Вот
бочку купить.
В ходе Великой Отечественной войны трофеями красноармейцев регулярно становились различные боевые машины немецкого производства, которые передавались для изучения специалистам. Особое внимание привлекла к себе самоходная артиллерийская установка Ferdinand, оснащенная электротрансмиссией. Все серийные немецкие и советские танки не оснащались подобными системами, из-за чего было решено тщательно изучить полученную машину и, при целесообразности этого, использовать полученные знания для развития собственной бронетехники.
В середине ноября 1943 года Наркомат танковой промышленности представил тактико-технические требования к перспективному тяжелому танку, который должен прийти на смену существующему ИС-2. Вскоре работы по новому проекту, получившему условное обозначение ИС-6, начались в ОКБ завода №100 (г. Челябинск), возглавляемом Ж.Я. Котиным. В двух проектах, предложенных этим конструкторским бюро, применялись уже отработанные решения. История отечественного танка с электрической трансмиссией началась только в июне 1944 года в связи с очередным приказом Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности.
В соответствии с этим документом завод №100 и Уралмашзавод (г. Свердловск) должны были разработать два новых варианта перспективного тяжелого танка, получившие обозначения «Объект 252» и «Объект 253». В рамках первого проекта челябинские и свердловские специалисты разработали вариант глубокой модернизации существующего танка ИС-2 с использованием похожих технических решений, а танк «Объект 253» должен был получить силовую установку оригинальной конструкции.
Ряд узлов и агрегатов танков «252» и «253» предлагалось унифицировать, что сказалось на облике обеих машин. Корпус танка «Объект 253» имел классическую компоновку. В передней его части размещалось отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в среднем – боевое и в корме – моторно-трансмиссионное. Лоб корпуса предлагалось собирать из четырех броневых листов: верхнего, нижнего и двух боковых. Верхняя деталь имела толщину 100 мм и размещалась под углом 65° к вертикали. Нижний лобовой лист был толще верхнего на 20 мм и располагался под углом 52° к вертикали. 100-мм боковые (скуловые) листы были наклонены на 62° и повернуты на 40° от оси машины.
Борта танка «Объект 253» предлагалось сваривать из трех деталей толщиной до 100 мм. Корма, как и лоб, состояла из четырех листов, однако имела иную форму. Максимальная толщина кормовых листов достигала 60 мм. Крыша корпуса должна была изготавливаться из броневых листов толщиной от 20 мм (крыша моторного отделения) до 50 мм (подбашенный лист). Танк «Объект 253» предлагалось оснащать литой башней с вварной крышей. Последняя имела толщину 30 мм. Лоб и борта башни должны были иметь толщину 100-150 мм и располагаться под углами 25-35 градусов к вертикали.
Силовую установку для нового тяжелого танка предлагалось разрабатывать на основе идей и опыта, имеющегося у Военной академии механизации и моторизации им. Сталина, Челябинского Кировского завода и нескольких других предприятий. Агрегаты электротрансмиссии, как ожидалось, должны были обеспечивать требуемую подвижность боевой машины, а также могли улучшить приемистость и управляемость.
Основой силовой установки танка «Объект 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Мотор предлагалось соединять с главным генератором ДК-305А. Агрегат массой 1740 кг должен был вырабатывать до 370 кВт. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.
Для передвижения танк «Объект 253» должен был использовать тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора. По расчетам, максимальная сила тока, вырабатываемого генератором ДК-305А, должна была достигать 960А. Двигаться по шоссе можно было при силе тока порядка 490А, по пересеченной местности – при 740А.
Электрическая трансмиссия для нового танка получилась крупной и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов трансмиссии достигла 3850 кг и в несколько раз превысила аналогичный параметр агрегатов танка ИС-2, трансмиссия которого весила лишь 980 кг. Сложность и большой вес электротрансмиссии стали одним из основных недостатков, сказавшихся на дальнейшей судьбе проекта. Ввиду использования сложного и тяжелого электрического оборудования перспективный танк должен был иметь боевую массу на уровне 54 тонн.
Гусеничная ходовая часть «Объекта 253» была без серьезных изменений заимствована у танка ИС-2. Она имела по шесть опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту, передним направляющим и задним ведущим колесами. Верхняя ветвь гусеницы лежала на трех поддерживающих роликах. Примечательно, что по ряду причин танк «Объект 252» получил ходовую часть иной конструкции.
