Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»


Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...

Один из самых мощных и совершенных самолетов своего времени, родоначальник класса маневренных тактических бомбардировщиков, способных постоять за себя в воздушном бою.

"Шило с ядерной начинкой", оснащенное прицельно-навигационным комплексом для скоростных маловысотных прорывов сквозь систему ПВО противника.

Самый крупный однодвигательный боевой самолет в истории авиации (по массе его превзошел лишь F-35, по габаритным размерам — никто).

Главная ударная сила ВВС США в войне во Вьетнаме.

Имя этому чуду — Republic F-105 Thunderchief ("громовержец") или попросту, "Громила" ("Тад").

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф


Уникальную машину построил наш бывший соотечественник, авиаконструктор Александр Картвели (Картвелишвили). Вместе с другим русским эмигрантом, Александром Северским, — он основал фирму "Рипаблик Авиэйшен" и создал такие шедевры как тяжелый истребитель сопровождения P-47 "Тандерболт", главный "разрушитель" Корейской войны F-84 "Тандерджет", его версия со стреловидным крылом F-84F "Тандерстрик", разведчик RF-84F "Тандерфлэш" и истребитель-бомбардировщик F-105 "Тандерчиф". Последним творением фирмы Картвели стал противотанковый штурмовик А-10 "Тандерболт II".

Картвели строил своих монстров по единому принципу: выбирал самый могучий и тяговитый из существующих двигателей, присоединял крыло и "фаршировал" получившуюся платформу самым высокотехнологичным (на тот момент) оборудованием. В результате рождались очень крупные, необычные машины, хорошо приспособленные для ударных миссий и рейдов вглубь территории противника.

Исследования по проекту №63 (будущий "Тандерчиф") фирма "Рипаблик" вела в инициативном порядке, без каких-либо конкурсов и заявок со стороны ВВС. Еще за 10 лет до громкого инцидента с мистером Пауэрсом (уничтожение U-2 над Свердловском) Картвели осознал, что полеты на больших высотах — верная и неминуемая гибель. Быстрая эволюция средств ПВО и развитие радиолокации не оставляли иного выбора. Спасение — на малых и предельно малых высотах, куда не могли дотянутся лучи радаров. Концепция нового бомбардировщика предполагала отказ от идеи медлительных "летающих крепостей". Новый ударник должен был обладать всеми повадками истребителя и, при необходимости, быть готовым самостоятельно вступить в маневренный воздушный бой.

Хищный продолговатый силуэт. Выдающиеся вперед "зубья" воздухозаборников. Макс. взлетная масса 23,8 тонны. Макс. скорость 2,08 М. 1 двигатель. 1 пилот.

Прицельно-навигационный комплекс NASARR R-14A в составе сантиметрового радиолокатора AN/AGC-19 для обнаружения радиолокационно-контрастных наземных целей (автодорог, извилин рек, строений, мостов) и коррекции доплеровской навигационной системы. Кроме этого, станция могла определять наклонную дальность до цели, сигнализировать о препятствиях по курсу при полетах на малой высоте и осуществлять прицеливание в воздушном бою. Также в состав авионики "Тада" входил бомбардировочный прицел-вычислитель AN/ASG-19 Thunderstick, связанный с навигационным автоматом, обеспечивающий автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо».

Вооружение: шестиствольная пушка "Вулкан" с боезапасом 1028 снарядов. Внутренний бомбоотсек длиной 4,5 метра и 5 внешних узлов подвески. Боевая нагрузка 6,7 тонны. Боевой радиус с термоядерной бомбой Mk.28 и тремя ПТБ — 1252 км. В конвенционном варианте: с 16-ю 750-фунт. бомбами общего назначения и топливным баком в бомбоотсеке боевой радиус "Тада" достигал 500 км. Имелась система дозаправки в полете.

Александру Картвели было чем гордиться.

Полет первого прототипа YF-105A состоялся в 1955 году. Серийное производство началось в 1958 г. и продолжалось 6 лет, пока "Тандерчиф" не сменил более универсальный "Фантом". 833 построенных истребителя-бомбардировщика трех основных модификаций (F-105B, F-105D и F-105F) и две программы модернизации (EF-105F и F-105G).

