Вот
ptr.
20 лет назад, 11 декабря 1994 года, началась Первая чеченская кампания. В этот день президент России Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики». В этот же день армейские части и внутренние войска МВД вошли на территорию республики. Войска Объединённой группировки войск (ОГВ) входили с трёх разных направлений — с запада через территорию Ингушетии, с северо-запада из Моздокского района Северной Осетии и с востока с дагестанской территории. Ещё раньше, 1 декабря 1994 года, российские ВВС провели успешную операцию по ликвидации всех самолетов, которые находились в руках у бандформирований.
Так началась война, которая завершилась фактическим признанием независимость Чечни (до Второй чеченской войны), привела к массовым жертвам и разрушениям, волне террора по всей России и беспрецедентному унижению русской армии: политики не дали ей победить.
У войны было несколько основных предпосылок.
Во-первых,
разложение и гибель Советского Союза привели к всплеску сепаратизма, национализма всех оттенков. Гибель любой империи сопровождается активизацией регионального и этнического сепаратизма. Такой всплеск произошёл и в Чечне (при попустительстве одних и откровенной поддержке других внешних и внутренних сил). Чеченские идеологи не без подсказок «доброжелателей» провозгласили проект «Великой Ичкерии», которая должна была доминировать на Северном Кавказе и прилегающих территориях.
Всё это сопровождалось сопутствующими негативными процессами — террористической деятельностью, захватами заложников, работорговлей, всплеском разного рода криминальной деятельности, развитием «теневой экономики» с участием коррумпированного российского чиновничества, расцветом дикого, «пещерного» национализма. Одним из самых страшных явлений в истории Ичкерии стали этнические чистки, которые сопровождались массовыми преступлениями в отношении русского населения республики. Тысячи русских были изнасилованы и убиты, десятки тысяч превратили в рабов. Практически всё русское население республики было изгнано или бежало в результате этнических чисток, разгула русофобии и криминала, а также войны. Почти все при этом потеряли своё имущество (дома, квартиры, машины, ценности и т. д.), нажитые в ходе жизни. Всё это происходило при практически полном попустительстве республиканских и федеральных властей, которые разделяют ответственность за эти преступления с местными бандитами и сепаратистами.
Во-вторых,
война в Чечне стала частью проекта «ислам против России (русских), который был запущен ещё в годы СССР и даже ранее. Стравить Россию с мусульманским миром пытались ещё в годы Первой и Второй мировой войн. Османская империя, а затем Британская империя пытались натравить мусульман на русских в годы Первой мировой войны и Гражданской войны. При Гитлере в Третьем рейхе формировали специальные мусульманские соединения. А в годы Афганской войны англосаксы в союзе с арабскими монархиями и пакистанскими спецслужбами запустили проект «ислам против СССР». США использовали огромные финансовые ресурсы арабских монархий для организации борьбы с «советскими неверными» в Афганистане. Одновременно пытаясь распространить идеологию радикального ислама в республиках Средней Азии и на Кавказе, а в перспективе и мусульманских областях самой России. США, арабские монархии и Пакистан, а также частично Египет и Турция, поддерживали радикальный ислам, направленный на поражение России в Афганистане и на перенесение войны внутрь СССР-России. Шеф ЦРУ Кейси говорил прямо, что Афганистан — это трамплин для переноса войны в Среднюю Азию (эти слова не потеряли актуальность и в наше время).
В ходе Афганской войны западные и восточные спецслужбы сформировали проект «экспортной» мутации ислама, беспощадного не только к «неверным», но к мусульманам других направлений. Долларовые вливания и наркоторговля стали основными источниками радикального ислама. Уже в XXI столетии эта «мутация» руками «Аль-Каиды» и «Исламского халифата (государства)», также созданных англосаксонскими и арабскими спецслужбами, откроет Ближневосточный фронт мировой войны. «Армия джихада» не только развязала пламя большой войны на Ближнем Востоке, но и должна вызвать столкновение исламской цивилизации с европейской, русской, китайской и индийской цивилизациями.
Радикальный ислам — это «таран» хозяев западного проекта, который должен превратить всю Евразию в «поле битвы».
