Одна из наиболее обсуждаемых тем последних нескольких дней, связанная с процессами на постсоветском пространстве, касается визитов глав Белоруссии и Казахстана в Киев, и последующая встреча с Владимиром Путиным и другими президентами стран ЕАЭС и ОДКБ в Москве. Первоначальная реакция на визит Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева в вотчину Петра Порошенко, выражавшаяся заявлениями о «двуличности» белорусского и казахстанского лидеров, высказанная в СМИ и блогах, сменилась более прагматичными заявлениями и адекватной ситуации аналитикой. Эмоции сменились осознанием.
Над мнением тех, кто высказывал слова о «двуликих Янусах» из Минска и Астаны, начали преобладать высказывания о политике Казахстана и Белоруссии, которая уж точно никак не идёт в обход Москвы.
Риторика в отношении визитов президентов Республики Беларуси и Казахстана к Порошенко изменилась, главным образом в связи с тем, что оба президента сразу же после этого визита оказались в Москве. Случайное совпадение? Банально, но не может в этом вопросе быть случайностей. Вполне очевидно, что встречи за закрытыми дверями, которые вели по отдельности Лукашенко и Назарбаев с Порошенко, были изначально согласованы и с Москвой тоже. Если протокольная часть была освещена в плане решения вопроса о поставках в «незалежную» экибастузского угля (из Казахстана) и торгово-экономических связей Киева и Минска, то подводная часть айсберга так и осталась скрытой в мутной политической воде. И, есть мнение, что именно эта часть сегодня и является тем, что может существенно повлиять на ситуацию, связанную с украинским конфликтом.
Есть ли в этом плюсы для России? Есть, конечно. При всей громогласности высказываний того же Александра Григорьевича, отдающих на первый взгляд обидой на Россию и даже некой неприязнью к существующему положению интеграционных процессов, на деле-то получается, что Киеву объявляют следующее: ты посмотри - у нас в ТС (а потом и в ЕАЭС) всё честно – если проблемы есть, то они обсуждаются, и на этом основании ведётся поиск компромисса, причём на равных. Киеву объявили, что Таможенный союз и Евразийский экономический союз, им (Таможенным союзом) порождённый, – это живой организм, у которого все органы функционально равны, и нет органов, которые «равнее» прочих. Если есть, что критиковать, то есть и критика, она не замалчивается, а демонстрируется всем участникам интеграционного процесса и всем сторонним наблюдателем. Тонкий намёк на то, что далеко не во всех экономических и политических конгломератах есть возможность такую критику оглашать. Действительно, и почему это главы ЕС, который из-за антироссийских санкций вынужден констатировать подъём уровня безработицы и замедление темпов экономического роста, не критикуют, к примеру, США… Так где же после этого реальный «совок» - в ЕАЭС или всё-таки в ЕС? Где цензура и политическая зашоренность?.. Лукашенко захотел – Лукашенко сказал, и все поняли, что где-то конструктивно нужно что-то менять, чтобы выйти на большее доверие. А есть ли возможность у Порошенко поднимать такие вопросы относительно Евросоюза, в который он «интегрирует» Украину без особого желания со стороны самого Евросоюза… Ответ на этот вопрос очевиден.
Лукашенко (на заседании глав стран, которые в ближайшее время станут членами ЕАЭС):
Все страдали, Владимир Владимирович, что Путин не будет встречаться с Лукашенко, потому что… вот он… по каким-то причинам… Не страдайте! Мы с Владимиром Владимировичем обсудили весь комплекс проблем, связанных с белорусско-российскими отношениями. Он не такой уж и сложный, если президенты берутся за этот комплекс, он всегда решался. Мы не первый год президентами работаем. Решаются эти проблемы и сегодня, не надо вокруг этого создавать ажиотаж.
