Перспективы Ка-52К без "Мистралей"
или палубники без ДВКД...
Вот
аренда авто в москве.
Разговоры о создании морской модификации вертолета Ка-52 «Аллигатор» начались в период, непосредственно предшествующий подписанию контракта на строительство во Франции десантно-вертолётных кораблей-доков (ДВКД) типа Mistral для ВМФ России.
В это время Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» уже выпускала серийные боевые машины Ка-52, которые проходили опытную войсковую эксплуатацию в 344-м Центре боевого применения и переучивания лётного состава Армейской авиации в Торжке, а так же в третьей вертолетной эскадрилье 575-й авиационной базы второго разряда в Черниговке. Вертолеты Ка-52, предназначенные в основном для выполнения задач по наземным целям, имели и соответствующий интегрированный бортовой комплекс, включающий в себя радиолокационную станцию «Арбалет-52» и гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-451 — позволяющий обнаруживать цели на большой дальности и применять по ним управляемое оружие.
В 2008 году Генеральный конструктор ОКБ «Камов» Сергей Викторович Михеев, на мой вопрос относительно развития «флотской» темы, ответил буквально следующее (привожу полную версию):
-Флотская тема, безусловно, будет развиваться. Так уж случилось, что за последние 20 лет мы ничем не помогали флоту - не потому, что мы этого не хотели, просто сокращались объёмы финансирования. Накануне 90-х годов мы в полном объёме закончили переоснащение флота вертолётом Ка-27. Но сегодня мы видим переоценку нашего поведения на акватории Мирового океана. Вновь поднимается вопрос нашего присутствия, для нас эта задача знакома, мы все эти проблемы проходили в 70-80-х годах. Но сегодня флот становится другим - нового поколения, меньшего водоизмещения, большей напряжённости кораблей, больших скоростей движения. Это требует уже совершенно нового подхода. Вертолёт останется необходимой принадлежностью боевого корабля, но он должен быть спроектирован уже с учётом всех сегодняшних обстоятельств. Я думаю, что следующий корабельный вертолёт будет в пределах 10 тонн. На Ка-27 у нас вышло уже за 12,5 тонны, новая машина вернётся к классу вертолёта Ка-25, который весил 7,2 тонны. С точки зрения выполняемых задач новая машина превзойдёт Ка-25. Это развитие боевого комплекса, средств радиоэлектронного оборудования. Машина станет более многоцелевой. В прежние годы основной задачей корабельного вертолёта была борьба с подводными лодками, а сегодня развитие техники приводит к тому, что вертолёт сможет выполнять и другие боевые задачи. С корабельными вертолётами всё достаточно интересно развивается: сегодня на флоте нет ни одной боевой задачи, в которой вертолёт не используется как технологическое звено. Вертолёт-целеуказатель, вертолёт-спасатель, боевая машина, наносящая огневой удар.
Здесь нужно отметить, что интервью было предназначено для закрытого, ведомственного издания, что подразумевало высокую степень открытости респондента.
Из ответа генерального выходило, что за три года до подписания контракта на строительство ДВКД, разработчик вертолетов по новому «палубнику» имел только общее представление, не привязанное к конкретному имеющему типу машин.
Первые разговоры о создании палубной версии сухопутного Ка-52 начались в кулуарах военно-промышленного комплекса в 2010 году.
В июне 2011 года был подписан контракт на строительство двух ДВКД, а в октябре 2011 года в Баренцевом море камовцы провели летно-технические испытания, направленные на установление возможностей базирования вертолета Ка-52 на боевом корабле. В ходе этих испытаний Ка-52 производил посадку и взлет с вертолетной площадки большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков». Впоследствии Ка-52 производил посадку и взлет с ДВКД Mistral во время пребывания корабля в Санкт-Петербурге на военно-морском салоне.
В 2011 году разработчик определил предварительный облик корабельного варианта вертолета, который получил наименование Ка-52К (корабельный). Основные отличия от сухопутной версии заключались в наличие складных лопастей и крыльев, надувных баллонет на случай аварийной посадки на воду, а так же модернизированной системы кондиционирования воздуха, адаптированной для использования в морских условиях. Позже разработчик рассказал о намерении поставить на корабельную версию вертолета систему автоматической посадки. Уже в процессе строительства вертолета, было изменено место установки заправочной горловины.
Ка-52 в цехе окончательной сборки авиакомпании "Прогресс". Фото автора
В 2011 году на «Прогресс» начала поступать конструкторская документация на Ка-52К, и предприятие приступило к подготовке производства этих машин. Изначально предполагалось, что пять серийных вертолетов будут готовы к концу 2014 года, к моменту прибытия первого ДВКД в Россию.
