Вот
доска гладильная.Забавная новость: в Министерстве энергетики и угольной промышленности Украины рассматривают вопрос поставок угля марки «Т» из Австралии и Вьетнама. Об этом в интервью «РБК-Украина» заявил первый заместитель главы Минэнергоугля Юрий Зюков. Он также сообщил, что от идеи закупки американского угля пришлось отказаться, потому что $130 без цены логистики — это очень дорого. А в Австралии можно взять по $70 за тонну (правда, не считая стоимости доставки). Кстати, в Мариуполь уже привезли судно угля из Австралии — 36 тыс. тонн. Правда, это сырье не для электростанций, а для металлургических комбинатов — имени Ильича и "Азовстали" (марки «Тамур»). Вьетнамский уголь еще дешевле. Но опять же — стоимость доставки…
Пресловутый уголь из ЮАР, вокруг которого сейчас разворачивается крупный международный скандал с коррупционным оттенком, тоже поначалу казался дешевым — $86 за тонну. Планировалось, что его окончательная стоимость после доставки составит $110-112 за тонну. Однако на практике вышло от $120 до $140 за тонну.
В результате президент Петр Порошенко обвинил министра Юрия Продана в непрозрачности сделки — покупке угля по завышенной цене. На главу Минэнерго было заведено уголовное дело по статье о растрате и присвоении имущества путем злоупотребления служебным положением.
Тем временем на рейде Ильичевского порта пришвартовался четвертый корабль с грузом южноафриканского угля в объеме 84,6 тыс. тонн. Но поставщик, британская компания Steel Mont Trading, заявила, что не получила от Украины очередного транша оплаты в $7 млн. Более того, компания обвинила украинских партнеров (со стороны Минэнерго это была компания «Укринтерэнерго») в том, что ей не заплатили и за третий груз, который был поставлен уже давно. Таким образом, общая сумма украинского долга перед поставщиками угля из ЮАР, по их словам, составляет уже $20 млн.
По словам владельца английской компании Раджеша Кумара Сарайа, оговоренная в контракте сумма составляет $50 млн. «Всего мы обязались поставить на Украину шесть кораблей с углем общим объемом около полумиллиона тонн. Четыре из них уже пришли на Украину, однако «Укринтерэнерго» сообщило, что не может заплатить нам очередной транш — около $7 млн., предусмотренных контрактом, ибо Нацбанк не продает ему валюту», — утверждает Раджеш Кумар Сарайа.
Хорошо, когда есть на кого свалить. Хотя вряд ли отсутствие желания продавать валюту (а скорее всего, просто отсутствие самой валюты) придется по вкусу британским партнерам.
Если платежи не поступят, Steel Mont Trading будет искать другого покупателя на юаровский уголь, а на Украину подавать в международный суд за срыв контракта. Надо сказать, что вероятность такого развития событий достаточно высока. И дело тут не только в дефиците валюты.
Вокруг африканского угля уже разгорелись коррупционные страсти, которые вылились в уголовное преследование министра Продана, заключившего многообещающий контракт. Сразу после того, как 4 ноября Порошенко на заседании СНБО заподозрил его в умышленном завышении цены, Генпрокуратура провела первые обыски и допросы в Минэнерго.
Еще спустя четыре дня пошли слухи, что Продана могут арестовать. В понедельник, 10 ноября, он провел половину рабочего дня на допросе в ГПУ. После этого заявил, что будет сотрудничать со следствием и не имел личной заинтересованности в данном контракте. А также добавил, что Киев должен продолжить закупки альтернативного российскому топлива — из-за ненадежности Москвы как торгового партнера. Вот кто бы говорил о ненадежности, право слово…
Российский уголь — это вообще отдельная песня… Изначально планировалось, что Украина закупит у «врага» и «агрессора» 1,3 млн. тонн угля до конца года. И закупали. Но с 21 ноября, как сообщил источник «Интерфакса», поставки российского угля в Украину были прекращены. Причины назывались сугубо экономические: появилась информация, что Москва требует частичной предоплаты за поставки угля, на что у Киева денег нет.
