В настоящее время отечественная оборонная промышленность осуществляет несколько новых проектов, направленных на обновление ракетных войск стратегического назначения. В обозримом будущем РВСН должны получить несколько новых ракетных комплексов. В первую очередь, это межконтинентальные ракеты шахтного базирования. Тем не менее, специалисты занимаются и тематикой мобильных ракетных комплексов. На протяжении нескольких последних лет регулярно поднимается вопрос создания новых боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК) – специальных поездов, оснащенных пусковыми установками для баллистических ракет.
На днях сообщение о ходе перспективного проекта было опубликовано телеканалом «Звезда». Утверждается, что 4-й Центральный научно-исследовательский институт министерства обороны, работающий в интересах РВСН, успешно отчитался перед руководством военного ведомства о проведении неких исследовательских работ по тематике БЖРК. Подробности проведенной работы не сообщались. Известно только лишь то, что исследования велись «в интересах создания перспективных ракетных комплексов подвижного (железнодорожного) базирования».
Советский Союз, а затем Россия уже имели на вооружении боевые железнодорожные ракетные комплексы типа 15П961 «Молодец» с ракетой РТ-23УТТХ. Эксплуатация этих систем началась в середине восьмидесятых годов и продолжалась до начала двухтысячных. С 2003 по 2007 все имеющиеся комплексы были сняты с дежурства. Большая часть «Молодцев» была утилизирована, а два комплекса были разоружены и стали музейными экспонатами. Во время утилизации железнодорожных ракетных комплексов утверждалось, что им на смену должны прийти подвижные грунтовые системы семейства «Тополь» и более новые разработки.
Главным преимуществом ракетных комплексов на основе железнодорожного транспорта считалась и считается их скрытность. После выхода с базы на железнодорожную сеть страны состав с ракетами мог двигаться в любом направлении, что крайне затрудняло его обнаружение. Хотя весовые характеристики комплекса «Молодец» накладывали определенные ограничения на маршруты движения, его эффективность оценивалась достаточно высоко. Тем не менее, полноценная эксплуатация комплексов продолжалась лишь несколько лет. В 1991 году руководители СССР и западных стран договорились о сокращении маршрутов патрулирования. В соответствии с соглашением советские БЖРК могли нести дежурство только в пределах своих баз.
В 1993 появился договор СНВ-2 (Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений). Один из пунктов этого соглашения определял дальнейшую судьбу железнодорожных ракетных комплексов 15П961. В соответствии с договором к 2003 году Россия должна была снять с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ. На тот момент РВСН располагали 12 поездами с 36 пусковыми установками. Договорные обязательства, касающиеся ракет, были выполнены в полном объеме. Ракетные комплексы, оставшиеся без боеприпасов, вскоре были утилизированы или отправлены в музеи.
Вскоре после начала утилизации комплексов «Молодец» стали появляться различные заявления и слухи, касающиеся возможности создания нового БЖРК. До определенного времени все разговоры на этот счет сводились к тому, что командование РВСН и руководство Минобороны не исключало возможность создания нового железнодорожного ракетного комплекса. Какие-либо сведения о начале работ над новым проектом не оглашались. Только весной 2013 года замминистра обороны Юрий Борисов рассказал о старте нового проекта. Головным предприятием по проекту нового БЖРК стал Московский институт теплотехники (МИТ), в последние годы создавший несколько ракетных комплексов для РВСН.
В конце прошлого года главком РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что эскизное проектирование нового БЖРК завершится в первой половине 2014-го. Иные подробности работ пока не оглашались. Недавняя информация, опубликованная телеканалом «Звезда», может говорить о том, что МИТ и 4-й ЦНИИ Минобороны завершили предварительные работы по проекту и готовы начать разработку нового ракетного комплекса.
По понятным причинам технический облик и характеристики перспективного БЖРК пока остаются неизвестными общественности. Тем не менее, с момента появления первых сведений о разработке подобной системы регулярно высказываются предположения о ее возможном облике. По разным оценкам, новый БЖРК в целом будет похож на списанный «Молодец», однако должен серьезно отличаться от него благодаря использованию новых систем и компонентов.
Основой перспективного БЖРК, как и ранее, будет вагон, оборудованный пусковой установкой. В состав комплекса 15П961 входили вагоны с пусковыми установками, замаскированные под рефрижераторы и оборудованные системой распределения нагрузки на соседние вагоны. Использование последней обуславливалось весом ракеты и характеристиками железнодорожных путей. Похожим образом может быть построен вагон-пусковая установка перспективного ракетного комплекса.
Тот факт, что создание нового проекта БЖРК поручено Московскому институту теплотехники, позволяет делать некоторые предположения о перспективной ракете. Вероятно, в боеприпасе для нового железнодорожного ракетного комплекса будут использоваться некоторые наработки по проектам «Тополь-М», «Ярс» и «Булава». Определенную пользу проекту новой ракеты может принести заимствование идей и технических решений у ракет, предназначенных для подвижных грунтовых комплексов, таких как «Тополь-М» или «Ярс». Эти изделия имеют гораздо меньший стартовый вес в сравнении с ракетой РТ-23УТТХ, что может значительно упростить их эксплуатацию.
Характеристики новых ракет и их боевое оснащение могут быть предметом отдельного обсуждения, поскольку точные сведения на этот счет пока не оглашались и вряд ли будут объявлены в течение нескольких следующих лет. Вероятно, общие характеристики перспективного БЖРК будут на уровне показателей последних наземных ракетных комплексов или выше.
Из различных заявлений и оценок следует, что новый боевой железнодорожный ракетный комплекс для РВСН может быть создан к 2020 году. Таким образом, к середине следующего десятилетия ракетные войска могут получить достаточное количество новой техники, способное оказать серьезное влияние на их боеспособность.
Тем не менее, эти сроки носят исключительно оценочный характер. До сих пор неизвестно, закажет ли министерство обороны разработку новых железнодорожных ракетных комплексов. На решении военных могут сказаться некоторые особенности подобной техники. В ходе эксплуатации комплекса «Молодец» было установлено, что он имеет не только преимущества, но и недостатки. К примеру, несмотря на использованную маскировку, поезд с ракетами можно отличить от гражданских составов по некоторым специфическим признакам. Кроме того, тяжелый ракетный комплекс требовал усиления железнодорожных путей, а также приводил к их повышенному износу. Характерной особенностью БЖРК является меньшая стойкость к атакам противника в сравнении с ракетными комплексами шахтного базирования.
Судя по последним сообщениям, отечественная оборонная промышленность способна создать новый боевой железнодорожный ракетный комплекс. В таком случае военному ведомству остается взвесить все плюсы и минусы таких систем и определить, следует ли промышленности заняться разработкой и строительством новой техники для РВСН.
По материалам сайтов:
http://tvzvezda.ru/
http://arms-expo.ru/
http://ridus.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Вас заинтересует
Продолжается разработка перспективного БЖРК «Баргузин
Обновление ракетных войск стратегического назначения в 2014 году
Минобороны РФ увеличило сроки эксплуатации комплексов «Воевода
Разработка ракеты «Сармат
Командующий проверит ход перевооружения Татищевского ракетного соединения на новые ракетные комплексы