К началу 60-х гг. истребители-бомбардировщики (носители ЯО) были развернуты на авиабазах в Зап. Европе, Сев. Африке и на Дальнем Востоке, готовые в любой момент стать основной силой для нападения на СССР. Но настоящим "часом истины" для "Тадов" стала война во Вьетнаме. Именно скромные герои F-105, а не излишне популярные "Фантомы" и Б-52, были главной ударной силой в первые годы войны (75% всех ударных миссий). Отличились они и позже, когда на смену им уже шли их преемники — "Фантомы" и бомбардировщики нового поколения F-111.

Они летали больше всех, им доверяли самые опасные миссии и атаку наиболее защищенных объектов. Главная нефтебаза в пригороде Ханоя, металлургический завод в Тайнгуене, ж/д мост через Красную реку на границе с Китаем, аэродром Катби, где проводилась сборка доставленных из СССР вертолетов, главное "логово МиГов" — авиабаза Фукйен... Мощные бомбовые удары так и не смогли сломить Северный Вьетнам. Янки напоролись на бешенное сопротивление: в районе Ханоя была построена беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм, зенитно-ракетные комплексы (за годы войны Сев. Вьетнам получил 60 дивизионов ЗРК С-75 и к ним 7500 зенитных ракет), истребители МиГ.

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф

"Тандерчиф" словил зенитную ракету


Потери янки оказались чудовищны — по официальным данным, янки потеряли во Вьетнаме 382 "Тандерчифа" (по др. данным, 395) — практически половину построенных истребителей-бомбардировщиков данного типа. Из них 17 были сбиты зенитными ракетами, 11 — истребителями МиГ, остальные потери — от огня ствольной зенитной артиллерии. В свою очередь, "Тады" выполнили порядка 20 000 боевых вылетов над Вьетнамом; по данным ВВС США, им было засчитано 27,5 воздушных побед.

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

МиГ-17 попал под очередь из шестиствольной пушки "Тада", воздушный бой 3 июня 1967 г.


Тяжелейшие потери не были результатом каких-либо просчетов в конструкции "Тандерчифа". Скорее, наоборот, F-105 обладал поразительной живучестью для однодвигательного самолета. Известен случай возвращения "Тада" с 87 пробоинами в плоскостях и фюзеляже — несмотря на ранение в руку и ногу, летчик сумел дозаправить поврежденную машину от воздушного танкера КС-135 и долететь до базы в Таиланде. В другой раз на базу вернулась машина с разбитой хвостовой частью — результат ошибочного наведения УР "Сперроу", выпущенной своим же истребителем "Фантом". Известен эпизод с разрывом 85 мм зенитного снаряда внутри плоскости крыла — несмотря на обширные повреждения силового набора, "Тад" сумел пролететь еще 500 миль.

Летчики и тех. персонал авиабаз отмечали такие проблемы, как непривычно высокий уровень шума, высокую посадочную скорость, сложности с обслуживанием многочисленной и еще "сырой" радиоэлектроники (трудозатраты на первых порах — до 150 часов на один час полета!), а также возможный помпаж двигателя, вызванный стрельбой из скорострельной пушки.

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

БРЭО "Тандерчифа"

Но фактически серьезных недостатков было два. Уже первые боевые вылеты показали, что слабым местом "Тандерчифа" является недостаточный запас топлива. При проведении глубоких рейдов на Север, увешанным бомбами F-105 требовалось не менее двух дозаправок в полете: по одной в каждую из сторон маршрута. В противном случае ограничение по топливу не позволяло энергично использовать форсаж и вступать в воздушные бои. Бомбардировщик с поврежденной топливной системой не имел шансов вернуться на базу.

Вторая проблема была связана с отсутствием резервной механической системы управления. Инженеры "Рипаблик" посчитали, достаточным продублировать гидравлику самолета, но реальная война доказала обратное: в определенных случаях, шальной снаряд мог вывести из строя обе гидросистемы — РУС уходила до упора на пилота и неуправляемый бомбардировщик оправлялся в свое последнее пике. По результатам многочисленных жалоб ВВС, было найдено компромиссное решение: аварийная механическая система, позволявшая заблокировать рули в нейтральном положении и управлять самолетом только с помощью триммеров.

Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

"Супер Сейбр" наводит на цель пару F-105


С эскалацией конфликта в Юго-Восточной Азии "Тандерчифам" пришлось взять на себя еще более сложную и опасную работу — "Дикие ласки"! Специальные команды, чьей основной задачей было подавления систем ПВО, в первую очередь позиций зенитных ракетных комплексов.

Поначалу действовали предельно нагло и просто. Не имея средств заблаговременного обнаружения позиций ЗРК, "Тады" летели в район предполагаемого нахождения противника, готовые в любой момент увернуться от выпущенных по ним ракет. В то время как отвлекающее звено совершало энергичные маневры, ударное звено контратаковало позицию ЗРК огнем из бортовых пушек (4000-6000 выстр./мин.), обычными кассетными бомбами и ракетами с радиокомандным наведением.

Следующим логичным шагом было совмещение функций обеих самолетов в одном — специальная двухместная модификация F-105F "Комбат Мартин", охотник за радарами на базе учебно-боевого самолета. В состав бортового оборудования была включена аппаратура для пеленгации источников радиоизлучения и постановки активных помех в каналах связи между КП и пилотами вьетнамских МиГов. Основным вооружением стали противорадиолокационные ракеты AGM-45 "Шрайк" и тяжелые AGM-78 Standard ARM (модификация корабельной зенитной ракеты Standard с новой ГСН, наводящейся на сигналы РЛС).

С 1970-го года в войну в Индокитае вступили еще более совершенные машины — F-105G (Дикие ласки III). Увы, несмотря на всю свою мощь и тех. совершенство, новые "Тандерчифы" не смогли решить задачу по нейтрализации вьетнамской ПВО. Охотники все чаще становились жертвами. Известен боевой эпизод (лето 1973-го) когда один из "Тадов" был сбит зенитной ракетой С-75 в 150 км южнее Ханоя. В операции по спасению пилотов янки пришлось задействовать 75 самолетов и вертолетов.

Последние боевые вылеты F-105G состоялись в октябре 1974 года. Больше самолеты этого типа ни в каких боевых действиях участия не принимали. На экспорт не поставлялись. Устаревающие "Тандерчифы" постепенно выводились в резерв или передавались в эскадрильи авиации Национальной гвардии.

Последний раз "Громовержец" поднимался в небо в январе 1984 года.

К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

Отношение к любому образцу техники лучше всего характеризуют прозвища. Самолет F-105 имел огромное количество прозвищ, отражающих весьма неоднозначное отношение летчиков к этому летательному аппарату: от откровенно непечатных, через малопочтенное «Хог» («Hog» — свинья, боров) до нейтрально-ласкательного «Тад». Прозвище «свинцовые санки» («Lead Sled») отражало «впечатляющие» взлетно-посадочные характеристики аэроплана. Авторитетные пилоты брались утверждать, что если по экватору построить ВПП, то ее длины для взлета-посадки самолета F-105 может не хватить. Но через десять лет после принятия на вооружение, в 1969 г., у самолета осталось одно прозвище — «Тад», личный состав оценил машину, а у пилотов в ходу появилась новая поговорка: «Попробовав «Тад», вы не захотите летать ни на чем другом».


Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»

Кабина F-105D


Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф»


Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф


По материалам журнала "Авиация и космонавтика", №7,8 за 2005 г.

Вас заинтересует

  • Истребитель-бомбардировщик Xian JH-7 (Китай)
  • МиГ-21. Боец без правил
  • F-82 Twin Mustang — последний поршневой истребитель США
  • Крылатая ракета Х-22
  • Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 1 029 | Добавил: Админ | Дата: 15-12-2014, 13:55 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:
    1 0

    AssindaHEMS   15 декабря 2014 13:55
    Вкупе с написанным текстом и историей, чуть подправим заголовок -"Гром в небе Вьетнама: истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф» словил ракету".

    Natalii   15 декабря 2014 13:55
    слабым местом "Тандерчифа" является недостаточный запас топлива.

    barmaley   15 декабря 2014 13:55
    Капцов достаточно объективно и подробно рассказал об F-105!Единственное что меня смутило, что недостаточно много рассказано о воздушных боях МиГ-17 с F-105.

