Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

МиГ-21. Боец без правил

Шикарную сумку , крепкую и надежную. Очень интересный, легендарный, резвый самолет, обладающий очень большой управляемостью, особенно в поперечном канале. Например, он «бочки» крутит за секунду на скорости 700-800 кмчас.
- зам. начальника лётной службы ОКБ Сухого, полковник запаса Сергей Богдан.

Летчики 4477-й эскадрильи демонстрировали как быстро может задрать нос МиГ-17, чтобы дать очередь из пушек, насколько велика угловая скорость крена у МиГ-21 и как легко набирает скорость МиГ-23.

- из истории "Красных орлов", испытания МИГов в США

 



Угловая скорость крена (rate of roll) - это не спроста. Важнейший параметр, от которого зависит быстрота выполнения "бочки", т.е. возможность ухода из-под атаки. Дикое превосходство в воздушном бою! Впрочем, обо всем по порядку.

Впервые с уважаемым я познакомился в Самаре. В тот день удалось не только постоять рядом, но даже посидеть в его небольшой кабине... Значит, вот - ручка управления самолетом (РУС), удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием. Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Взгляд ищет пять основных пилотажных приборов: авиагоризонт, компас, спидометр, вариометр, высотомер... Нашел!

Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир'а". Может быть здесь, на тусклом стекле когда-то проецировались отметки от "Миражей" и "Фантомов", но сейчас прибор отключен. Некогда грозный воздушный корабль теперь спит под вечерним небом - тем, которое ему пришлось когда-то защищать. Но, пора - внизу у лестницы стоят другие желающие посидеть в кабине настоящего МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом симпатичную синюю кабину и покидаю кресло пилота...

И швец и жнец

Поводом рассказа о МиГе стал извечный спор об "универсальном самолете". Как обычно, началось все с критики легендарного "Фантома", который по мнению спорящих, задумывался, как совершенный истребитель-бомбардировщик, а в результате получился плохой истребитель и плохой бомбардировщик. Далее, был спор о боевой нагрузке - сколько тонн бомб и различных видов целевой нагрузки можно подвесить под крыло легкого истребителя - что б тот не превратился в неповоротливый "утюг".

Объединив два спора, можно констатировать одно - создание "универсального самолета" в эпоху реактивной авиации есть не мечта, а реальность. Ураганная тяга реактивного двигателя позволяет даже самым легким истребителям поднимать в небо такое кол-во бомб, которое 70 лет назад не поднимала даже четырехмоторная "Летающая крепость" с размахом крыла 31 метр. И здесь возникает такая несправедливость: универсальный "Фантом" и якобы неуниверсальный МИГ. Как же так? Ведь самыми яркими страницами в боевой карьере МиГ-21 были Вьетнам, Ближний Восток и... Афганистан.

МиГ-21. Боец без правил



9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытые "броней". Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни "брони", ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно.


НУРСы - это еще не все. Помимо функций штурмовиков и самолетов огневой поддержки, МиГи использовались в качестве настоящих бомбардировщиков. И ничего, что у "малышей" не было даже простейших бомбардировочных прицелов. В условиях гор сложные прицельные комплексы теряли свою эффективность, и на первый план выходило летное мастерство и знание местности. Неприцельному бомбометания также способствовал сам характер боевых действий:

Предстояло нанести удар в Парминском ущелье рядом с Баграмом. Зарядка самолетов составила по четыре бомбы ОФАБ-250-270. Атаку надо было выполнять по указаниям авианаводчика, цель - огневые точки по склонам гор.

После постановки задачи я спросил у комэска: "А как бомбы сбрасывать?". Он мне объяснил, что главное держать боевой порядок и смотреть на него. Как только у него бомбы сойдут, то и мне сбрасывать с задержкой "и р-раз...", потому что с первого захода и в первой в жизни атаке я все равно не найду, куда целиться, тем более, что удар мы должны наносить по "предполагаемым" огневым точкам. А задержка нужна, чтобы бомбы легли с рассеиванием: нет смысла класть все восемь штук в одно место, пусть эти две тонны накроют большую площадь, так надежнее.

