<!--
TEnd
-->
Да за кого они себя принимают, эти самонадеянные экономики - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка?
Так можно резюмировать чувства в США, Европе и Японии в момент, когда страны БРИКС рассматривают создание нового банка развития, который может бросить вызов Всемирному банку и Международному валютному фонду. Это все напоминает об Элис Амсден, экономисте Массачусетского института техологии, которая умерла в прошлом году, и о ее книге 2001 года - "Подъем остальных".
<!--
[CDATA[<!--
google_ad_client = "pub-3312766694140009";
google_ad_slot = "4744969083";
google_ad_width = 468;
google_ad_height = 60;
//--
-->
<!--
[CDATA[
]]
-->
Самые богатые страны могут беспокоиться о таком повороте событий, когда находящиеся на периферии мировой экономической системы начинают рассматривать себя как ее ядро. Или же развитые страны могут посмотреть в зеркало и подумать о том, как их действия помогли ускорить эти изменения.
Возьмем, к примеру, успех Японии в ослаблении йены на 17% за последние шесть месяцев, чтобы стимулировать свой экспорт. Это вызвало в Китае и других странах разговоры о возвращении валютных войн. Беспокойство по поводу нестабильности обменных курсов, подрывающей торговлю и экономический рост, является в значительной степени причиной того, почему страны БРИКС, авангард "остальных", хотят использовать свои совокупные валютные резервы в 4,4 триллиона долларов для защиты своих экономик и усиления своего международного влияния.
Резкое снижение йены совпало с искажениями МВФ, который изворачивается, да еще как, чтобы сохранить евро. Стоит ли обращать внимание на то, что еврозона, возможно, слишком беспорядочна и несовместима, чтобы ее спасти. Забудьте, что Кипр не следовало вообще включать в это предприятие, или что уровень безработицы в 50% среди молодежи в Испании делает эту четвертую экономику еврозоны потенциальной бомбой замедленного действия. МВФ, которым управляет бывший министр финансов Франции Кристин Лагард, решительно настроен сделать нежизнеспособное в Европе жизнеспособным.
Проблема восприятия
Это создало большую проблему восприятия, чем МВФ и Всемирный банк осознают. Если вы являетесь таким мировым лидером как Дилма Руссеф из Бразилии, Владимир Путин из России, Манмохан Сингх из Индии, Си Цзиньпин из Китая или Джейкоб Зума из Южной Африки, захотите ли вы поддерживать такую евроцентричную систему? Действительно ли наша система, происходящая из Бреттон-Вудса и сформированная в середине прошлого века, в интересах пяти все еще развивающихся стран с 43% мирового населения? Останется что-нибудь у МВФ, если, скажем, в Индии случится кризис?
Не прошло незамеченным и то, что к Европе в Азии относятся совсем по-другому после 1997 года. В то время МВФ запугал Азию до принятия жестких реформ, которые усугубили ее кризис. Фонд потребовал повышения процентной ставки, укрепления валют и ужесточения финансово-бюджетной политики, одновременно заставив Таиланд, Индонезию и Южную Корею позволить слабым банкам обанкротиться. Когда Малайзия ввела контроль над движением капитала, она подверглась яростной критике. Европа же получила льготный билет на все вышеупомянутое.
То же самое произошло, когда Уолл-стрит потерпел крах десятилетие спустя. Министерство финансов США оставалось безучастным зрителем, пока контрольно-надзорные органы, банки и ведущие корпорации уклонялись практически от каждого предписания, которое оно выдавало управленцам в Азии, Латинской Америке и восточной Европе. Сюда относится клановый капитализм, когда ведущие банкиры переходят на высокопоставленные должности в федеральном правительстве, чтобы затем вернуться на Уолл-стрит через несколько лет. В качестве способа решения проблемы Ричард Фишер, президент Банка Федерального резерва в Далласе, давно рекомендует расчленить слишком-большие-чтобы-обанкротиться банки.
Почему МВФ не требует того же от администрации Обамы? Почему МВФ всегда поддерживает спасение экономики Греции, которая ничему не научилась на своих ошибках? Как вышло, что Кипр с его экономикой размером с экономику штата Вермонт привлекает безраздельное внимание Лагард в мире, где полно финансовых и политических рисков? Не следует ли "группе семи" стран отчитать Японию за ее политику в отношении йены или отрицание Европой масштаба ее проблем? Вы можете теперь увидеть, почему страны БРИКС хотят иметь свой собственный МВФ - организацию, которая поддерживает экономики без лицемерия.
Китай прежде всего
Это правда, что Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке еще далеко до жизнеспособного экономического блока, который рекламируют его члены. Когда инвесторы говорят о странах БРИКС, они часто имеют ввиду деньги Китая и его ненасытный аппетит в отношении сырьевых товаров других. Их политические системы и экономическая философия настолько же сильно расходятся, как и их неотложные потребности как стран.
Это не помешало членам блока настолько серьезно воспринять аббревиатуру, придуманную экономистом группы "Голдман Сакс" Джимом ОНилом, что они проводят уже свой пятый саммит. Также это не помешало им добавить пятого члена. Странно, что им стала Южная Африка, а не, скажем, Индонезия или Южная Корея, у которых намного более крупные экономики.
И все же в то время как эти развивающиеся экономики начинают действовать самостоятельно, богатые страны несут за это некоторую ответственность. Чиновники в США, Европе и Японии много говорят об изменении баланса в глобальной экономике; об увеличении влияния развивающихся стран при принятии решений; о том, что надо позволить рынкам определять обменные курсы; о снижении барьеров для торговли и капитала; и о большей прозрачности. Но как минимум с 2007 года они чаще всего играли по другим правилам.
Доверие надо заслужить, даже если ваша экономика находится среди тех, что приводили в действие рост мировой экономики в течение большей части прошлого столетия. Если страны-члены "группы семи" хотят, чтобы сегодняшние выскочки присоединились к ним в духе будущего процветания, они должны излучать искренность. Страны БРИКС должны верить, что мировые экономические механизмы работают на них. Если нет, то те, кто является частью "остальных", создадут свое собственное пространство.
Вас заинтересует
Семёрка, да не та!
Рассвет над Азией
Банк БРИКС и заявление Джен Псаки
Страны БРИКС готовятся сказать доллару «до свидания
Россия и "мягкая сила"