В 2013 году с главного стапеля на «Прогрессе» сошел первый фюзеляж Ка-52К, который поступил в цех окончательной сборки. Руководство предприятия неоднократно заявляло, что Ка-52К поступит на государственные испытания еще в 2014 году, однако, по разным причинам, до конца 2014 года ни один Ка-52К на «Прогрессе» в воздух так и не поднялся. Одной из причин, озвученных вертолетостроителями не для общественности, стала неясность окончательного облика корабельной машины, из-за чего разработчик постоянно требовал от завода-изготовителя внесения вновь принятых конструктивных изменений, что затрудняло доведение вертолета до лётного состояния к установленным срокам.
В октябре 2013 года в Москве в результате разрушения тяги несущего винта потерпел аварию вертолет Ка-52 (серийный № 01-03). Известно, что в тот день вертолет выполнял полет в рамках испытаний системы кондиционирования воздуха (СКВ), которую предполагается ставить не только на морскую версию вертолета, но и на все остальные машины типа Ка-52 (было принято решение создать новую СКВ, единую для сухопутных и морских машин). Позже в СМИ было заявлено, что новая СКВ успешно прошла государственные испытания.
В конце 2013 года, во время посещения авиакомпании «Прогресс», заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что государство подписало контракт на строительство «Прогрессом» 32 вертолетов Ка-52К, которыми предполагается вооружить авиационную группировку, базирующуюся на ДВКД «Владивосток» и «Севастополь».
Перспективы Ка-52К, применяемого с ДВКД, видятся такими: это боевой ударный вертолет, основной задачей которого является огневая поддержка действий морского десанта при захвате прибрежной полосы. В рамках данного боевого применения Ка-52К способен разведывать и уничтожать бронированные, подвижные и стационарные береговые цели противника, в первую очередь — подвижные противокорабельные ракетные комплексы, зенитные ракетные комплексы, танки и артиллерию противника — на дальности действия ПТУР «Вихрь», «Штурм» или «Атака». Ожидается, что в составе авиационной группы ДВКД будут находиться также транспортно-десантные вертолеты Ка-29ТБ, способные выполнять задачи по перевозке личного состава. Назывался и численный состав авиагруппы на одном ДВКД — 8 вертолетов Ка-52К и 8 вертолетов Ка-29ТБ.
Исходя из заявленной дальности полета, ударные Ка-52К смогут наносить огневое поражение противнику, находящегося на берегу, за пределом дальности действия береговых противокорабельных ракетных комплексов, что обеспечит необходимую боевую устойчивость десантному конвою непосредственно перед началом высадки десанта.
О действиях же по морским целям нужно сказать особо. Предполагается, что вертолеты Ка-52К будут способны использовать главное противокорабельное оружие вертолетов — ПКР Х-35, являющейся штатным оружием для вертолетов Ка-27 и Ка-28 и способной поражать корабли и суда водоизмещением до 5 тысяч тонн.
ПКР Х-35 в полете. Фото с сайта http://www.newsru.com
Ракета Х-35 в «вертолетном» варианте имеет вес 610 кг, что соответствует разрешенной нагрузке на внутренних пилонах вертолетов Ка-52. Исходя из разрешенной максимальной нагрузки, вертолет Ка-52К получает возможность нести как минимум две такие ракеты, и соответственно — поражать цели на дальности до 260 км. В данном случае ударные возможности Ка-52К будут определяться не только наличием на его борту ПКР, но и интегрированными с ним средствами освещения обстановки — вертолетами ДРЛО Ка-31 или имеющимися в настоящее время космическими системами морской разведки и целеуказания. Такой вариант использования Ка-52К позволит значительно усилить «противокорабельные» возможности ДВКД.
Система «Вертолет — ДВКД» вроде бы ясна и понятна. Место Ка-52К в ней определено вполне достойное и значимое. Совсем иначе будет выглядеть ситуация, если все же Франция, как она сейчас заявляет (декабрь 2014), не отдаст России построенные корабли.
Найдётся ли вертолету Ка-52К место в системе вооружения ВМФ России?
Отвечаю сразу — найдется!
Первоначально ДВКД были ориентированы на Тихоокеанский регион, где у России существуют не урегулированные территориальные споры с Японией, а так же на Арктику, значение которой сегодня понимают все. В конструкцию ДВКД, предназначенных для России, даже были введены конструктивные изменения, касаемые усиления корпуса с целью придания кораблю возможности плавания в ледовых условиях северных широт. Два ДВКД («Владивосток» и «Севастополь») были ориентированы, в первую очередь, для обеспечения контроля над островами Курильской гряды — которые и являются камнем преткновения в российско-японском политическом диалоге. Имеющиеся на ТОФе четыре больших десантных корабля («Ослябя», «Пересвет», «Николай Вилков» и «Адмирал Невельской») сильно изношены и, как следствие, не в полной мере способны осуществлять маневр десантными соединениями флота на Курилах. Если выражаться точнее, то из-за малого количества и изношенности наличных БДК, 155-я бригада и 3-й полк морской пехоты ТОФ имеют ограниченные возможности для оперативного маневра. Не случайно в этой связи в ВВО постоянно проходят учения по переброске войск на острова не только с помощью БДК, но и с помощью авиации (в том числе и гражданской), а так же гражданских судов. Понятно, что Курильская гряда отграничивает исключительную экономическую зону Охотского моря (признанную международным сообществом в начале 2014 года) и, следовательно. представляет собой объект повышенного интереса — как нашего, так и японского (с кем у нас нет мирного договора). А ведь Охотское море — это шельф, это рыба, это огромные ресурсные возможности. Из всего сказанного выходит, что Курилы любой ценой должны оставаться нашими. И наличие двух ДВКД, способных нести до батальона морской пехоты, коренным образом меняло расстановку сил в регионе. Особенно, если на борту этих ДВКД имеется авиагруппа, способная не только «работать по берегу», но и умеющая бороться с кораблями противника (ракетами Х-35).