Полная версия выступления президента Белоруссии на саммите ЕАЭС (в название ролика на Youtube ошибочно написано о встрече в рамках ОДКБ, но это не ОДКБ, а именно ЕАЭС):
Что вынес для себя из встречи с Лукашенко и Назарбаевым президент Украины Порошенко? Если говорить об общественных подвижках, то один из результатов таких встреч – возобновление Минских переговоров, на которых уже многими был поставлен крест. Очередной раунд переговоров в прежнем формате был проведён в среду в белорусской столице. По этому поводу можно снова высказывать слова критики – мол, опять этот Кучма, опять этот Зурабов, опять «слив Новороссии», лучше бы «русские танки, утюжащие Киев», но такие заявления вряд ли сегодня более конструктивны, нежели крики укрозомби о «великой перемоге» и «украинских танках на Красной площади». Нужно учитывать, что Минские переговоры не меньшей критике подвергаются и с украинской стороны, однако нужно не выходить за рамки реализма и понимать, что сейчас именно такие встречи могут сыграть свою положительную роль, по-настоящему отделяя укрорадикалов от реальной власти. Чем большим окажется раскол между украинской радикальной сворой и вполне умеренными силами, тем меньше шансов у радикалов добиться своих целей и окончательно повергнуть украинское государство в хаос анархии, которая перехлестнёт через рубежи.
Ясно, что на возобновление переговорного процесса Порошенко пошёл именно после встреч с белорусским и казахстанским лидерами. А если так, то это говорит о появлении вполне однозначного направления на поиск компромисса. Порошенко, безусловно, не белый рыцарь - на нём кровь жителей Донбасса, и эту кровь никто не собирается забывать, но именно посредством Порошенко сегодня и следует отторгать откровенных радикалов от политического процесса на Украине. Порошенко – в первую очередь делец, эту жилку глупо не использовать в целях прекращения кровопролития на Донбассе. И дельцу показывают, где именно у него есть реальный шанс свои «природные таланты» реализовать. На бесчисленные кредиты под драконовские условия такие «таланты» не реализуешь – если только «всё украсть и свалить». Но мечта всей жизни Порошенко была именно в том, чтобы стать во главе государства – на любых условиях. Теперь, когда его мечта сбылась, Порошенко ненавязчиво предлагается визуальная альтернатива – мягко (мягкая сила) подвигается «второй стул» - а вдруг пересядет… Если не пересядет, то по крайней мере и не оттолкнёт ногой. И ведь не оттолкнул… Главное бы снова не на двух стульях одним президентским седалищем…
Да – можно взять и сейчас повести танки на Киев, снести и Порошенко, сровнять с землёй Раду и кабмин… Но это будет самое глупое решение, которое может быть принято сегодня. Если бы к этому шло дело, то вряд ли понадобилась бы посольская миссия того же Назарбаева, умеющего взвешивать каждое слово, и Лукашенко, которому мы часто ставим в упрёк то, что, мол, Бацька не признал Крым российским. А стали бы Лукашенко слушать в Киеве, если бы он Крым признал? Фактически позиция Лукашенко, при всей её кажущейся провокационности, и здесь является проводником российских интересов. Послание таково: у нас (в ЕАЭС) каждый имеет право на собственное мнение, у нас реальная свобода в отношении к тому или иному политическому событию, у нас гораздо больше демократии, чем там, где «цэ Эуропа». И адекватные люди на Украине (а таких, несмотря на всю майданную истерию, по-прежнему большинство) не могут этого не замечать. И ведь замечают, и ведь выходят на митинги, и ведь протестуют, называя нынешние власти ещё больше коррумпированными и менее адекватными, нежели власти эпохи Януковича.
Такой процесс не может оказаться завершённым в одночасье, но он, тем не менее, даёт надежду на торжество тех, кто не потерял от вони горящих майданных шин голову окончательно. Самое печальное в том, что затянутость такого процесса отнимает человеческие жизни на Донбассе… А вот в этом случае именно Порошенко и есть тот человек, который может по праву войти в историю страны, как лидер, остановивший братоубийственную войну и принявший сторону не кучки зомби, а трезвомыслящего большинства. Такого шанса у Петра Алексеевича больше может и не появиться.