    АnnaPt   15 декабря 2014 13:55
    F-105 был неплохим истребителем-бомбардировщиком, более современным чем Миг 17, более быстрым, мог нести очень большое количество ракет.Но вьетнамцы их сбивали довольно часто в том числе и на миг 15/17 38 побед против 27 поражений, счёт явно в пользу стареньких мигов :)

    AnastHom   15 декабря 2014 13:55
    Солнце сквозь листья и туман. Странные звуки и шорохи. Мягкие шаги партизан по устланной мхом земле. И громовой раскат над зеленью джунглей! Вниз по склону холма, прямо над кронами, пронеслись 16 серебристых молний. Эскадра "Тандерчифов" следовала привычным курсом на Ханой...

    Reatteria   15 декабря 2014 13:55
    Наши МиГи лучшие в мире!

    СЕРЁГА   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: karal

    Jason   15 декабря 2014 13:55
    Наши МиГи лучшие в мире!

    dlepost123   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: dauria

    Strag   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: dauria

    вячеслав   15 декабря 2014 13:55
    Вот опять и тут наши постарались.

    issuersmub   15 декабря 2014 13:55
    Машины палачей. Дорога в ад им вместе с именами пилотов, а не в музеи.

    Pootaapadia   15 декабря 2014 13:55
    Тот еще был зверь - предыдущее творение Картвели, F-84 Thunderjet

    FREGAT   15 декабря 2014 13:55
    Самый крупный одноместный боевой самолет в истории авиации(по массе его превзошел лишь F-35, по габаритным размерам — никто).Это прикол да? Су-27 здоровее и больше. То же МиГ-25. То же Су-15.

    Cергей   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: Крэнг

    toporow   15 декабря 2014 13:55
    Устаревающие "Тандерчифы" постепенно выводились в резерв или передавались в эскадрильи авиации Национальной гвардии.

    zeeloff   15 декабря 2014 13:55
    К настоящему времени не сохранилось ни одного летающего экземпляра F-105, в то же время, эти стильные самолеты из 60-х входят в экспозиции многих авиационных музеев.

    MmMakarovMmM   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: Bongo

    RobVAF   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: supertiger21

    Fisher   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: Bongo

    Вад   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: saturn.mmm

    Sher KHAN   15 декабря 2014 13:55
    Парадокс но в условиях джунглей Вьетнама основополагающей оказалась все таки танковая война. Которую вьетконговцы благодаря нам уверенно выиграли. А авиация.... США понесли там настолько чудовищные потери в боевой авиации, что уже завопили было о конце эры пилотируемой авиации. Они самолетов и вертолетов потеряли больше чем вьетконговцы танков.

    Кидан   15 декабря 2014 13:55
    Интересно,автор в курсе,что ЗРК С-75 как раз во Вьетнаме не было?А все ПВО было хоть и плотное,но древнее,как отходы мамонта.Причем по вполне понятной причине -пока вьетнамцы не определились,кто из старших братьев им ближе -СССР или Китай,их современной техникой не баловали.Кому охота,чтобы в том же С-75М или Шилке китайцы ковырялись

    Elizvetaki   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: sivuch

    linkfrygoen   15 декабря 2014 13:55
    3PK C-75?? !

    Ditmendeh   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: sivuch

    vadsolokhin   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: sivuch

    lenusikdamarovichx   15 декабря 2014 13:55
    И потом тоже.До окончания Вьетнамской войны поставляли только СА-75,который совсем не С-75.Первые С-75М Волга -это только 1979 годБыла же прекрасная справка в bmpdПоставки советских ЗРК ПВО страны за рубеж Можно сравнить с тем,что получали в это время арабыP.S.Может минусователь вылезет из кустов и объяснит свою точку зрения?

    butih77   15 декабря 2014 13:55
    Цитата: sivuch

    issuersmub   15 декабря 2014 13:55
    Вот именно.Для себя СА-75 перестали использовать еще в самом начале 60-х.А отличались не только длиной волны у СНР.Прежде всего -плмехозащищенностьюр:ежимы СДЦ и Подсвет+новая ракета,другой состав контейнеров.Интеграция с АСУ -в то время это были только АСУРКи.Вот собачьей будки,правда,не было

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Гром в небе Вьетнама. Истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф