60 лет назад, 15 января 1955 года, руководство КНР приняло решение о создании собственного ядерного арсенала. Председатель КНР Мао Цзэдун просил советское руководство помочь наладить производство ядерного оружия в Китае, но Москва первоначально ответила отказом, пообещав, что в случае атомной угрозы Советский Союз возьмет китайское государство под защиту своего ядерного зонтика. Тогда 15 января 1955 года на заседании секретариата ЦК КПК китайское руководство приняло решение о развитии собственного военного атомного проекта.
Из истории ядерного оружия КНР
Военно-политическое руководство Китайской Народной Республики с самого начала становления социалистического государства исходило из того, что страна должна иметь полноценные вооруженные силы, имеющие в арсенале ядерное оружие. «Великий кормчий» Мао Цзэдун говорил: «В нынешнем мире мы не можем обойтись без этой штуки, если хотим, чтобы нас не обижали». Китай мог получить статус великой державы, только обладая ядерным оружием. А Пекин претендовал на особую роль в мире. Мао Цзэдун даже поставил цель глобального лидерства.
В китайском атомном проекте приняли участие сотни китайцев, проживающих за границей. Физики Ван Ганьпан и Чжао Чжуняо из Калифорнийского университета (последний работал и в советской Дубне), математик Хуа Логэн из университета штата Иллинойс, после долгих лет жизни за границей, оказались в Китае и внесли серьёзный вклад на первом этапе атомной программы. Китайские учёные, получившие образование и опыт за границей, привезли в страну многие секреты. Собственно, с того времени ничего не изменилось. Китайская иностранная община по-прежнему оказывает большое влияние на родину и связана с ней тысячью нитей. Китайцы не ассимилируются в «Большом Вавилоне», сохраняя свою самобытность.
В начале 1950 г. в составе Академии наук КНР был учрежден Институт современной физики. В 1953 году китайская делегация отправилась в СССР для расширения знаний в сфере атомных технологий. Во время визита Никиты Хрущева в Китай в октябре 1954 года Мао Цзэдун впервые обратился с просьбой помочь КНР в деле создания ядерного оружия. Первоначально Хрущёв отказался помогать Китаю в деле создания ядерной бомбы, так как у страны не было необходимой для этого научной и промышленной базы, и серьёзных финансовых средств, которых требовала атомная программа.
Внешнеполитическая ситуация заставила Пекин продолжить курс на создание ЯО. В ходе Корейской войны 1950-1953 гг. Китай вступил в прямой конфликт с США. Проблема Тайваня также была постоянным поводом для конфликта с США. В ходе китайско-американского столкновения в Тайваньском проливе 1958 года Пекин получил угрозу США применить ядерное оружие против КНР.
Китайское руководство проявило настойчивость в деле создания ЯО. Хрущёв часто бросался из крайности в крайность и в итоге согласился помогать Пекину в развитии атомного проекта. В 1954 году на Тоцком полигоне было проведено масштабное общевойсковое учение с применением ЯО. На учениях присутствовали министры обороны союзных СССР стран. Среди гостей были заместитель председателя КНР Чжу Дэ и министр обороны Пэн Дэхуай. 5 января 1955 года на заседании секретариата ЦК КПК китайским руководством было принято решение о разработке и создании собственного ядерного оружия.
20 января 1955 года было подписано соглашение, предусматривающее совместные геологические исследования в Китае (в Синьцзяне) и разработку урановых рудников. Советский Союз решал задачу увеличения урановой базы, поэтому Китай обязался в обмен на предоставленную помощь в геологоразведке передавать излишки урана советской стороне. В поисках урановых залежей участвовали советские и китайские специалисты, а также учёные из Восточной Европы. Это позволило выяснить, что Китай имеет хорошую урановую базу. Наибольшие запасы урана располагались в Синьцзяне, где в 1957 году в районе города Чугучак начали разрабатывать урановое месторождение.
7 апреля 1956 г. было заключено соглашение об оказании Москвой помощи Пекину в строительстве новых гражданских и военных объектов, среди них был и завод по производству ЯО. В этом же году ЦК компартии Китая принял решение «о развитии атомной энергетики». Среди приоритетов программы было создание атомной бомбы и стратегических ракет (средств доставки). В конце 1956 г. в Китае создали «атомное министерство» — т. н. «Третье министерство машиностроения» (в 1958 г. оно стало Вторым), ставшее аналогом советского Средмаша. Курировал проект «китайский Берия» — глава госбезопасности Кан Шэн.
