На днях стали известны новые подробности программы создания перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Уже подписан контракт на проектирование нового самолета, а также началось финансирование работ. Кроме того, проект ПАК ДА включен в государственную программу вооружений на 2016-2025 годы.
Новости о ходе проекта ПАК ДА огласил директор департамента авиационной промышленности министерства промышленности и торговли А. Богинский. Во время пресс-конференции в ходе международного авиасалона Singapore Airshow 2014, проходящего в Сингапуре, чиновник рассказал о последних новостях программы ПАК ДА. Как оказалось, еще в декабре прошлого года министерство обороны России и фирма «Туполев» подписали контракт об эскизном проектировании перспективного самолета. Финансирование работ уже началось и будет продолжаться в течение нескольких следующих лет. Таким образом, создание нового бомбардировщика приближается к стадии появления проекта, в соответствии с которым будут строиться самолеты.
Работы по программе ПАК ДА стартовали в 2009 году, когда Минобороны заказало фирме «Туполев» проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по новому проекту. К середине 2012 года завершилось формирование технического облика перспективного бомбардировщика, после чего продолжилось формирование технических требований к проекту. В конце прошлого года, как следует из слов директора департамента авиапрома Минпромторга, был подписан контракт на создание эскизного проекта, вследствие чего сейчас начаты конструкторские работы.
Согласно последним заявлениям представителей Минобороны и промышленности, первый полет опытного самолета ПАК ДА состоится в 2019 году. В середине следующего десятилетия предполагается принять новый бомбардировщик на вооружение, а также начать строительство серийных самолетов. Поставки серийных машин позволят военно-воздушным силам обновить парк дальних бомбардировщиков. По имеющимся данным, самолет ПАК ДА придет на смену эксплуатируемым в настоящее время бомбардировщикам-ракетоносцам Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160. Таким образом, к концу тридцатых годов перспективные бомбардировщики станут основой российской дальней авиации.
Представители министерства обороны в последние несколько лет раскрыли некоторые подробности проекта ПАК ДА. Не вдаваясь в технические подробности, они рассказывали об общих чертах перспективного дальнего бомбардировщика. По имеющимся данным, самолет ПАК ДА будет дозвуковым и сможет нести большую полезную нагрузку, чем существующие бомбардировщики. Такая информация стала причиной появления предположения, согласно которому перспективный бомбардировщик будет построен по схеме летающее крыло.
Ожидается, что в конструкции перспективного ударного самолета будут широко использоваться различные технические решения и материалы, призванные повысить летные данные и снизить радиолокационную заметность. Как следует из заявлений представителей Минобороны, бомбардировщик ПАК ДА сможет нести существующие и перспективные крылатые ракеты и бомбы различных типов. Сравнение боевой нагрузки ПАК ДА с аналогичным параметром самолета Ту-160 позволяет предположить, что перспективный бомбардировщик сможет нести не менее 25-30 тонн вооружения. В номенклатуру вооружения бомбардировщика могут быть включены существующие ракеты Х-55 и Х-555, а также перспективные Х-101. При необходимости самолет должен использовать управляемые бомбы. Кроме того, нельзя исключать возможность использования ракет «воздух-воздух», предназначенных для самообороны.
В августе прошлого года главком ВВС генерал-лейтенант В. Бондарев рассказал, что бомбардировщик-ракетоносец ПАК ДА сможет нести и использовать перспективные гиперзвуковые ракеты. При этом достоверная информация о разработке подобных боеприпасов отсутствует, хотя некоторые наработки в этой области имеются.
Для достижения требуемых летных характеристик бомбардировщик ПАК ДА должен будет получить соответствующие двигатели. Известно, что с 2011 года ведутся исследовательские и конструкторские работы, целью которых является создание перспективного турбореактивного двигателя. Кроме того, несколько лет назад появилась пока не подтвержденная версия о возможном использовании двигателей АЛ-41Ф1С («Изделие 117С»), созданных для истребителя Су-35С.
При полезной нагрузке не менее 25-30 тонн взлетный вес бомбардировщика ПАК ДА должен превысить 110-120 тонн. Учитывая требования по замене существующих самолетов, можно предположить, что дальность полета перспективного бомбардировщика достигнет 8-10 тыс километров. Максимальная скорость самолета не превысит 950-1000 км/ч. Имея такие характеристики, самолет ПАК ДА сможет выполнять ряд боевых задач, свойственных бомбардировщикам существующих типов.
На ранних этапах программы ПАК ДА сообщалось о планах на серийное производство новых самолетов. Утверждалось, что до конца двадцатых годов военно-воздушные силы получат 100 бомбардировщиков нового типа. За прошедшее время сроки реализации программы изменились, из-за чего, по-видимому, серийные машины начнут поступать в войска позже. Новая или скорректированная информация о необходимом количестве самолетов ПАК ДА не оглашалась.
Создание и принятие на вооружение самолета ПАК ДА позволит значительно повысить возможности российской дальней авиации, а также значительно обновить ее парк техники. Так, самый новый из бомбардировщиков Ту-95МС был построен в 1992 году, а вскоре после этого завершилось строительство самолетов Ту-22М3. Поставка серийных самолетов Ту-160 завершилась в 2008 году после передачи самолета б/н 08 «Виталий Копылов». Таким образом, имеющиеся дальние бомбардировщики постепенно вырабатывают свой ресурс и в течение следующих 15-20 лет потребуют замены. Им на смену и должны прийти новые самолеты ПАК ДА, серийное строительство которых планируется начать в середине двадцатых годов.
По материалам сайтов:
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://itar-tass.com/
http://vpk.name/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-270.html
Вас заинтересует
Aviation Week & Space Technology: в Китае и России создаются бомбардировщики будущего
Последние новости о будущем самолетов-перехватчиков
В РСК «МиГ
Стартовала программа создания перспективного военно-транспортного самолета
Все самолеты дальней авиации пройдут модернизацию в два этапа