Все вооружение перспективного тяжелого танка должно было устанавливаться в башне. Основным оружием машины стала нарезная пушка Д-30 калибра 122 мм. Это орудие представляло собой дальнейшее развитие пушки Д-25Т, устанавливавшейся на предыдущих тяжелых танках. Пушка со стволом длиной 48 калибров оснащалась вертикальным клиновым затвором с полуавтоматикой копирного типа. Для снижения импульса отдачи пушка получила дульный тормоз. Основными отличиями Д-30 от предыдущего орудия стали досылатель снаряда и оборудование для продувки канала ствола сжатым воздухом. Механизмы установки оружия позволяли осуществлять вертикальное наведение в пределах от -3° до + 20°.
Для поражения живой силы противника в башне должен был монтироваться пулемет СГМТ калибра 7,62 мм, спаренный с пушкой. На башне предлагалось устанавливать крупнокалиберный зенитный пулемет. Боекомплект танка «Объект 253» должен был состоять из 30 выстрелов для пушки, 1300 патронов для спаренного пулемета и 250 патронов для зенитного пулемета.
В годы Великой Отечественной войны процесс создания новой техники не занимал много времени, и проект «Объект 253» не стал исключением. Разработка машины стартовала в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в ноябре того же года. Новейшая электрическая трансмиссия довольно быстро продемонстрировала свою сложность и невысокую надежность. Уже первые ходовые испытания завершились аварией. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования.
Одной из главных проблем предлагаемой электротрансмиссии был перегрев агрегатов во время работы. По этой причине в ходе последующего ремонта опытный танк получил крышу моторного отделения с дополнительным вентилятором для охлаждения электрических агрегатов. В таком виде прототип «Объект 253» вышел на заводские испытания в конце ноября 44-го. В ходе испытаний «Объект 253» показал, что на шоссе способен развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода по топливу составлял 150 км.
"Два брата" ИС-6. Слева "электрический" - Объект 253 с электротрансмиссией. Справа - Объект 252 с большими катками
После завершения заводских испытаний танки «Объект 252» и «Объект 253» были отправлены в Кубинку для дальнейшей проверки. Специалисты НИБТ не только изучали возможности представленных бронемашин, но и сравнивали их с другой техникой аналогичного класса. Такие сравнения показали, что предлагаемые танки ИС-6 имеют только одно преимущество перед существующими тяжелыми танками – более высокий уровень защиты. Кроме того, «Объект 253» был немного проще в управлении, чем другие советские тяжелые танки. По другим параметрам предложенные машины либо не отличались от иной техники, либо проигрывали ей.
Отсутствие заметных преимуществ перед другими танками, в частности «Объектом 701» (ИС-4), сказалось на судьбе обоих проектов, созданных ЧКЗ и Заводом №100. Все работы по «Объекту 252» и «Объекту 253» были прекращены. После окончания войны опытный образец танка с электротрансмиссией стал музейным экспонатом.
Проект «Объект 253» завершился неудачей, обусловленной особенностями предложенных технических решений. Электрическая трансмиссия с несколькими генераторами, аккумуляторной батареей и двумя тяговыми электродвигателями оказалась слишком сложной и тяжелой. Кроме того, надежность систем оставляла желать лучшего и не позволяла использовать их на серийной технике. От продолжения работ и доводки электротрансмиссии отказались ввиду наличия других проектов, имевших больший приоритет.
Следует отметить, во второй половине 1944 года разрабатывался проект самоходной артиллерийской установки ЭСУ-100 с электрической трансмиссией. Использование таких агрегатов должно было привести к утяжелению самоходки на 3 т в сравнении с базовой машиной при сохранении всех прочих характеристик на прежнем уровне. В октябре 44-го состоялось заседание технического совета Наркомата танковой промышленности, на котором обсуждались перспективные проекты САУ. В ходе совещания специалисты признали электротрансмиссию интересным и многообещающим предложением, однако отметили, что оно не является рациональным ввиду необоснованного роста массы всей боевой машины. Прототип САУ ЭСУ-100 не строился и не испытывался.
По материалам сайтов:
http://русская-сила.рф/
http://tankinfo.ru/
http://protank.su/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
Вас заинтересует
Проект тяжелого танка KRV Emil (Швеция)
Абрамскапут: Россия готова к танковому «прорыву
Проект перспективного танка «Объект 299
Проекты боевых машин поддержки танков «Объект 781
Проект зенитной самоходки СУ-8