К середине 60-х годов, когда военные доктрины СССР и США несколько изменились, изменилось и само понимание ведения боя. Пехоту больше нельзя было оставлять один на один с таким же противником. Эра лобовых атак постепенно угасала. Особая роль в этих ошеломляющих ударах с советской стороны отводилась как раз авиации. Фронтовой и штурмовой.
Если задача фронтовой авиации могла обозначиться просто: прибыть на место, нанести удар по заранее отмеченным объектам и уйти на аэродром базирования, то для штурмовой авиации задача была несколько иная. Штурмовая авиация должна была отныне являться в виде непосредственной поддержки войск огнем по укрепленным объектам, бронетехнике или объектам инфраструктуры. Фронтовые самолеты того времени, находящиеся в распоряжении ВВС СССР, такие как Су-7В, Миг-19, Миг-21 и ЯК-28 под поставленные задачи уже не подходили. Слишком большая скорость и слишком низкая маневренность не позволяли им эффективно работать по наземным целям. Кроме того, на низкой и сверхнизкой высоте эти самолеты сами превращались из хищника в жертву.
Нужен был, по сути, ИЛ-2 в современном исполнении. Быстрый, мощный, надежный, способный возникнуть из ниоткуда, поддержать войска огнем и также быстро отойти. Вроде бы, идея очевидная и весьма хорошая, однако, в умах тогдашних генералов она приживалась плохо. Каждый новый самолет, по их убеждению, должен был летать быстрее, лучше и выше предшественника. Не став дожидаться решения сверху, несколько человек, буквально на свой страх и риск начали работу по созданию концепции этого самолета. Идеологами этого проекта стали Олег Сергеевич Самойлович — ведущий конструктор бригады общих видов ОКБ им. П. О. Сухого, Дмитрий Николаевич Горбачев — ведущий инженер отдела эффективности боевого применения того же ОКБ и Иван Васильевич Савченко — полковник, старший преподаватель кафедры тактики Военно-Воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. Однако решение об официальной разработке нового самолета поля боя (СПБ) затягивалось. После долгих споров и рассуждений, министр обороны СССР Гречко принял решение все-таки дать добро на разработку новой машины. По требованию военных, министерство авиационной промышленности в марте 1969 года организовало конкурс, в котором приняли участие аж четыре конструкторских бюро: Микоян с проектом модификации Миг-21, Яковлев с вариантом ЯК-28, а вот КБ Ильюшина и Сухого представили совершенно новые проекты: Т-102 и Т-8 соответственно. Справедливости ради стоит отметить, что Т-102 был развитием реактивного самолета ИЛ-40, в то время как Т-8 от КБ Сухого был совершенно новой машиной, построенной с нуля. К тому же, проект Сухого был разработан практически нелегально, без соответствующего на то разрешения и в инициативном порядке.
Благодаря более совершенному и в то же время простому прицельному комплексу, меньшей массе и меньшим, по сравнению с Т-102, габаритам - Т-8 получил одобрение и осенью 1969 года победил в конкурсе, опередив всех своих конкурентов.
В итоге, после опытных работ, всевозможных тестирований и проверок у КБ Сухого получился уникальный самолет-штурмовик, который появился на свет в точности таким, каким его задумывали. Самолет мог работать в условиях плотной работы фронтовых систем ПВО, отличался повышенной живучестью и мог нести на себе огромный номенклатурный ряд неуправляемых, а в последствии и управляемых боеприпасов. Еще одной важной особенностью штурмовика стала неприхотливость в обслуживании и возможность взлетать с ограниченно-оборудованных грунтовых взлетно-посадочных полос.
В декабре 1975 года был построен максимально приближенный к серийному самолет-штурмовик проекта Т-8 с индексом 02. Образец имел сварную кабину из титановой брони, существенно повышающей безопасность пилота при обстреле самолета снарядами калибра до 25-мм. Еще долгих пять лет продолжались испытания и всевозможные улучшения самолета. Был модернизирован планер, механизация крыла и конечно вооружение. Благодаря нововведениям, новый штурмовик мог нести бомбы и ракеты с лазерным наведением на цель, а проект Т-8 и модель 03 - стали воплощением всех концептуальных решений, заложенных в этот проект. В апреле 1980 года, модель Т8-03 успешно дебютировала в боевых действиях на территории Афганистана, где сразу отличалась повышенной огневой мощью и точностью подавления вражеских целей.
Первые Су-25 стали поступать в строевые части в апреле 1981 года, а уже с июня - серийные штурмовики активно работали по целям противника в Афганистане. Преимущество новых штурмовиков было очевидно: действующие на более низкой скорости и высоте, Су-25 проделывали работу, которая другим самолетам была не под силу. Еще одним доказательством эффективной работы Су-25 служит тот факт, что боевые вылеты зачастую проходили с бомбовой нагрузкой, превышающей 4000 кг. Этот самолет стал по-настоящему уникальной машиной, благодаря которой удалось спасти сотни, а возможно и тысячи советских солдат.
Однако настоящее боевое крещение в новейшей истории внутри российских границ Су-25 принял во время первой чеченской кампании, когда приходилось работать не только в условиях гор, но и в условиях населенных пунктов. Были случаи, когда с использованием высокоточного вооружения с лазерным наведением, Су-25 отрабатывал цель в пределах одного отдельного взятого участка при домовом хозяйстве. Также пара штурмовиков отличилась при ликвидации лидера ЧРИ Джохара Дудаева, которых наводил на цель борт радиолокационной разведки А-50. В последствии, именно на Кавказе эффективность Су-25 и его модификации зачастую была залогом успешного выполнения задачи и отхода сухопутной группы без потерь.
Также стоит отметить, что несмотря на свой почтенный возраст, Су-25 успешно отработал во время недавнего «осетино-грузинского» конфликта, когда российские летчики успешно справлялись с наземными целями противника и лишь один из десяти бортов был подбит из комплекса ПВО «Бук», который Грузии предоставила Украина. Именно в этот период в сети появилось фото одно из бортов Су-25, который долетел до авиабазы с разорванным правым двигателем. Долетел, причем без всяких проблем, на одном двигателе.
В плане замены, в данный момент достойных альтернатив Су-25 пока не представлено. Ниша штурмовой авиации настолько уникальна, что сложно создать что-то более подходящее для нее, чем этот самолет-штурмовик. В Министерстве обороны телеканалу «Звезда» заявили, что, безусловно, проекты, которые готовятся на смену Су-25 существуют, но их использование сейчас пока преждевременно. «Возможности штурмовой авиации в России еще не исчерпаны», - заявляют в министерстве обороны. «На данный момент не существует потребности в немедленной замене Су-25 на другой тип летальных аппаратов. Преимущество будет достигаться путем глубокой модернизации Су-25 как в плане переоснащения самого самолета, так и в плане применяемого в нем вооружения. В частности будут внедряться технологии, которые работают по принципу «выстрелил-забыл».
Создавая Су-25, конструкторы заранее увидели в нем огромный потенциал к модернизации. Уникальный по своей живучести самолет, на сегодняшний день является основной боевой машиной непосредственной поддержки войск.
Вас заинтересует
Су-25 «Грач
ВМФ получил первый серийный Ил-38Н
Стартовала программа создания перспективного военно-транспортного самолета
Подписан контракт на разработку бомбардировщика ПАК ДА
Все самолеты дальней авиации пройдут модернизацию в два этапа