факт, что к заговорщикам присоединился полковник Абдалла ас-Саляль, незадолго до переворота, 19 сентября, назначенный начальником генерального штаба йеменской армии.
До назначения начальником генерального штаба полковник Абдалла ас-Саляль (1917-1994) длительное время служил в вооруженных силах Йемена. Он родился в семье торговца, получил военное образование в Ираке, откуда в 1939 г. прибыл с лейтенантскими погонами и начал службу в йеменской армии. После убийства имама Яхья в 1948 г. он был арестован за участие в перевороте и семь лет провел в тюрьме. Позже ас-Саляль был помилован и вернулся на государственную службу: он был губернатором провинции Ходейда, руководил военным училищем в Сане и личной охраной принца Мухаммада аль-Бадра. Доверявший ас-Салялю аль-Бадр именно его решил назначить начальником генерального штаба, присвоив подполковнику полковничье звание.
Спустя семь дней после назначения бывший начальник охраны сверг своего шефа. Дворец имама был сожжен, а на центральной площади йеменской столицы казнили более семидесяти представителей династии Хамидаддинов, королевских министров и губернаторов. Спустя два дня на собрании шейхов йеменских племен Абдалла ас-Саляль заявил о свержении йеменской монархии как «позора арабского мира и всего человечества». Вслед за низвержением монархии революционные власти приняли декреты о запрете рабства и института заложничества. Королевские земли конфисковывались и передавались государству. Так началась новая эпоха в истории Йемена – первой республики на Аравийском полуострове, возникшей в результате свержения феодальной монархии.
Однако большая часть северойеменских племен, исповедовавших зейдизм и считавших Мухаммада аль-Бадра своим имамом и легитимным королем Йемена, со сменой власти и ниспровержением всей социальной системы страны не согласилась. Вспыхнуло мощное восстание против новых властей, приведшее к началу гражданской войны между республиканцами и роялистами, продолжавшейся восемь лет – с 1962 по 1970 гг.
Важнейшую роль в укреплении в Йемене республиканского режима с самых первых дней революции играл Египет. 29 сентября 1962 г. президент Египта признал новый режим Йемена. Насер начал отправку в Йемен египетских войск, прекрасно понимая, что без их поддержки республиканский режим окажется обреченным на поражение – помимо зейдитских племен, резкое недовольство революционным переворотом в Йемене высказывали монархии Аравийского полуострова, прежде всего Саудовская Аравия и Иордания, которые видели в действиях «Свободных офицеров» опасный пример для собственных подданных. В Йемен был переброшен значительный египетский военный контингент.
Египетские советники приступили к модернизации йеменской армии, а подразделение парашютистов численностью в 3 тысячи солдат и офицеров стало выполнять роль личной гвардии при ас-Саляле и других руководителях йеменской революции. Одновременно началось укрепление вооруженных сил Йемена – были повышены зарплаты офицерскому составу, рядовой состав стали усиленно переподготавливать, модернизовав систему подготовки воинским специальностям. Тем не менее, противники республиканского режима перешли в наступление, заручившись поддержкой Саудовской Аравии. 5 октября 1962 года саудовские ВВС бомбили город Эль-Бейда на севере Йемена, а на следующий день отряд саудовской армии пытался пробиться на территорию Йемена, но был остановлен.
Йеменская Арабская Республика, как назывался теперь Северный Йемен, заключила договор с Египтом, по которому в стране размещался контингент египетских войск. Египтяне приступили к участию в боевых операциях против войск роялистов. Саудовская Аравия и Йемен обменялись взаимными угрозами воздушных ударов. Вскоре в ситуацию вмешались Соединенные Штаты Америки, крайне обеспокоенные революцией в Йемене и связанной с ней опасностью для американского влияния в регионе. Как известно, США опирались (и продолжают опираться до сих пор) на самые консервативные арабские монархические режимы Ближнего Востока – Саудовскую Аравию, Иорданию, эмираты Персидского залива. Поскольку Саудовская Аравия считалась уже в то время стратегическим союзником США в регионе, американское командование поспешило направить группу военных кораблей в Персидский залив. Обеспокоилась событиями в Йемене и Великобритания, сохранявшая к тому времени протекторат над Аденом, султанатами и эмиратами южноаравийского побережья.
