Вот
пресс гидравлический .
Жизнь во многом нелогична. Постройка самого маленького катера подается как важное событие на пути возрождения ВМФ. Но, рассказывая о новых буксирах и баркасах, наши СМИ полностью игнорируют то, без чего в принципе невозможен современный флот.
Святая святых — морская авиация! Андреевский флаг на фюзеляже и гордая нашивка — "адмиралтейский якорь с крыльями".
В сравнении с кораблем самолет невелик. Но его преимущества очевидны: большая в двадцать раз скорость и возможность совершать маневры в трех плоскостях. Чрезвычайная мобильность, оперативное перемещение между ТВД, мгновенное (в течение минут) прибытие в заданный квадрат. Большая высота полета позволяет обозревать водную поверхность вокруг на сотни миль. Что до радиоэлектроники и вооружения, то современный истребитель-бомбардировщик со взлетной массой под 40 тонн может дать фору иному фрегату!
Фронтовой бомбардировщик Су-24 несколько раз пролетел в критической близости от американского эсминца в Чёрном море. Официальный представитель Пентагона Стив Уоррен уточнил, что российский самолёт пролетел над эсминцем 12 раз, сообщает Russia Today со ссылкой на Deutsche Welle. Экипаж Donald Cook сделал несколько попыток связаться по радио с СУ-24, но не смог установить контакт с российским самолётом: ему не ответили, сообщил Уоррен. При этом американские военные отметили, что российский самолёт пролетел на расстоянии почти в1000 метров от корабля USS Donald Cook и на высоте 150 метров над уровнем моря.
Новость от 14 апреля 2014 года.
Как показал инцидент с эсминцем "Кук", один самолет иногда может стоить целого флота! В этот раз российский Су-24 "пощадил" американский корабль, однако морская история изобилует примерами, когда самолеты атаковали корабли и добивались фантастических успехов. Речь не только о Перл-Харборе и атаке Таранто — за последние 50 лет абсолютное большинство потопленных кораблей были уничтожены ударами с воздуха. Победам летчиков способствует сама атмосфера современных войн — большинство стран не в состоянии построить полноценный надводный и атомный подводный флот. А вот содержать эскадрилью тактических бомбардировщиков-ракетоносцев — без особых проблем!
Тридцать лет назад, в Южной Атлантике эскадра из 83 боевых и вспомогательных кораблей Её Величества столкнулась с безумной отвагой аргентинских амигос. Устаревшие (по большей части — дозвуковые) самолеты летели в открытый океан, действуя на пределе своего радиуса, в 700 км от ближайшего аэродрома, при наличии единственного заправщика и пассажирского "Боинга", выполнявшего роль разведчика... Но даже этого хватило, чтобы раскатать в хлам треть британской эскадры!
"Скайхоки" идут в атаку!
Последствия удара — разломленный пополам фрегат "Энтилоуп"
Фантастика, похожая на реальность. Интересно смоделировать ситуацию, при которой Королевский флот вместо чахлых ВВС Аргентины напоролся бы на первоклассную авиацию Израиля… «Чужой против хищника»! Уверен, британцев не спас бы от разгрома даже идущий на траверзе авианосец типа "Нимиц"…
Кстати, об авианосцах. Как показывает практика, для морской авиации их наличие необязательно. Летчики замечательно летают с берега. Реактивные двигатели творят чудеса. Долгие трансатлантические путешествия теперь длятся менее 8 часов. Что до менее амбициозных театров военных действий — самолеты перелетают Черное море всего за 20 минут. Аналогичная ситуация на Балтике и в Японском море. Большинство флотских задач может быть успешно решено самолетами военно-воздушных сил. Основное отличие морской авиации от ВВС — в шевронах и цвете униформы.
Сбалансированная и достаточно многочисленная авиационная группировка представляет смертельную угрозу в прибрежной (до 1000 км) зоне, а при наличии флота воздушных заправщиков и сети зарубежных авиабаз — способна решать задачи практически на любом удалении от берега. Впрочем, этого обычно не требуется — все стычки происходят вблизи побережья, авиация защищает свой берег, на который пытается высадиться противник.