Столкновение исламского мира с русской цивилизацией, по замыслу хозяев западного проекта, решает сразу несколько задач: 1) на Россию (а теперь и на Европу) замыкают всю ненависть мусульманского мира, канализируют десятками лет копившееся недовольство огромных масс населения; 2) отвлекает ресурсы и внимание России на борьбу с джихадистами, вместо того, чтобы сосредоточиться на внутреннем развитии и совершить прорыв в будущее; 3) углубляет раскол между мусульманами и христианами, атеистами и другими группами населения внутри самой России, что с притоком многомиллионной массы мигрантов из Средней Азии, и внутренней миграции с Северного Кавказа, должно способствовать развалу уже России. Радикальный ислам должен помочь хозяевам Запада окончательно решить «русский вопрос»; 4) исключает возможность союза русской и исламской цивилизаций на основе идеи социальной справедливости и традиционных ценностей для борьбы с хищническим Западом.
Активизация радикального ислама в Чечне, других республиках Северного Кавказа, в Татарстане и других регионах (появление ячеек ваххабитов в последние годы отмечено практически во всех областях РФ) всё это стало развитием проекта «ислам против России». В Чечне стал распространяться радикальный ислам (ваххабизм), который призывал к борьбе с «неверными» и построению исламского государства. Большую роль в этом процессы сыграли внешние силы, арабские «миссионеры». Чечня должна была стать плацдармом радикального ислама в России.
В-третьих,
война была вызвана ошибками и преступлениями ельцинского режима, а также из-за желания части российской «элиты» заработать на войне. Некоторые исследователи даже считают, что экономический фактор стал определяющим в войне. Тысячи людей были принесены в жертву, чтобы небольшая группа чиновников и компрадорской буржуазии могла заработать на войне. На незаконной добыче и переработке нефти, на торговле оружием и людьми, на разворовывании колоссальных государственных денег, которые выделяли на восстановление республики.
По сути,
война была порождена безответственностью, глупостью и часто предательством многих представителей правящего режима, олигархов и общественных деятелей, которые прямо сотрудничали с чеченскими сепаратистами и бандитами. Москва сама разжигала конфликт, вместо того чтобы потушить его дипломатическим путем. Москва сначала сама вооружила чеченские бандформирования, а затем перевела ситуацию в формат военного конфликта. Представители «пятой колонны», работающие на развал и разграбление России, шаг за шагом подталкивали Дудаева к войне, хотя с ним можно было договориться мирным путем. Дудаев был готов к переговорам и просил суверенитета меньше, чем позже получил Татарстан.
Однако определенным силам в Москве и на Западе нужна была война, кровавый конфликт русских с чеченцами.
В ходе самой войны деятели ельцинского режима совершили подлое преступление в отношении русской армии. Армия не была морально и технически подготовлена к новому типу войны («мятежвойна» или иррегулярная война), вместо действий сил специальных операций началась война индустриального типа с тотальным разрушением инфраструктуры, массовой гибелью мирного населения, включая ещё оставшихся в республике русских, и вызывающая ненависть всего чеченского народа к русским, которые разрушают их жизнь. Русская армия к началу войны состояла из кадрированных частей, с сокращенным составом и старой техникой. Боевые действия пришлось вести сводными частями, с плохо подготовленными и необученными солдатами. Армии, чтобы «прийти в форму», пришлось умыться кровью.
«Реформаторы» развалили спецслужбы — ФСБ, ГРУ, в 1993 году расформирован «Вымпел», хотя именно спецслужбы и специальные силы должны были сыграть решающую роль в борьбе с бандформированиями и заниматься точечной ликвидацией «полевых командиров» и идеологов бандформирований. Российские средства массовой информации (достаточно вспомнить подлую роль НТВ), в своем подавляющем большинстве, вели настоящую информационную войну против своей армии, «героями» прессы были бандиты и «свободолюбивые повстанцы», а не русские солдаты и командиры, отдающие жизни и здоровье ради единства России.
Несмотря на потери, провалы в планировании операций (достаточно сказать о том, что за два дня «спланировали» операцию по штурму полумиллионного Грозного вместо того, чтобы просто блокировать город и весной выдавить бандформирования в горы, и это когда для этого практически не было боеспособных сил), русская армия могла решить задачу по ликвидации сепаратистского и бандитского движения. Однако политики не раз начинали «переговоры», которые почему-то совпадали с периодами, когда бандформирования были близки к полному поражению. По сути, боевикам давали возможность выйти из опасного положения, произвести перегруппировку сил, пополнить личный состав, запасы, и начать боевые действия в новых районах.
