Оружие,огнестрельное оружие Форум об оружииМировое оружие Журнал оружиеОбои оружия
 
Пистолеты Пистолеты
Пистолеты пулеметы
Винтовки
Снайперские винтовки
Дробовики
пулемёты
Гранатометы
Патроны

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

«Мистрали» — далеко не первые боевые корабли, рискующие не попасть к заказчику из-за политики.

Вот антигели. Удержание или конфискация по политическим мотивам боевых кораблей инозаказчика, строящихся на своих верфях, — давняя традиция нашей цивилизации. С середины XIX века прогресс сделал неизбежным технологическое расслоение: появились лидеры, обладающие мощной промышленностью и эксклюзивной технологией, которые стали получать заказы на корабли из-за рубежа. Мы припомнили самые известные случаи проблем с такими заказами.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого
УДК «Владивосток». Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости


Времена брони и пара

В XIX веке переход сперва к пароходостроению, потом к железному, а потом и к стальному судостроению вызвал существенное расслоение в возможностях мировых держав. На первый план вышли обладание технологией и наличие отлаженных производственных мощностей. Количество же боевых кораблей во флотах, наоборот, снизилось: они стали дороже, защищеннее и мощнее.

В результате широко процветала практика заказов постройки боевых единиц на иностранных верфях. Чаще на английских: «мастерская мира» охотно брала частные заказы... и ничуть не менее охотно распоряжалась ими по-своему, если на то складывались политические обстоятельства.

В 1854 году после начала Крымской войны Великобритания конфисковала строившиеся на ее верфях российские винтовые деревянные корветы «Витязь» и «Воин», после чего включила их в состав собственного флота под наименованиями «Казак» и «Тартар». Корабли эти, к слову, повоевали и с Россией.

В 1861 году Россия решила построить свой первый крупный броненосный корабль (плавучую батарею «Первенец»), но из-за полного отсутствия опыта в железном судостроении заказ разместили на лондонской верфи «Тэмз Айронворкс». В мае 1863-го батарею спустили на воду, но тут Лондон поругался с Петербургом из-за очередного восстания в Польше.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Броненосная батарея «Первенец»


Адмирал Бутаков, предвидя возможную конфискацию, отправил в Лондон фрегат «Генерал-Адмирал» с приказом забрать «Первенец» со всей законтрактованной матчастью, дотащить до России, а там как-нибудь сами разберемся. В итоге на некрашеную и недоделанную батарею, в спешке прошедшую ходовые испытания, сгрузили более полусотни бронеплит и отвезли в Кронштадт, где спокойно достроили своими силами.

Бутаков явно не на воду дул. Поведение Великобритании в отношении инозаказов на собственных верфях отличалось редчайшей незамутненностью. Лондон мог конфисковывать или принудительно выкупать корабли оппонентов, нейтральных держав и даже союзников!

В 1878 году Великобритания уже было совсем вознамерилась повторить Крымскую кампанию из-за излишней активности России на Балканах по части переустройства тамошних славянских территорий в ходе Русско-турецкой войны. Тут выяснилось, что в британском флоте нет подходящих для действий в этих водах кораблей. И для того чтобы создать отряд броненосцев для помощи своему союзнику, — Османской империи, — в Лондоне сделали ход конем. Британцы принудительно выкупили три турецких броненосца, строившихся в тот момент на верфях туманного Альбиона, вошедших в состав флота Ее Величества как «Сьюперб», «Беллайл» и «Орион». И добавили к ним один попавшийся под руку бразильский, получивший в королевском флоте имя «Нептун».

Пока весь этот серьезный бизнес организовывался, Россия подписала Сан-Стефанский договор, и новая Крымская война сделалась неактуальной. Британский флот остался с четырьмя кораблями, которые потом не знал, куда приткнуть, ибо в классическую схему применения они не вписывались.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Корабль Ее Величества «Нептун»


Перед Русско-японской войной обе стороны лихорадочно искали себе хоть какие-то дополнительные корабли «уже сегодня». Основная драка шла за заказы латиноамериканских стран, строившиеся в Европе. Например, японцы в итоге сумели уломать аргентинцев и получили с итальянских верфей два броненосных крейсера типа «Джузеппе Гарибальди», прекрасно известные любому интересовавшемуся той войной под именами «Ниссин» и «Касуга».

Но русские тоже не отставали и искали корабли. В итоге в дело вмешался Лондон — главный союзник Японии на тот момент, причем формальный (с 1902 года обе островные державы заключили союзный договор). Так в британском флоте появились еще два внеплановых броненосца — «Свифтшур и «Трайэмф»: в оригинале чилийские заказы «Конститусьон» и «Либертад», вокруг которых уж больно бодро крутились российские представители.

Конфискат эпохи больших пушек

Первая мировая война снабдила историков сразу несколькими примерами «конфиската».