В целом современная китайская военная промышленность и атомный проект родились в 1950-е годы при помощи СССР. По сути, Москва создала современный по тем временам военно-промышленный комплекс КНР, способный производить практически весь спектр вооружений. Так, советские специалисты построили в Китае более семи сотен полноценных заводов со всей инфраструктурой и оборудованием, 97 научно-технологических центров и 11 испытательных полигонов. В советских технических вузах по военным программам бесплатно обучили более 120 тыс. китайских студентов. Помощь Китаю в длительных командировках оказывали более 6 тыс. советских учёных, 85 тыс. разного рода технических специалистов. Только в сфере атомных исследований было задействовано около 10 тыс. советских специалистов. Многие построенные советскими специалистами и при их участии предприятия, включая авиационные комплексы в Шэньяне, Харбине, Сиане и Чэнду, танковый завод в Баотоу — завод №617 (Внутренняя Монголия) и т. д., до сих пор являются основной ВПК КНР. Москва передала Пекину лицензии на производство полного спектра вооружений и военной техники — от средств связи до самолетов.
Заложил СССР и атомный проект Китая, передав китайцам огромный массив документации и оборудования, которые необходимы для создания полного производственного цикла ЯО. Позаботился СССР и развитии ракетостроения в Китае. Китайцам были предоставлены образцы ракет «Р-1» и «Р-2», и технологии их создания.
Ещё в 1951 г. СССР стал принимать участие в развитие мирной атомной программы в Китае. В этом году между двумя странами было подписано секретное соглашение об оказании научно-технической помощи Китаю в области атомных исследований в обмен на поставки им урановой руды. В рамках этого соглашения Москва передала Пекину технологии по обогащению урана, строительству центрифуг и другие элементы производственного цикла. Надо сказать, что китайцы так и не смогли освоить самостоятельное производство центрифуг (на построенных советскими специалистами заводах). Их пришлось вместе с документацией завести из Москвы.
То же самое произошло с ракетными технологиями. Несколько лет китайцы пытались изготовить опытный образец и так не смогли. В 1957 г. между Москвой и Пекином было заключено ещё одно соглашение о передаче КНР советских ракетных технологий с полным циклом обучения китайских специалистов советскими учебными и научными заведениями. В рамках этого соглашения создали Пекинский институт физики и атомной энергии и начали строительство газодиффузионного завода по обогащению урана в Ланьчжоу. В Пекине на заводе № 601 запустили переданный Москвой экспериментальный тяжеловодный ядерный реактор мощностью 7 мегаватт и циклотрон. В 1958 году в районе озера Лобнор в Синьцзян-Уйгурском автономном округе был открыт ядерный полигон. Место выбрали советские специалисты.
СССР создал китайские стратегические силы, передав КНР средства доставки ЯО. Так, Поднебесной передали технологии создания и применения оперативно — тактических ракет наземного Р-1, Р-2 и морского базирования Р-11Ф. Советские специалисты на построенных СССР же заводах запустили процесс серийного производства ракет Дунфэн («Восточный ветер»), «проект 1059», по сути, это была копия советской баллистической оперативно-тактической ракеты Р-2. В 1957 году сформировали первую ракетную часть — учебную бригаду с советскими Р-2. В 1960 году создан боевой ракетный дивизион. К 1961 году Китай имел уже 20 полков, которые были вооружены ракетами «Дунфын-1» и Р-11 (китайское обозначение «тип 1060»). Китайская ракета Дунфэн 2 также была разработана на основе советских технологий.
Кроме того, благодаря Советскому Союзу Поднебесная получила и воздушную составляющую своих ядерных сил. Китаю передали технологию производства реактивных бомбардировщиков — фронтовых Ил-28 (в Китае «Хун-5») и дальних Ту-16 («Хун-6»). Они могли быть носителями ядерных бомб, тактического ЯО. Ещё раньше, незадолго до окончания Корейской войны, ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, произведенные непосредственно в СССР. Союз также передал Поднебесной поршневые стратегические бомбардировщики Ту-4. Китаю тогда передали 25 Ту-4. Стоит сказать, что китайская лицензионная копия Ту-16 — H-6, до сих пор стоит на вооружении китайских ВС. Т
ак Союз сделал Поднебесную ядерной державой, имеющей средства доставки ЯО. Китай получил статус великой державы благодаря Советскому Союзу.
Хрущёв не испытывал сомнений по поводу решения вооружить Поднебесную, хотя такой поток благодеяний, без ответных преференций, был не в стратегических и национальных интересах Советского Союза. Многие в СССР это понимали. Так советские учёные пытались саботировать этот процесс. Они хотели передать Китаю более старые проекты, чтобы серьёзно затормозить процесс развития атомной программы КНР. Однако саботаж обнаружили и Китаю передали наиболее передовые советские технологии. Причем вскоре произошёл разрыв отношений Москвы и Пекина.