МиГ-21. Боец без правил



Истребители типов МиГ-21ПФМ, МиГ-21СМ, МИГ-21бис составляли основу ударной авиации 40-й армии вплоть до лета 1984 года, когда их сменили более современные МиГ-23. Но даже с появлением полноценных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков особой конструкции (Су-25), они продолжали использоваться для нанесения ударов по позициям моджахедов до самого конца войны. Пилоты любили "двадцать первые" за их стремительность и малые размеры - в атакующий МиГ-21 было предельно сложно попасть из ДШК с земли.

За чрезвычайную "шустрость" и маневренность, МиГ-21 в Афганистане получил прозвище "веселый". Команда на вызов истребителей с КП так и звучала открытым текстом: "Звено "веселых" поднять в заданный район".

В осенние и зимние месяцы 1988-89 года, вплоть до середины февраля, летчикам приходилось выполнять по три-четыре вылета в день. Боевая зарядка МиГ-21бис составляла по две бомбы калибра 500 кг или четыре по 250 кг на самолет. Типы боеприпасов определялись боевой задачей, от фугасных, осколочно-фугасных, зажигательных и РБК при ударах по населенным пунктам и базам боевиков до бетонобойных и объемно-детонирующих бомб для поражения горных укрытий, укреплений и защищенных целей.

МиГ-21. Боец без правил



О напряженном графике боевой работы МИГ-21 говорит такая статистика: за время пребывания в Афганистане общий налет истребителей 927-го иап составил 12 000 часов с выполнением примерно 10000 боевых вылетов. Средний налет на самолет равнялся 400 часам, на летчика приходилось от 250 до 400 часов. В ходе бомбоштурмовых ударов было израсходовано порядка 16000 авиабомб разных типов калибра 250 и 500 кг, 1800 реактивных снарядов С-24 и 250 000 патронов к пушкам ГШ-23. Притом, что 927-й иап не единственный, кто летал на МиГ-21. Интенсивность боевой работы летчиков-истребителей была на треть выше, чем в истребительно-бомбардировочной авиации и опережала даже штурмовиков, уступая по напряженности только экипажам вертолетов.

Отдельно стоит отметить работу 263-й эскадрильи тактической разведки, летавшей на МиГ-21Р. Только за первый год войны самолеты этого типа выполнили над афганскими горами 2700 боевых вылетов с целью выяснения результатов авиаударов по позициям моджахедов, контроля за состоянием дорог и тактической обстановки в горах. Разведчики комплектовались подвесными контейнерами с комплектом самой современной на тот момент аппаратуры (аэрофотосъемка, телекамеры с прямой трансляцией сигнала на наземный КП в режиме реального времени). Кроме этого, в состав оборудования МиГ-21Р входил микрофон, куда летчик надиктовывал свои впечатления в полете.

Помимо своих прямых обязанностей, разведчики не стеснялись "грязной работы" - вылетая на задание, брали с собой ПТБ и парочку кассетных бомб. Пилоты МиГ-21Р лучше других ориентировались в горах, часто летали на "свободную охоту" и, не теряя времени, самостоятельно атаковали обнаруженные караваны с оружием.

Суперистребитель

Побоище в горах Афганистана лишь часть боевой истории МиГ-21. За пеленой пыли и красного от крови песка проступает не менее героическая страница в судьбе этого самолета. Воздушные бои!

Как правило, наиболее популярны истории об участии МиГ-21 в войне во Вьетнаме. Жаркие схватки с "Фантомами", "Стратофортрессами" и "Тандерчифами" - увы, за красивой легендой скрывается скучная обыденность. МиГ-21 не мог быть серьезным противником ВВС США, в силу своей малочисленности в рядах авиации ДРВ. Основной угрозой в воздухе были вьетнамские МиГ-17. И это не шутка! Янки было чего опасаться - маленький, предельно верткий самолетик с мощнейшим пушечным вооружением представлял реальную угрозу на дозвуковых скоростях, в ближнем воздушном бою. Впрочем, основной потерь американской авиации были даже не серебристые МиГи, а обычные Калашниковы и ржавые ДШК партизан (75% самолетов были сбиты из стрелкового оружия).