Таким образом, «пятая колонна» в Москве сначала развязала войну, а затем заставила огромную Россию капитулировать перед бандитским анклавом.
Для ликвидации очага разложения пришлось начинать новую войну. Во время Второй чеченской войны Москва уже действовала иначе. Кремль расколол чеченское руководство, часть купил, запугал или договорился. Чеченское население, замученное прежними годами развала и хаоса, испуганное активизацией исламистов и наплывом иностранных наемников, стало поддерживать курс на стабилизацию, было против боевиков. СМИ стали работать на русскую армию. Армия была лучше подготовлена, более умело действовали спецслужбы. В результате Чечню удалось очистить от наиболее отъявленных бандитов и иностранных наемников. Широкие амнистии позволили многим боевикам вернуться к мирной жизни. Широкие экономические программы по восстановление республики стабилизировали жизнь.
В-четвертых,
сыграл свою роль фактор исторический фактор противостояния России и чеченского народа. Подробнее об этом можно, к примеру, почитать в отличной книге историка Игоря Пыхалова «За что Сталин выселял народы».
Как известно, не все народы России оказались в её составе добровольно, но при этом не стоит преувеличивать фактор насилия в политике российского правительства, как это делают представители либеральной, прозападной общественности. К числу немногих народностей, которые пришлось силой заставлять перейти к мирной жизни и влиться в русскую семью народов, были чеченские горцы. Собственно, сама Чечня России тогда была не нужна, бедная горная народность, находившаяся на стадии разложения первобытнообщинного строя и становления феодальных отношений, не представляла интереса. Её присоединение не имело и особого экономического смысла. Проблема была в том, что границы Российской империи непосредственно придвинулись к районам населенными горцами, и после присоединения Закавказья появилась проблема ликвидации хищного анклава внутри российской территории. Разбойничьи набеги горцев на русские земли, в том числе и Грузию, необходимо было пресечь. Покорение Чечни и горных районов Дагестана было неизбежно: ни одно уважающее себя государство не потерпит существования в рамках своих границ «маленького, но гордого народа», основными промыслами которого являются разбой и работорговля. Проблема была решена в ходе длительной Кавказской войны.
При этом стоит отметить, что Россия не пошла по пути «цивилизованных европейских народов», которые решали схожие проблемы тотальным или частичным геноцидом, с загоном в резервации, где малые народности ждала печальная судьба. Грубую силу применяли, создавая крепости (многие потом стали «чеченскими» городами, включая Грозный) и сформировав Терское казачье войско, вразумляющее горцев. Горцы, находясь на стадии родоплеменных отношений, как и положено подобным народностям, понимали только язык откровенной силы. Но в целом российские власти стремились к «перевоспитанию».
Без сомнения, постепенно чеченцы перешли к мирному способу хозяйствования. Однако переход горцев от первобытных отношений и присваивающего хозяйства к производящему в Российской империи затянулся. Развал Российской империи снова пробудил хищные инстинкты горцев. Действия горцев в ходе Гражданской войны стали одной из самых жестоких и кровавых страниц этой войны. Стоит также отметить, что троцкисты-интернационалисты в Советской России работали на развал русской цивилизации. Поэтому «малые, но гордые народы» поощрялись в ущерб государствообразующему русского народу. Были созданы искусственные государственные образования, в том числе Горская АССР, затем Чеченская автономная область и Чечено-Ингушская автономная область, преобразованная в 1936 году в Чечено-Ингушскую АССР. Становление подобных образований сопровождалось прирезками к национальным областям и республикам русских земель, ликвидацией русского присутствия (вроде ликвидации Терской области и войска).
Надо сказать, что и проблема современной войны на Украине родилась из-за создания искусственного образования — Украинской ССР. Русский народ (суперэтнос русов) был искусственно расколот, право называть русскими оставили только за проживающими в великорусских губерниях. Русских проживающих в Малороссии и Новороссии стали превращать в «украинцев» — искусственную этническую химеру, цель которой раскол единой русской цивилизации и война русских с русскими, которые были заморочены и утратили понимание своей национальной принадлежности, по принципу «разделяй и властвуй».