Первым делом пострадала Россия. В 1912 году для нужд Сибирской флотилии (того, что осталось от Тихоокеанского флота после Русско-японской войны) в Германии на верфях «Шихау» были заказаны два 4400-тонных турбинных крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской». Уже 5 августа 1914 года германские власти в одностороннем порядке конфисковали оба корабля и ввели их в состав собственного флота под названиями «Пиллау» и «Эльбинг».

Заодно немцы разжились субподрядами: российское машиностроение не справлялось с постройкой турбин для новейших эсминцев типа «Новик» и перед войной часть заказов на машины и механизмы разместили в Германии. Эти турбины также были конфискованы и весьма пригодились при постройке крупных эсминцев, хоть как-то способных конкурировать с блистательными «Новиками».

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Легкий крейсер «Эльбинг»


Ну и, по традиции, куда же без этого, появился конфискат английский, османо-латиноамериканского происхождения. 2 августа 1914 года британцы реквизировали два готовых турецких дредноута «Решадие» и «Султан Осман I», переименовали их в «Эрин» и «Эджинкорт» и включили в состав флота. Основанием послужило опасение британского кабинета, что эти корабли могли быть использованы для усиления Центральных держав. Турция в тот момент еще даже не собиралась воевать, и считается, что подобное поведение Великобритании немало способствовало принятию турецкими властями решения о вступлении в войну на стороне Центральных держав.

Для усиления Флота Его Величества пришлось слегка обидеть Чили: прямо в Британии были «добровольно» выкуплены строящиеся дредноуты «Альмиранте Латторе» (включен в состав как «Канада», впоследствии таки добрался до заказчика) и «Альмиранте Кохрейн» (достроен уже после войны как авианосец «Игл»). Тут ситуация была особенно щекотливая: британская промышленность крайне нуждалась в поставках чилийской селитры для производства удобрений, а также азотной кислоты, задействованной в технологии бездымных порохов и взрывчатки. Но корабли тоже были очень нужны.

Старые игры новейшего времени

После Первой мировой мир сильно поменялся, хотя корабли порой продолжали строить на иностранных верфях. Вторая мировая не принесла заметных скандалов с реквизициями, а вот после войны ускорившийся технический прогресс и растущие амбиции крупных богатых держав третьего мира опять заставили вернуться к практике заказа современных кораблей у технологически развитых игроков: на Западе и в СССР. Место латиноамериканцев XIX века твердо заняли государства Ближнего Востока. Соответственно, в ряде случаев возникли трения.

Историю про то, как в 1969 году французы в последний момент отказались отдавать Израилю ракетные катера типа «Саар», сейчас вспоминают все — уж больно она напоминает сюжет вокруг «Мистралей». Хотя там сработала иная драматургия: израильтяне бесхитростно угнали оплаченный заказ, причем к вящему удовольствию обеих сторон, сохранивших лицо.

В 1975 году шахский Иран заказал в США три не первой свежести субмарины типа «Тэнг», как сказали бы у нас, «из наличия». Потом случилась Исламская революция 1979 года, отношения Тегерана и Вашингтона всерьез испортились. Одна из лодок уже была готова к переходу в Иран, на ней был иранский экипаж, но в итоге моряки вернулись назад, а корабли были конфискованы американским правительством. Одну из них отдали Турции, две другие впоследствии списали.

Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого

Эсминец ВМС США «Кидд»


Кроме того, Иран в 1974 году заказал у Штатов шесть эсминцев типа «Спрюэнс» по измененному проекту. В итоге американский флот пополнился четырьмя (пятый и шестой строить не стали) эсминцами типа «Кидд». Это, пожалуй, самая крупная «реквизиция» со времен Первой мировой войны, и, кстати, одна из самых удачных.

Ну и в завершение хочется вспомнить историю, не закончившуюся до сих пор.

В 1980 году Саддам Хусейн разместил в Италии крупный заказ на обновление флота. В пакет пошли четыре фрегата типа «Лупо», шесть корветов типа «Вади» («Ассад»), а также суда обеспечения. Заказ был выполнен к 1984 году, однако разразилась ирано-иракская война, и у Багдада просто не оказалось денег оплатить корабли (было перечислено только 440 миллионов долларов из более чем 2,5 миллиардов).

Итальянское правительство заморозило поставки. После войны денег у Ирака не прибавилось, и, хотя переговоры о рассрочке выплат велись, окончательно проект прихлопнуло саддамовское вторжение в Кувейт в августе 1990 года. После этого Рим официально конфисковал корабли: фрегаты были отданы собственному флоту, а четыре корвета из шести проданы в Малайзию.

Но два готовых и формально переданных ВМС Ирака еще в 1986 году корвета безвылазно стояли в Специи. В 2011-м иракское правительство согласилось выплатить 300 миллионов долларов на ремонт и модернизацию этих кораблей и в данный момент намерено пополнить ими свой флот.