Но ответьте, каким образом после всех перечисленных инцидентов и фактов боевого применения авиации в морских войнах, после потопленного "Шеффилда" и поврежденного "Старка", после громкого (во всех смыслах) облета эсминца "Дональд Кук", после всего этого в составе авиации Северного флота нет ни одной эскадрильи многоцелевых истребителей семейства Су-27 или хотя бы фронтовых бомбардировщиков Су-24, один из которых так напугал американский эсминец?
Мы регулярно обсуждаем противодиверсионные катера типа "Грачонок", которые, несомненно, усилили потенциал Новороссийской морской базы, тогда как в составе авиации Черноморского флота нет ни одного Су-27 и МиГ-29. Имеется всего один (!) 43-й морской штурмовой авиаполк — пара десятков тех самых Су-24.
Тихоокеанский флот — "Сушек" нет. Есть символическое кол-во перехватчиков МиГ-31 — машин, мягко говоря, устаревших и с очень узкой специализацией.
Ситуация на Балтике выглядит «бодрее». В составе ДКБФ имеются 4-й штурмовой (Су-24) и 689-й гвардейский истребительный (Су-27) авиаполки.
Печальная статистика создана без учета авиации военно-воздушных сил.
ВВС России располагают сотнями современных самолетов, но каким образом обеспечивается взаимодействие авиационного и флотского командований? Обладают ли "сухопутные" летчики достаточным опытом для полетов над морем и выполнения атак морских целей? Наконец, матчасть — имеется ли в ассортименте вооружения ВВС высокоточные боеприпасы (в первую очередь ПКР) предназначенные для борьбы с кораблями?
Отдельно обстоит вопрос с ракетоносцами Ту-22М. Машинами, во всех смыслах интересными, но уже не соответствующими современным реалиям… В эпоху "Иджисов" и зенитных ракет большой дальности огромные бомбардировщики не могут представлять угрозы флотам развитых стран. "Тушки" избыточно крупны (и вследствие этого дороги и малочисленны) для успешных действий в прибрежной зоне. В то же время их применение в открытом океане, на полную дальность без истребительного эскорта — решение более чем сомнительное. Основное вооружение — чудовищные 11-метровые ракеты Х-22 родом из 60-х гг. прошлого века, с маршевой высотой полета 20 км, — в наши дни могут лишь насмешить операторов корабельных ЗРК и средств РЭБ.
Как показали события Фолклендской, танкерной и др. современных морских войн, сила морской авиации не в суперсамолетах с суперракетами, а в эскадрильях обычных истребителей-бомбардировщиков и тактических ракетоносцев, с приданными им машинами боевого обеспечения. Непрерывные атаки со всех сторон, фактор внезапности и залпы обычных ПКР способны прикончить любую эскадру.
Индийский Су-30МКК с подвешенным макетом сверхзвуковой ПКР "Брамос-А"
Поэтому странно, каким образом у ВМФ России, претендующего на место в тройку сильнейших флотов мира, отсутствует отработанная связка "тактический самолет — противокорабельная ракета", подобная легендарной французской системе "Супер-Этандар" — "Экзосет".
Реальное усиление российского флота — это не тральщики, не корветы и даже не фрегаты (хотя важность этих кораблей также велика). Для уверенных действий на морских просторах необходимы эскадрильи современных бомбардировщиков Су-34, многофункциональных самолетов семейства Су-30, истребителей Су-35, "летающих радаров" А-50/100, воздушных танкеров, самолетов РЭБ. Необходима авиационная ПКР легкого класса, с вменяемыми габаритами и относительно высокими ТТХ, подобно американской LRASM или норвежской JSM (NSM). Нужны новые тактики и качественная подготовка пилотов морской авиации.
Без всего этого усилия по возрождению российской морской мощи заведомо обречены.