В самом Йемене революция моментально привела к противостоянию, которое, как и везде на Ближнем Востоке, окрасилось в религиозно-этнические тона. Зейдитские племена Северного Йемена признавали своим главой имама Мухаммада аль-Бадра бен Ахмеда Хамидаддина, считая его также и законным королем Йемена. В свою очередь, сунниты – шафииты, населявшие остальной Йемен, практически сразу же приняли Сентябрьскую революцию, поскольку увидели в ней долгожданное освобождение от власти зейдитских имамов. Зейдиты – роялисты пользовались безусловной поддержкой Саудовской Аравии, Иордании, постепенно к конфликту на их стороне стал подключаться шахский Иран, за спиной которого стояли Соединенные Штаты, а также Федерация Южной Аравии, политику которой определяла Великобритания. С другой стороны, практически сразу же Йеменская Арабская Республика была признана не только Египтом, но и Ливаном, Сирией, Ираком, Суданом, Алжиром и Тунисом. Важнейшую роль играло также признание ЙАР Советским Союзом.
В гражданскую войну в Йемене оказались непосредственно вовлечены египетские вооруженные силы со стороны ЙАР, подразделения саудовских наемников и вооруженные отряды Федерации Южной Аравии – со стороны роялистов. Ас-Саляль обратился за военной помощью к президенту Египта Гамалю Насеру, который выслал в Йемен экспедиционный военный корпус численностью в 60 тысяч человек. В свою очередь, саудовские и иранские спецслужбы и военные советники приступили к подготовке вооруженных сил зейдитского имама. Иранская разведка взяла на себя основную часть работы по подготовке диверсионных групп, воевавших на стороне имама – короля, а также передавала вооружение, денежные средства, осуществляла информационную поддержку имамской армии.
Что представляли собой вооруженные силы обеих сторон к середине 1960-х гг. – времени разрастания гражданской войны? На стороне имама Мухаммада аль-Бадра сражались ополчения зейдитских племен: 100 тысяч вооруженных воинов племени бакиль, по 70 тысяч бойцов племен зу мухаммед и зу хусейн, десятки тысяч бойцов других племенных групп. Помимо этого, на стороне имама воевало 20 тысяч солдат и офицеров иррегулярных йеменских войск, 200 000 мужчин королевского племени, а также многочисленные добровольцы и наемники из Саудовской Аравии и других монархий Персидского залива. Вооруженные силы ЙАР в 1964 году насчитывали лишь 3 тысячи солдат и офицеров – то есть, в сотни раз уступали королевским войскам по численности. Ситуацию спасало присутствие в Йемене 70-тысячного египетского военного контингента. Помимо этого, однозначно встал на сторону Йеменской Арабской Республики Советский Союз. Спустя год после провозглашения независимости – в 1963 году – в Йемене насчитывалось 547 советских военных специалистов – в первую очередь, высококлассных офицеров с большим опытом.
Тем не менее, объективно республиканские вооруженные силы намного уступали королевской армии. Ситуация изменилась благодаря знаменитой Шестидневной войне 1967 г. Йемен как союзник – сателлит Египта объявил войну Израилю и прервал дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки. В августе 1967 г. Египет и Саудовская Аравия пришли к соглашению о взаимных уступках. Хартумский договор включал в себя следующие пункты: вывод войск Египта из Йемена; прекращение поддержки Саудовской Аравией роялистов; предоставление роялистам – представителям зейдитских племен – трети мест в руководстве Йеменской Арабской Республики; изгнание представителей социалистических партий из государственных и военных структур Йеменской Арабской Республики; уход с поста президента ЙАР Абдаллы ас-Саляля, считавшегося основным противником Саудовской Аравии в йеменском руководстве. 5 ноября 1967 г. президент Абдалла ас-Саляль, направлявшийся из Ирака в Советский Союз, был свергнут с поста главы государства и заочно приговорен к смертной казни. Политическое убежище он обрел в Египте, затем в Сирии, а в 1981 г., после снятия обвинений, вернулся на родину в Йемен, где и скончался в 1994 г. в возрасте семидесяти семи лет.