И вот теперь нам стало известно, что ДВКД на ТОФ не придут. Незадолго до официальной церемонии передачи ДВКД «Владивосток» военно-морскому флоту России, в силу изменившихся геополитических реалий, «Владивосток» получил новое место прописки (или, если угодно, «порт приписки») — российский город Севастополь. Я не буду в рамках этой статьи рассказывать о военном значении Севастополя — это и без меня всем ясно. Просто признаем — в существующей обстановке «Владивосток» там нужнее. Вместе с авиационной группой, которая, кстати сказать, использует корабль как место временного пристанища, имея основную базу на берегу.
В советское время, когда на ТОФе было два авианесущих красавца - «Минск» и «Новороссийск», на аэродроме Пристань, что под Романовкой, базировался 311-й отдельный корабельный штурмовой авиационный полк, вооруженный самолетами вертикального взлета и посадки Як-38. В Новонежино базировался 710-й отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк, который имел на вооружении вертолеты Ка-25, Ка-27 и их модификации. Эти полки «жили» на «земле», и на кораблях их «летающие представители» оказывались только на время выполнения кораблем задач боевой службы. Так и под ДВКД в Приморье должен был быть сформирован отдельный корабельный вертолетный полк, куда должны были войти вертолеты Ка-52К и Ка-29ТБ. Сегодня, очевидно, говорить об этом мы можем только в плоскости фантазий.
И вот Олланд заявил о невозможности передачи России построенного в Сен-Назере ДВКД «Владивосток».
Что мы имеем в итоге? А в итоге — экипаж «Владивостока» готовится убыть домой, экономисты считают ущерб, юристы готовят претензии, а первый Ка-52К с серийным номером 01-01 в это время готовится к передаче на лётные испытания. Как бы там ни было, камовцы намерены довести вертолет до литеры «О», рекомендующей его к принятию на вооружение.
Итак, Ка-52К без ДВКД.
В ситуации, когда нет ДВКД, морской Ка-52К не утрачивает заложенных в него боевых возможностей. В том же Тихоокеанском регионе, он вполне достойно сможет нести службу на тех же самых Курильских островах, обеспечивая группировку российских войск своими ударными возможностями. Да, он остается прекрасным штурмовиком, способным работать по наземным целям, но при этом он так же способен работать и по целям надводным — с помощью противокорабельных ракет Х-35, отодвигая дальше от берега рубежи огневого воздействия по кораблям противника. Войсковая эксплуатация вертолетов Ка-52 показала его способность длительное время действовать в отрыве от основных баз, а это значит, что, к примеру, имея основной базой аэродром Буревестник, звенья или пары Ка-52К могут быть рассредоточены по всем островам Курильской гряды, и спокойно летать над морем, раздражая японских «соседей» своим присутствием.
Так же ничего не мешает использовать Ка-52К с боевых кораблей, имеющих вертолетные площадки, например, с тех же тихоокеанских противолодочных «адмиралов» пр. 1155, не имеющих в составе своего вооружения «длинной противокорабельной руки».
Так что, проект Ка-52К вполне актуален и без французских ДВКД. И, кроме того, сегодня в недрах разработчика рождается еще одна корабельная версия «Аллигатора». Новый вертолет, за основу которого взят Ка-52К, не будет иметь ударного вооружения. Он будет лишен даже автоматической пушки. Это будет вертолет дальнего радиолокационного дозора. По бокам корпуса, а так же впереди и сзади, будут установлены неподвижные ФАР (в отличие от подвижной антенны вертолета Ка-31), что в совокупности с потолком в пять километров, позволит новому вертолету освещать надводную обстановку на дальности более 290 километров. А это, в свою очередь, позволит придать корабельным группировкам российского ВМФ еще большую боевую устойчивость.
Вас заинтересует
"Ночные охотники" и "Аллигаторы": российские боевые вертолеты
В порт Сен-Назер прибыла кормовая часть корабля типа «Мистраль
Российские моряки приступили к изучению «Мистраля
Зарубежные специалисты о ситуации с «Мистралями
«Мистрали