Базовая противолодочная авиация
Морская стихия, несомненно, накладывает свой суровый отпечаток на облик авиации ВМФ. Помимо "обычных" истребителей и бомбардировщиков, для решения флотских задач необходимы специализированные самолеты — базовая противолодочная авиация.
Основные требования — возможность многочасового патрулирования над морскими просторами и наличие на борту специального поискового оборудования: магнитометра, запаса гидролокационных и гидроакустических буёв и приёмной аппаратуры, а также РЛС с высоким разрешением, необходимой для обнаружения перископов и выдвижных антенных устройств подводных лодок. В качестве основного вооружения — сбрасываемые на парашюте малогабаритные авиационные торпеды.
Летные характеристики, напротив, отходят на второй план — противолодочные самолеты действуют над бескрайними просторами мирового океана, где шанс встречи с авиацией противника близок к нулю. Главное — надежность, полезная нагрузка и как можно большая дальность полета. Неудивительно, что наилучшей базой для постройки таких самолетов стали стратегические бомбардировщики и пассажирские авиалайнеры.
Дальний противолодочный самолет Ту-142М (мод. Ту-95) и противолодочный самолет P-3C "Орион" (мод. авиалайнера Локхид Электра), 1986 год
Базовая противолодочная авиация не гарантирует защиты от вражеских подводных лодок. Противолодочные самолеты совершенно бесполезны в зоне арктических льдов и уже не способны бороться с современными стратегическими ПЛАРБ, у которых дальность пуска ракет превышает радиус действия Ил-38 и "Посейдона", вместе взятых.
Тем не менее, базовая авиация не позволяет окончательно расслабиться подводникам и, при определенных обстоятельствах, способна эффективно защищать корабельные группировки от подлодок — ведь именно базовые "Орионы" прикрывают АУГи на трансокеанских переходах. Помимо своей основной функции, базовая противолодочная авиация способна решать множество др. флотских задач. Патрулирование, выставление минных заграждений, поисково-спасательные операции, наблюдение за ситуацией в море, видовая и радиотехническая разведка, ретрансляция сигналов. При необходимости противолодочные самолеты могут самостоятельно выполнять ударные задачи, подвесив под крыло гроздь противокорабельных ракет.
В настоящий момент основу базовой противолодочной авиации ВМФ России составляют 40 Ил-38 и около двух десятков дальних противолодочных самолетов Ту-142.
Самый новый Ту-142М3 покинул сборочный цех в 1994 году, а средний возраст Ил-38 составляет 40 лет. Единственная положительная новость — половина имеющегося парка российских противолодочных "Илов" в ближайшие годы пройдут модернизацию до уровня Ил-38Н с установкой цифрового поисково-прицельного комплекса "Новелла". Первый модернизированный Ил-38Н был передан ВМФ в июле 2014 года.
Как у нас:
Самолет-ретранслятор Ту-142МР для передачи сигналов на борт стратегических подводных ракетоносцев. Связь на коротких волнах, при помощи буксируемой 8-километровой антенны (система "Фрегат")
Ил-38 щекочет нервы "вероятному противнику"
Взлет ракетоносца Ту-22М
Как у "них":
"Орионы" морских сил самообороны Японии
6 ПКР "Гарпун" под крылом стратегического бомбардировщика Б-52
Сброс 324-мм торпеды MK.54 с борта противолодочного самолета P-8C "Посейдон", ВМС США
Новая эра в морской авиации. Морской патрульный беспилотник MQ-4C "Тритон", построенный на базе стратегического разведчика RQ-4 "Глобал Хок". Взлетная масса 14 тонн. Продолжительность патрулирования на высоте 18 000 м составляет 24 часа. Дрон оснащен обзорным радиолокатором AN/ZPY-3 с активной ФАР, что позволяет ему в ходе одного патрулирования осмотреть пространство на площади 7 млн. кв. км
Вас заинтересует
День основания морской авиации России
В акватории Черного моря начались корабельные учения
Будущее китайской морской авиации
Все самолеты дальней авиации пройдут модернизацию в два этапа
Японские ВВС были подняты по тревоге из-за российских самолетов