МиГ-21. Боец без правил



МиГи воевали по всему миру - Ближний Восток, Африка, Южная Азия. Индийские плоты на МиГ-21 лихо расправились с пакистанскими и иорданскими "Старфайтерами" во время Индо-пакистанской войны 1971-го года. Ближний Восток, напротив, не стал ареной триумфа "двадцать первых" - арабские и советские летчики (операция "Римон-20") проиграли большую часть боев, став жертвой лучшей подготовки противника. Особый интерес представляют воздушные схватки МиГ-21 с истребителями четвертого поколения во время войны в Ливане (начало 80-х). Был ли шанс у пилотов сирийских МиГов против современных F-15 и F-16?

МиГ-21. Боец без правил

 

"Красные орлы"


Шанс есть всегда! Это убедительно доказали пилоты секретной 4477-й эскадрильи ВВС США, летавшие на самолетах "вероятного противника". Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций. В том числе четыре новеньких китайских J-7 (копия МиГ-21) прямо с завода-изготовителя. Янки поставили все трофейные машины "на крыло" и провели сотни учебных воздушных боев со всеми типами боевых самолетов ВВС и авиации Военно-морских сил. Выводы были предсказуемы: ни в коем случае не вступать в ближний воздушный бой. Бить МиГ издалека ракетами или сразу убегать.

МиГ-21. Боец без правил



Все пилоты 4477-й, летавшие на МиГ-21, отмечали высокую угловую скорость крена и великолепную горизонтальную маневренность, в которой с МиГом не мог сравниться ни один истребитель, вплоть до появления F-16. По поводу "Фантомов" - тактика оказалась простой: перевести МиГ в набор высоты и заложить с макс. перегрузкой правый вираж. Через пару секунд F-4 окажется под огнем пушек МиГа.

МиГ-21. Боец без правил

 

МиГ над пустыней Невада


Но особенно удивительно выглядели результаты схваток МиГ-21 с непобедимым "Орлом". Несмотря на колоссальное отставание в авионике и ракетном оружии, пилоты 4477-й зачастую одерживали победы над ничего не подозревающими пилотами F-15.

"Мы знали тактику F-15. Мы знали, что захват они выполняют на дистанции в 15 миль. Обычно мы шли в очень плотном порядке и в момент, когда F-15 должны захватывать цель, резко выполняли маневр расхождения в разные стороны, срывая захват"

"Включаю форсаж, выпускаю закрылки и ставлю самолет «на хвост». Скорость падает до 170 км/ч. Затем опускаю нос и ухожу на солнце. Вираж, и я захожу в хвост противнику. Мы рассказывали летчикам F-15 о таком маневре на предполетной подготовке. Они никогда не верили в возможность его осуществления. Зря не верили".

- рассказы ветеранов 4477-ой эскадрильи о боях "пара на пару" с F-15

Конечно, простым сирийским пилотам такое было вряд ли по силам. В кабинах МИГов сидели летчики экстра-класса, налетавшие тысячи часов на советских и американских боевых самолетах. Они знали все тонкости и слабые места оппонентов - и били без промаха.

Как известно, лучшая похвала - похвала от твоего противника:

"МиГ-21 — суперсамолет. Смотрится отлично и летает великолепно."

- безоговорочное мнение пилотов 4477-ой эскадрильи

МиГ-21. Боец без правил



В статье приведены цитаты из книги В.Марковского "Жаркое небо Афганистана" и отрывки истории о "красных орлах" М. Никольского


Вас заинтересует

  • Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф
  • Сага о поколениях. Почему Су-27 превосходит F-15
  • XX век. Триумф французской авиации
  • F-82 Twin Mustang — последний поршневой истребитель США
  • ВВС ведущих стран мира сокращают количество летных часов, мы выходим на их уровень...



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 298 | Добавил: Админ | Дата: 26-11-2014, 12:12 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    diceCellAleds   26 ноября 2014 12:12
    Служил ВВС и у нас были эти МИГи,но пушек на них не было и только две направляющие для подвески вооружения.После боев во Вьетнаме на следующих модификациях вооружение изменили.Потери во Вьетнаме в воздушных боях:1 миг21 -2 фантома.Со слов летчика,побывавшего там.