Вас заинтересует

  • Боевые корабли, принятые в состав ВМФ России с 2000 года
  • Корабли ремонта, резерва и консервации ВМФ РФ
  • Новая подлодка отправилась на испытания
  • ВМС США приобретут 8 боевых кораблей в 2014 году
  • «Светлана



  • Категория: Военная политика / new|Просмотров: 2 110 | Добавил: Админкин | Дата: 6-12-2014, 15:00 | | | Дополнить статью!
    Рейтинг:

    AnthonyPa   6 декабря 2014 15:00
    Джон Маккейн: Франция, отказавшись передать России первый из вертолётоносцев типа «Мистраль», должна выплатить Москве неустойку в полном объёме и использовать эти корабли самостоятельно.

    amavig46   6 декабря 2014 15:00
    Может я чего-то не понимаю: а так ли они нужны?Может деньгами проще забрать?

    Thomaskr   6 декабря 2014 15:00
    Точенее, ори никому нахрен не нужны без наших веротолетов. Вот пусть платят неустойку и пользуются.Даже корму можно оставить. Сней потом возни больше чем толку.

    Jason   6 декабря 2014 15:00
    Однако мечтать не вредно. Надежда, что Франция в ближайшей перспективе вернет деньги, очень даже призрачная. Сколько времени продлится арбитраж, и даже если он примет какое-то решение, то пролоббированные юристы затянут все до бесконечности. Самый действенный способ, стимулирующий Францию-арест активов и имущества ее компаний, действующих в России. Например-Леруа Мерлен. Мелочь конечно, но главное начать процесс!Строить корабли надо естественно самим, инвестировать производственную базу, и что самое важное-не разбазаривать построенное. Такая структура как "Рособоронэкспорт" не должна иметь права на существование, как проводник политики Госдепа США.

    Annaleskova   6 декабря 2014 15:00
    Джон Маккейн: Франция, отказавшись передать России первый из вертолётоносцев типа «Мистраль», должна выплатить Москве неустойку в полном объёме и использовать эти корабли самостоятельно.Это называется: "кинули по американски". Хорший урок для французов и иже с ними.

    dlive   6 декабря 2014 15:00
    Цитата: Blondy

    avto-108   6 декабря 2014 15:00
    ээ-эх. журналюхи в очередной раз сморозили глупость. ройал карибеан построили немало кораблей, как в самом сен-назере, так и у STX на верфях в других странах. они постоянно обновляют и расширяют свой флот. в 2009-м плавал на Вояджере. так вот на момент постройки он был крупнейшим в мире кораблем. а сегодня он десятый. первый в мире снова РКшный Оазис.

    macman   6 декабря 2014 15:00
    Забрать кормовые части с этих "МиНстралях"!И пусть остаются у лягушатников.Кстати, из них можно сделать плавучие "бистро"...

    Latbreegrex   6 декабря 2014 15:00
    Так не зря Рогозин говорит-строить всё самим!

    GeorgeBen   6 декабря 2014 15:00
    Конечно самим! А мы чем хуже?

    jorgic   6 декабря 2014 15:00
    Строить можно и за рубежом, вопрос где строить? в продажной, "дряхлеющей" по мнению даже Папы Римского Европе? нет! а вот в азиатских странах, для ускорения обновления флота России, можно!- посмотрите на новые китайские фрегаты и эсминцы, и тем более УДК. или корейско-индонезийский "Макассар".

    Gromyndeu   6 декабря 2014 15:00
    Про Израиль и эппопею с его кораблями.знал. Остальное было интересно прочитать.

    gaymer999   6 декабря 2014 15:00
    Надо еще вспомнить как англосаксы хотели флот Франции себе забрать под предлогом того что он может достаться кригсмарине во время 2ВМВ, и в итоге разбомбили его.

    Sturk   6 декабря 2014 15:00
    Цитата: AnuarKz

    lexa77   6 декабря 2014 15:00
    Перечитал второй раз эту статью ( не вспомнил где, но несколько дней назад она того же , видимо автора была)Но полезные факты. Сегодня "милашка ветренная" оланд встречается с Путиным в Москве. Уверен в деле "Мистралей" появится какое-то решение наконец! Деньги (3млрд.) !!!! или товар ????

    Shachka   6 декабря 2014 15:00
    Ага каяться приехал, щас все стрелки на амеров переведет, они мол противные с праведного пути сбивают.

    Вад   6 декабря 2014 15:00
    хорошая статья поучающая

    Логин:
    Пароль:
    Регистрация
    Забыли пароль?


     
    Журналы
    Журнал оружие
    Самодельные jружия
    Свежие новости
    Виды оружея
    Самодельое оружие

    Самодельные пистолеты пулеметы |Дизайн by Devil_Лайка and Vangan|Vangan media © 2009-2020 Sokduerweapons

    » » » Линкоры, эсминцы: конфискат, недорого