20 июля 1807 года французский изобретатель-самоучка Нисефор Ньепс продемонстрировал Наполеону Бонапарту сделанный им образец первого в мире действующего (?) двигателя внутреннего сгорания, работавший на смеси угольной пыли и измельченной в порошок древесной смолы. Ньепс дал своему изобретению витиеватое название "пирэолофор", что переводе с французско-древнегреческого суржика означает "движимый огненным ветром". Тогдашние французские газеты писали, что трехметровая лодка с пирэолофором могла двигаться по Сене против течения.
Однако Наполеона двигатель почему-то совсем не впечатлил, а погрязший в долгах изобретатель так и не получил финансовой поддержки. Ньепс, провозился со своей силовой установкой еще 10 лет, потом забросил ее и начал придумывать способ световой фиксации изображений, добившись в этом деле более заметных успехов. Сейчас он известен, в основном, как один из основоположников фотографии.
Натурный образец мотора не сохранился, но есть пара рисунков (см. внизу), причем первый из них, вроде бы, сделан самим Ньепсом.
Сразу видно, что устройства на рисунках довольно сильно отличаются друг от друга. Машина на второй картинке гораздо сложнее. Подробных описаний двигателя тоже не сохранилось, однако французские историки, чтобы подтвердить приоритет своего соотечественника в создании ДВС, уже более 15 лет пытаются разобраться в принципах работы этой машины и построить ее действующую модель.
Возглавляет работы профессор Жан-Луи Брюли, еще в 2009 году сделавший со своими студентами полноразмерную реплику Ньепсовского мотора, однако, насколько мне известно, "оживить" ее пока так и не удалось.
В 2012 году другой француз Адриен Дюшамель сделал 3D-видеоролик, демонстрирующий работу двигателя Ньепса, но я с моим нулевым знанием французского, честно говоря, мало что понял в этой анимации.
Утешением может служить лишь то, что Наполеон, который, несомненно, знал французский лучше меня и даже видел этот двигатель в натуре, тоже не проникся идеями автора. В общем, пока профессору Брюли не удастся запустить свой агрегат, в работоспособности, а тем более - в функциональности пирэолофора остаются очень большие сомнения. И сдвигать дату рождения дизельпанка в начало XIX века пока не стоит.
Вас заинтересует
Первый боевой робот
НПО «Энергомаш
Экспериментальная машина «Крымск
Пламенный мотор
Завершен техпроект двигателя второго этапа для истребителя Т-50