    С.Т.А.Л.К.Е.Р.   26 ноября 2014 12:12
    - Тоже служил на МиГ-21ПФМ(70-72г.г.), пушки Грязева-Шипунова - были.

    сссwariorccc   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: григорьевич

    JoszsdhKet   26 ноября 2014 12:12
    Легендарный самолёт,даже от потенциального врага похвалу заслужил.

    atusDeestged21   26 ноября 2014 12:12
    Это самолет работяга, Индусы не зря продлили ему жизнь в ВВС страны еще на пятнадцать лет, Машине шестой десяток лет. У него и сегодня хватает работы.

    Fisher   26 ноября 2014 12:12
    МиГ-21 был, конечно "эпохальным истребителем", но Олег как это часто у него бывает, при всём моём почтении "кидается в крайность". Как и у любого оружия у МиГ-21 были не только сильные, но и слабые стороны. Для полноты картины и большей объективности стоило упомянуть и о них. Кроме того лётные данные разных модификаций и состав вооружения самолёта сильно различались. Не малую роль играли лётные навыки и мотивация пилота. Не секрет, что арабы часто катапультировались как только в кабине срабатывала система оповещения о облучении РЛС противника.

    Williamviam   26 ноября 2014 12:12
    Знаменитый самолёт славного КБ "Микоян".За всю историю МиГов было разработано около 450 проектов боевых самолетов, 170 – воплощены в жизнь. На отечественных авиастроительных заводах построили 45 тыс. МиГов, 11 тыс. из них было экспортировано. За границей по лицензии выпущено 14 тыс. МиГов. Истребители МиГ защищали от вооруженной агрессии небо более 40 стран мира.

    SvetlanaKn   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Волосатый сибиряк

    nibiruurgt   26 ноября 2014 12:12
    Спасибо.Я знаю, если быть точным то это F-7PG.Специально разместил это фото, что бы подчеркнуть популярность МиГ-21 на базе которого созданы истребители, до сих пор составляющие основу некоторых стран.

    mishanya2670   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Волосатый сибиряк

    igonov62   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Bongo

    rohan   26 ноября 2014 12:12
    По самолёту всё верно, согласен с вами Цитата: Волосатый сибиряк

    Патриот2012   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Волосатый сибиряк

    NataPt   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Rus2012

    Dwightguns   26 ноября 2014 12:12
    Благодаря преданности наших бывших друзей и союзников, в Штаты попало около двух десятков МиГ-21 разных модификаций.