Благодаря действиям троцкистско-интернационалистского крыла в партии большевиков Чечня снова стала проблемой для России. Мало кто об этом знает, но в 1920-1930-е годы, ещё до Великой Отечественной войны, Чечня стала «головной болью» для местных и центральных властей (
Чечня: от революции до депортации, 1917 — 1944 годы). Бандитизм, разбои, похищения людей, угон скота и регулярные большие и малые восстания стали обыденным явлением для этой области. Красной армии пришлось давить антисоветские восстания, сопровождавшиеся разгулом бандитизма: в 1920-1921 гг. и в 1922 г. были проведены войсковые операции по разоружению населения Чечни; в 1923 г. — операция по разоружению была продолжена; в 1924 году были проведены войсковая операция с целью подавления массовых выступлений чеченцев и ингушей и очередная операция по разоружению чеченского населения.
В информационном обзоре 9-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах дислокации частей корпуса в июле-сентябре 1924 г. отмечалось: «…Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддается учету...». В 1925 году войска Северо-Кавказского военного округа под командованием И. Уборевича провели очередную операцию по разоружению чеченцев.
После этого наступило некоторое затишье. Чечня снова вспыхнула в 1929 году. Оперативная группа войск СКВО и подразделений ОГПУ начали операцию по ликвидацию бандформирований. В ходе операции сотни бандитов были убиты и арестованы. В 1930 году советским войскам снова пришлось начать операцию по ликвидации бандитизма в Чечне и Ингушетии. В операции участвовало до 5 тыс. человек. В 1932 года войска СКВО опять проводили войсковую операцию в горных районах Чечни и Дагестана. Объединение Чеченской и Ингушской автономных областей в Чечено-Ингушскую АО привело к некоторому затишью. В 1937-1939 гг. — очередное обострение, боевые действия по ликвидации бандформирований. В 1940 году началось антисоветское восстание во главе с Х. Исраиловым, восстание продолжалось и в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война.
Во время Великой Отечественной войны, кроме массового бандитизма, ЧИАССР «отличилась» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии, саботажем и переходом на сторону бандитов местного руководства внутренних дел. По сути, в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства.
По законам военного времени советская власть могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников весьма жестко, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако сталинский СССР в очередной раз показал пример великодушия и стремления больше использовать воспитательные меры, а не карательные. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание (подробнее в статьях
Миф о несправедливости выселения чеченцев и ингушей в 1944 году; Операция "Чечевица"). ЧИАССР была ликвидирована, образована Грозненская область.
Чеченский народ получил шанс на перевоспитание. Однако процесс приостановил Хрущев. В 1957 году Чечено-Ингушская АССР была восстановлена, в её состав включили новые русские районы — Наурский и Шелковской районы, ранее входившие в состав Ставропольского края и населённые в основном русскими. В целом если бы СССР сохранили, процесс перехода от присваивающего к производящему типу хозяйствования успешно завершился. Чеченцы стали бы обычным советским народом со своими этнографическими особенностями (танцами, одеждой, пищей и т. д.).
Однако развал СССР прервал этот процесс. Перевоспитание не было завершено. Чечня снова отметилась всплеском бандитизма и религиозного экстремизма, став орудием внешних сил, желающих запустить процесс развала России. Очаг разложения удалось потушить только в ходе двух войн — 1994-1996 и 1999-2000 гг. (контртеррористическая операция продолжалась до 2009 года). Но стабильность в Чечне до настоящего времени поддерживалась только за счёт привилегированного финансирования и жесткой диктатуры Рамзана Кадырова, который подавляет признаки религиозного экстремизма и бандитское подполье. Корни же проблемы никуда не делись. Последний теракт в Грозном — это напоминание о том, что ситуацию только «заморозили». Без коренного преобразования всей России, включая Кавказ, особенно в условиях начала мировой войны, проблема ещё о себе напомнит.
Вас заинтересует
Когда мир хуже войны
Что делать с «украинским рейхом
Уроки Беслана
Победы Кавказской кампании Восточной войны
Почему мы теряем Северный Кавказ