Сложилась невеселая ситуация.
«Украинские госкомпании получили от России уведомление, что нужна все-таки предоплата за поставки угля. Принцип такой — 20% предоплаты, и остальную часть надо оплатить, когда уголь приезжает. Но денег нет», — рассказывает в интервью российской газете «Взгляд» член наблюдательного совета украинского Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Вот клятые москали! Не хотят без денег никак… Но уголек-то нужен, ибо зима…
Украинские теплоэлектростанции и теплоэлектроцентрали потребляют в сутки около 86 тыс. тонн угля всех марок. В декабре потребление ориентировочно вырастет до 96 тыс. тонн в сутки, в январе — до 102 тыс. тонн, в феврале — до 104 тыс. тонн, и только в марте начнет немного снижаться. На складах находится максимум 1,3 млн. тонн угля, причем разных марок (не все подходят для котлов). В то же время 14 украинских ТЭС (половина от общего объема) работают исключительно на антраците. По статистике к началу ноября запасы так называемого «энергетического угля» оценивались всего в 330 тысяч тонн. Это — капля в море.
Первый заместитель Продана Юрий Зюков в связи с этим заявил, что «если произойдет сбой с железной дорогой, растаможкой, погодными условиями или с чем-то еще, станции остановятся, и произойдет разбалансирование системы». Независимый эксперт Юрий Корольчук поясняет, чем это грозит населению: «Можно ждать, что будут плановые отключения электричества утром и вечером в пиковые нагрузки в сети. А когда на ТЭС будет критическая ситуация, т.е. угля не будет вообще, тогда система сама будет отключаться в любой момент. Например, раз — и выключили, и в Киеве все сидят в темноте в метро. Это не шутки», — «порадовал» он.
Короче, кто не мерзнет, тот москаль. При чем здесь вся эта белиберда с растаможкой и погодой, если суть в том, что у Киева просто нет денег?
Выходом из такой ситуации могло бы стать возобновление диалога и официальные закупки угля на Донбассе. Тем более что власти ДНР и ЛНР не раз заявляли, что не против экономического сотрудничества с «большой землей», которое не переходит в политическую плоскость.
Некоторые эксперты даже высказывали мнение, что Россия, запросив за уголь предоплату, которой у Украины нет, подталкивает Киев к диалогу с Новороссией. Теоретически, может быть, и так, но практически вопрос донецкого угля — это еще один квест, который пока не может и не хочет решать украинская власть.
Уверен, что правительство Украины будет до последнего килограмма угля на ТЭС экспериментировать то с вьетнамцами, то с австралийскими аборигенами. Влезать в долги, создавать почву для скандалов неплатежей, сажать за решетку чиновников, ответственных за хозяйственные решения, но при этом упорно не делать шаги, которые могли бы привести страну если не к миру, то к сотрудничеству. А пока наверху изгаляются, рядовым потребителям советуют экономить электричество. И газ. И утеплять окна. И надевать поверх пижам ватники. И запастись памперсами и фонариками на случай остановки метро. А в лифт не садиться без воды и бутербродов. Бензина в стране тоже мало, поэтому «аварийка» может ехать исключительно долго.
Все эти пляски с бубнами вокруг угля очень напоминают цыганский табор. Кочуем от одного села до другого, там украдем, там обманем… Наворовали, костерок развели, каши наварили — благодать… И дальше в путь-дорогу. Обманули ЮАР, обманем австралийцев и вьетнамцев, раз русские не купились, глядишь — перезимуем.
А если нет?
Вас заинтересует
Ехидные комментарии: близкое лучше видится издалека
Юля-485
Опубликованы данные украинского Госстата о положении дел в производственной сфере: "зато пива стало больше..."
Не пора ли перекрыть вентиль?
Европа на грани энергетического голода