    Merrbype   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: SWEET_SIXTEEN

    Striker   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Bongo

    RobertGof   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: SWEET_SIXTEEN

    USHLEPOK71   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: Bongo

    Arturohet   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: SWEET_SIXTEEN

    Michaelrada   26 ноября 2014 12:12
    В этих историях с "братушками" и "собюзничками" есть еще одна клёвая история:Мало кто из российских сторонников Сирии и Асада знает, что его папаша, большой друг и союзник СССР и ярый борец с проклятым Западом, Хафез Аль-Асад неожиданно выступил на стороне США и их союзников в войне против Ирака (1991 г.), прислав на помощь американской армии 300 сирийских танков и 50 тыс. солдат.Для большинства стало полной неожиданностью решение бескомпромиссного сирийского правительства начать сотрудничество с давними врагами Сирии, США и Великобританией. Внутри страны начались бурные демонстрации протеста, которые были жестоко подавлены. Первое подразделение численностью более 1000 человек прибыло в конце августа, в это же время через Суэцкий канал и Красное море была доставлена сирийская тяжелая военная техника. Как и Египет, Сирия долгое время участвовала в вооруженном конфликте с Израилем, последний раз ее войска вели боевые действия в 1982 году, последующий опыт участия в боевых действиях был получен во время продолжающегося конфликта в Ливане. Будучи оснащенной практически полностью советским оружием, организованная по образцу Советской Армии и созданная в условиях тоталитарного государства, сирийская армия больше напоминала армию Ирака, чем коалиционные войска. В общей сложности Сирия командировала и поместила под командование союзников 19000 человек, еще свыше 50000 человек были размещены рядом с сирийско-иракской границей. Часть этих войск, численностью около 15000 человек, входили в 9-ю бронетанковую дивизию, сражавшиеся в войне 1973 г. Во время «Бури в пустыне» эта дивизия не участвовала в боях на передовой, поскольку не располагала современной техникой. В основном она была оснащена устаревшими танками и небольшим количеством Т-72, которых в Сирии имелось около 1100. Сирийские дивизии подразделялись на четыре боевых бригады, одна из которых формировалась из военнослужащих кадрового состава. 4-я танковая бригада 9-й дивизии была неполной. Также в состав 9-й дивизии входили 43-я механизированная, 52-я и 53-я танковые бригады. Общее количество танков в дивизии превышало 250 но, как уже говорилось, в основном это были старые танки Т-55 и Т-62К/М большинство из ее семи танковых батальонов имели в распоряжении советские танки. Только в одном или двух батальонах имелись Т-72. В пяти механизированных батальонах имелись БМП-1 и вспомогательные модели БТР-60. В состав дивизии также входил артиллерийский полк и небольшие противовоздушные полки, инженерный и сигнальный батальоны, транспортная, санитарная рота и рота противохимической защиты. В распоряжении артиллерийских подразделений имеются 122-мм самоходные гаубицы Д-30, противовоздушных – зенитные орудия СА-8 и СА-9, разведывательная рота оснащена машинами БРДМ-2. Стрелковое оружие сирийской армии и другое оружие пехоты практически не отличается от оружия египетской армии. Cирийское подразделение специального назначения официально называлось 4-й парашютно-десантной группировкой («Фаудж»). В нее входили три небольших по численности батальона. По традиции в их состав включались только солдаты, принадлежащие к секте «Алавит», чтобы обеспечить верность этих войск правящему режиму. Не весь их личный состав получил соответствующую подготовку для участия в десантных операциях. Многие бойцы, однако, участвовали в боевых действиях в Ливане, и обладали огромным опытом участия в боевых действиях в пустыне. Это подразделение, состоящее из 600 человек, базировалось в ОАЭ.

    FREGAT   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: SWEET_SIXTEEN

    mishanya2670   26 ноября 2014 12:12
    Это не сербы, это югославяны!

    Beermen   26 ноября 2014 12:12
    Прямо впереди темнеет круглый иллюминатор "Сапфир'а"------------------------------Как прочел,так дальше читать расхотелось.

    Ruslik CJT   26 ноября 2014 12:12
    Вечная беда нашей Армии- при наличии превосходных образцов оружия недостаточная подготовка личного состава, в настоящее время эта тенденция вроде меняется к лучшему (спасибо Шойгу!). Что до побед вьетнамской армии стрелковым оружием над авиацией амеров- это не более, чем пропаганда политотделов армии Вьетнама.

    XXXtremePornSa   26 ноября 2014 12:12
    Цитата: зокняй82

    iconlibrarymakerka   26 ноября 2014 12:12
    Американцы также подтверждают, что большинство потерь было понесено из-за огня ствольной артиллерии и стрекового оружия, только кроме калашей и ДШК у вьетнамцев были КПВТ, ЗПУ-2, ЗПУ-4 и т.д.

    toporow   26 ноября 2014 12:12
    А вы думаете что Американцы признают тот факт, что 350 "Фантомов" они потеряли в боях с МиГ-7(19), не сложно догадаться какая реакция будет у них на родине, создателей "Фантомов" достанут из земли и застрелят.

    Qwivykqi   26 ноября 2014 12:12
    Надо смотреть заявки вьетнамцев и американские данные о потерях и сравнивать их для получения достоверной картины. К примеру в Корее СССР заявлял о соотношении потерь Сейбров к Мигам, как 1 к 10, а американцы наоборот. В итоге выяснилось, что потери были приблизительно равными.

    Enemy_Person   26 ноября 2014 12:12
    Интересно, была ли попытка установить на него двигатель с управляемым вектором тяги? Если кто знает, пожалуйста, скиньте информацию, хоть в личку, если не затруднит.

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » МиГ-21. Боец без правил