Однако и без поддержки Саудовской Аравии войска имама Мухаммада аль-Бадра продолжали теснить малочисленную республиканскую армию, которая после эвакуации египетских войск не представляла серьезного препятствия. В конце 1969 г. зейдитское ополчение окружило столицу Йемена Сану. Казалось, дни республиканского режима были сочтены, однако внезапно армия имама прекратила боевые действия. Причиной тому стало бескомпромиссное выступление Советского Союза, который пригрозил в случае захвата столицы Йемена сторонниками короля-имама перейти к силовому вмешательству в конфликт и перебросить в Йемен советские войска. Эта мера воздействия сыграла решающую роль в конфликте. Шах Ирана – последний, кто оказывал после саудовско-египетского договора помощь роялистам, - прекратил поддержку имама, не желая вступать в конфликт с СССР, с которым его связывали экономические и политические отношения. Имам Мухаммад аль-Бадр покинул Йемен и обосновался в Лондоне, где прожил оставшиеся почти три десятилетия.
Так закончилась гражданская война в Йемене и фактически наступил конец истории тысячелетней зейдитской теократической монархии. Безусловно, для Йемена это был колоссальный рывок вперед, порывавший с наиболее архаичными пережитками прошлого. Так, при первом президенте страны Абдалле ас-Саляле была модернизирована социальная инфраструктура страны. В частности, Йемен ввел бесплатные образование и здравоохранение, начал строительство школ и больниц, опираясь на помощь Советского Союза и Египта. Имели место и попытки перераспределения собственности феодалов в народную пользу.
Тем не менее, политические и, в особенности, социальные реформы так и не были доведены республиканским правительством до конца. Тому способствовало, в том числе, и появление на южных границах Йеменской Арабской Республики нового государственного образования – Народно-демократической республики Южный Йемен (НДРЮЙ), созданной в 1967 г. в результате победы народно-освободительного движения в эмиратах Федерации Южной Аравии. Поскольку к власти в НДРЙ изначально пришли социалистические силы, открыто ориентировавшиеся на СССР и провозглашавшие строительство социализма своей ключевой задачей, Йеменская Арабская Республика дала сильный крен вправо, стремясь обезопасить себя от возможного поглощения более революционными южанами.
Социально-экономические реформы в ЙАР застопорились, тем более, что Советский Союз и другие страны социалистической ориентации после появления НДРЮЙ сосредоточили все свое внимание на помощи Южному Йемену, рассматривая теперь его в качестве основной опоры в регионе Аравийского полуострова и Красного моря. Период второй половины ХХ века оставался в постреволюционном Северном Йемене относительно неспокойным – то и дело происходили попытки военных переворотов, один президент страны погиб, получив посылку с бомбой от президента Южного Йемена (последний, в свою очередь, спустя два дня был также убит в результате покушения).
Президент Салех и последствия «Арабской весны»
Ситуация в Северном Йемене несколько стабилизировалась в 1978 году, когда президентом страны стал тридцатишестилетний командующий Таизским военным округом Али Абдалла Салех (р.1942). Выходец из племени санхан зейдитского племенного союза хашид, Али Абдалла Салех первоначально делал военную карьеру в вооруженных силах Йеменской Арабской Республики, за двадцать лет пройдя путь от курсанта бронетанкового училища до командующего военным округом. На протяжении тридцати четырех лет – с 1978 по 2012 гг. – Али Абдалла Салех возглавлял страну, стараясь поддерживать мир и равновесие между различными племенными конфедерациями и приверженцами различных течений в исламе.
За время президентства Салеха Северный и Южный Йемен объединились в одно государство – Республику Йемен в 1990 году, была одержана победа в гражданской войне на юге Йемена в 1994 г., за что парламент присвоил Салеху звание маршала. Тем не менее, во второй половине 2000-х гг. ситуация в Йемене обострилась. Режим Салеха оказался под ударом сразу двух сильных противников. С одной стороны, это были радикальные исламисты Аль-Каиды и подконтрольных организаций, с другой стороны – шииты-зейдиты северных провинций. Зейдитские племена обвинили Салеха в установлении суннитской диктатуры над страной и дискриминации шиитов по религиозному признаку, а также в сотрудничестве йеменского режима с Соединенными Штатами Америки.
В свою очередь, Салех обвинил зейдитов в стремлении восстановить реакционную монархию зейдитских имамов. Цитаделью шиитского сопротивления стала северная гористая провинция (мухафаза) Саада. Восстание зейдитских племен вспыхнуло в 2004 г., а в 2009-2012 гг. вошло в активную фазу, пользуясь поддержкой Ирана. Только теперь Иран оказывал помощь зейдитам, руководствуясь не соображениями монархической солидарности, как пятьдесят лет назад, а в силу религиозной родственности иранских и йеменских шиитов. В свою очередь, на стороне режима Салеха выступили суннитские фундаменталисты, в том числе боевики Аль-Каиды, которая вообще-то воевала против Салеха, но решила оказать ему поддержку в подавлении шиитских восстаний.
«Арабская весна» 2011-2012 гг. поставила жирную точку в истории тридцатичетырехлетнего правления президента Али Абдаллы Салеха. Ушедший в отставку добровольно, Салех сохранил политические и юридические гарантии неприкосновенности, однако мира и спокойствия Йемену уход Салеха не принес. Йемен, и без того являющийся одной из беднейших стран не только арабского мира, но и планеты в целом, оказался раздираем настоящей гражданской войной между противостоящими друг другу группами интересов: правительственными войсками, ваххабитами Аль-Каиды, шиитами-зейдитами северных провинций, сепаратистами Южного Йемена, надеющимися возродить суверенную южнойеменскую государственность. Значительная часть территории Йемена до последних дней не контролируется правительством, размещенным в столице страны Сане. В частности, ряд территорий на севере страны находится под непосредственным контролем шиитов-зейдитов, которые поднимают также и социальные лозунги, требуя от йеменского правительства поддержки малоимущих слоев населения, снижения цен на топливо и продовольствие.
В свою очередь, Саудовская Аравия активно поддерживает суннитов, причем не только по причине религиозной солидарности, но и в силу стремления к искусственному поддержанию нестабильности в Йемене. Ведь сильное арабское государство с республиканской формой правления, населенное близким в этнокультурном отношении населением, может представлять для саудовской монархии серьезную опасность. Особенно если учесть территориальные споры между двумя государствами, которые не урегулированы с момента провозглашения независимости Йемена в 1918 году.
В отличие от других стран Аравийского полуострова, обладающих богатыми запасами нефти и поэтому процветающими, Йемен представляет собой беднейшую страну региона. Серьезнейшей проблемой Йемена, помимо бедственного социального положения, является катовая наркомания (по данным экспертов, 60-70% населения страны «сидит» на листьях ката – местном наркотике), негативно отражающаяся не только на здоровье населения, но и на развитии сельского хозяйства, поскольку плантации ката занимают значительные территории пригодных для сельского хозяйства земель. Во-вторых, социальная депривация йеменского населения на фоне высокой рождаемости неизбежно влечет за собой безработицу, усугубляющуюся обнищанием на фоне наркомании значительной части молодежи. Следствием становится распространение радикальных настроений среди молодых и немолодых йеменцев. Серьезную опасность для государства, политическая система которого и так шатка и ненадежна, представляет и сохраняющееся племенное разделение йеменского общества. Шейхи племен фактически являются настоящими хозяевами Йемена, контролируя подчиненных им соплеменников. Между йеменскими племенами постоянно вспыхивают конфликты по причине доступа к источникам питьевой воды.
Все эти проблемы в совокупности усугубляются очень высоким демографическим ростом йеменского населения. Каждый год население страны прибавляется на 3,4%. Соответственно, за ближайшие двадцать лет население Йемена может превысить сорок миллионов человек, что повлечет за собой непредсказуемые последствия, поскольку в Йемене не будет работы для такого количества граждан (собственно, ее уже нет и для тех, кто в настоящее время живет в Йемене, притом, что более 60% населения страны моложе 25 лет). Таким образом, политическая революция, произошедшая в Йемене пятьдесят два года назад и остановленная в самом начале, на пути к социальным преобразованиям, так и не смогла решить ключевые проблемы йеменского общества. Усугубление последних, в свою очередь, может привести к катастрофическим последствиям для всей Юго-Западной Азии.
Вас заинтересует
Дофарская война: красные на родине ладана
Саудовская Аравия: террористы-смертники подорвали себя в административном здании
Один против всех
К вопросу о контрактах России и Египта
Ливан получит самый большой в своей истории транш на покупку вооружений