Targo. Нашлемная система целеуказания от Elbit Systems
Нашлемные системы целеуказания не являются новинкой в мире вооружений. Первые нашлемные прицельные устройства появились в 1970-тых годах. Новые поколения ГСН теплонаводящихся ракет воздух-воздух позволили производить захват цели в более широких углах видимости, и как следствие появилась необходимость обойти ограничения классических ИЛС (индикатор на лобовом стекле) по углу зрения, дабы не тратить драгоценные секунды на разворот (не всегда возможный) всего истребителя в направлении цели.
Первые нашлемные системы целеуказания резко повысили эффективность прицеливания теплонаводящихся ракет в зоне прямой видимости.
Первая подобная система начала разрабатываться для US Navy в 1968-м году как одна из ветвей разработки концепции "наведение после запуска" (lock-after lunch). Под новую систему наведения была разработана новая ракета AIM 95 "Agile". В 1973 году прошли удачные испытания новой системы, но проект был закрыт, поскольку американское командование сочло новую систему излишне дорогой.
Экспериментальная ракета XAIM-95A
Первый экспериментальный шлем для системы "Agile" / Elbit Systems DASH
Но, в отличие от американцев, новое изобретение оценили по достоинству в ЮАР, оснастив подобной системой свои Mirage F1AZ. А следом за ними и СССР (столкнувшись с этой системой в небе Анголы), создав к 1983-му году комплекс НВУ «Щель». Первый советский комплекс нашлемного целеуказания, сопряженный с ракетой Р-73 РМД-1, имел угол целеуказания в 45° (и 60° для РМД-2).
Ракета Р-73
Нашлемная система целеуказания «Щель»
В Израиле, выучив жесткий урок 1973 года, занялись разработкой собственных систем нашлемного целеуказания. Первой ракетой, получившей систему "Elbit Systems DASH" стал "Python-3" в конце 1970-ых. Инновация не замедлила себя оправдать: обладая углом целеуказания в 75°, "Python-3" собрал "кровавую жатву" в небе над Ливаном, уничтожив более 35 сирийских самолетов в воздушных боях.
Ракета "Python-3"
С тех пор нашлемные системы распространились на различные виды воздушной техники и получили сопряжение с различными видами вооружения, в частности с автоматическими пушками ударных вертолетов. Одними из широко известных представителей этих технологий являются "IHADSS" для вертолетов "Апач" и "ГЕО-НСЦИ" для Ми-28 и Ка-52.
Шлем IHADSS
Шлем ГЕО-НСЦИ
За последние три десятилетия эти шлемы научились обрабатывать большее количество информации и выполнять больше функций. Тем не менее, эти шлемы по-прежнему имеют один серьезный недостаток — это жесткое сопряжение каждой системы с платформой, каждый шлем узкоспециализирован.
Компания Elbit Systems решила избавить новое поколение НСЦ от этих ограничений. Шлем TARGO — это мультиплатформенная система, его может использовать и пилот истребителя, и бортовой стрелок десантного вертолета, и грузовой офицер транспортника. Все шлемы экипажа объединены в сеть, что видит один — видят все.
Практически вся электроника системы находится в шлеме и не требует установки на платформу массивов сопровождающего оборудования. Для смены платформы достаточно переписать программное обеспечение в самом шлеме и подключить адаптер (в том числе беспроводной) к бортовому компьютеру платформы.
Но это еще не все. TARGO не является сугубо военной технологией. Его использование возможно на спасательных вертолетах, самолетах пожаротушения и даже (при желании) на гражданских авиалайнерах.
В принципе, при наличии подходящего ПО данный шлем можно надеть на оператора любой техники, обладающей какими-либо датчиками наблюдения и контроля за окружающей обстановкой. От капитана яхты до водителя автобуса.
Одна из важнейших функций новой системы — полноценная технология дополненной реальности, что позволяет проводить виртуальные тренировочные бои высокой степени реалистичности, во время реального полета, без напарника и учебных наземных мишеней. А также возможность сопряжения в реальном времени с наземными симуляторами и их операторами.
ТТХ: Использование TARGO возможно в любое время суток и при любой погоде, на любой платформе, с любым оружием и/или оборудованием. Вес шлема — 1,6 кг. Питание — 17 ватт. Подключение — 1553 and/or Ethernet, wireless capable. Модульный ПНВ — HRNVS (поле зрения 80°).