Москва отказалась передать Пекину только технологии создания атомной подводной лодки. В 1958 году Пекин уже не первый раз попросил Союз помочь в деле создания современного флота оснащенного АПЛ. Однако Москва сообщила, что это дело новое, сложное и дорогое даже для Советского Союза. Москва предлагал проект совместного строительства атомного подводного флота. Китай обладал благоприятными условиями для базирования советских АПЛ. Однако Мао Цзэдун отказался рассматривать вопрос о создании инфтраструктуры для базирования советских АПЛ в Китае. «Великий кормчий» предлагал Москве оказать помощь в строительстве флота, «хозяевами которого будем мы». Фактический Хрущёв позволил китайцам сесть на шею Советскому Союзу. Мао считал, что в мирное время Москва должна помогать КНР «создавать военные базы и строить вооруженные силы».
В итоге Москва с Пекином рассорилась и перестала оказывать столь масштабную помощь своему азиатскому соседу. В 1960 году помощь со стороны Союза была свёрнута, а советские специалисты атомной отрасли отозваны из КНР. Это отрицательно сказалось на развитии ядерной программы КНР и, особенно на деле создания носителей для ЯО. Однако Китай уже мог создать ядерную бомбу самостоятельно. В 1964 году Китай испытал первую ядерную бомбу. В 1965 году произвели испытание ЯО со сбросом бомбы с самолета Ту-16. В 1966 г. первая китайская стратегическая баллистическая ракета «Дунфын-2» (созданная на основе советской Р-5М образца 1956 года) доставила 12-килотонный урановый боезаряд на дальность около 900 км. В 1967 году испытали первую термоядерную бомбу мощностью 3,3 мегатонны. Её сбросили с борта дальнего бомбардировщика Н-6 (Ту-16). В 1968 г. с фронтового бомбардировщика Н-5 (Ил-28) сбросили водородный заряд с тротиловым эквивалентом 3 мегатонны в виде тактической авиабомбы.
Таким образом, помощь СССР позволила Китаю стать четвёртой в мире термоядерной державой после СССР, США и Великобритании. В 1969 году в Китае было произведено первое подземное ядерное испытание. В конце 1960-х годов Поднебесная стала разворачивать стратегические бомбардировщики — носители ЯО.
Ухудшение отношений между СССР и КНР серьёзно замедлило развитие программ по созданию современных носителей ядерного оружия для китайских стратегических сил. Так, выпуск китайских стратегических бомбардировщиков Ил-28 (Harbin H-5) и Ту-16 (Xian H-6) удалось наладить только в 1967-1968 гг. Довольно долго Китай отставал в развитии носителей ЯО.
Без притока технологий с СССР-России и Запада Поднебесная не могла самостоятельно развивать и создавать новые передовые технологии.
Десятилетиями ракетно-ядерные силы КНР не могли совершить качественный скачок. Поднебесная продолжала эксплуатировать советские технологии, переданные в 1950-1960-х годах. Несмотря на внимание правительства и многомиллиардные капиталовложения Пекин так и не смог получить полноценную ядерную триаду, способную реально противостоять ядерному потенциалу России или США. Долго основу стратегических сил КНР составляли устаревшие и громоздкие жидкостные МБР.
Развал Советского Союза позволил китайцам поживиться на расхищении научно-технического наследия Красной империи. Технологии вывозились как с территории РФ, так и Украины.
В результате Китай смог обзавестись мобильными твердотопливными ракетами DF-31 и DF-31А («Дунфэн-31» и «Дунфэн-31-А»). Однако их боевые возможности ограничены из-за одной боеголовки, что снижает из возможности по преодолению ПРО. К тому же есть технологические проблемы, что замедляет процесс перевооружения ВС на новые ракеты. На основе украденных в России технологий (обвинять китайцев в этом не стоит, сами позволили украсть) был запущен проект создания твердотопливной МБР Дунфэн-41 (DF-41), которая имеет дальность 10-15 тыс. км и несет разделяющуюся головную часть (содержит до 10-12 боевых блоков). Эта ракета позволила бы КНР приблизиться к уровню России и США. Однако с учетом медленности развития ядерных программ КНР (с момента первого пуска до реального развертывания проходит обычно 20-30 лет), этого ждать не стоит. США по-прежнему способны испепелить большую часть ядерного арсенала КНР ещё до взлета, а уцелевшие ракеты не смогут причинить неприемлемого ущерба американской территории.
Ещё хуже дела обстоят со стратегическим подводным флотом. У Поднебесной долгое время была всего одна АПЛ, вооруженная стратегическая ракетами — подводная лодка проекта 092 «Ся». Её заложили ещё в 1978 г., на вооружении АПЛ БР средней дальности — 1700 км (модернизированные — 2500 км). Этот подводный ракетоносец не смог стать реальной боевой единицей, так как постоянно ломался и слишком шумный. Китай запустил строительство серии АПЛ проекта 094 «Цзинь», имеющих на вооружении 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км. При этом сами субмарины — копия советского проекта 1970-х годов 667 БДР «Кальмар». Кроме того, полностью украсть технологию производства советской АПЛ не удалось, поэтому по уровню шумности это второе поколение атомных ракетоносителей. В целом китайские АПЛ проекта 094 — это уровень СССР 1970-х годов. Стоит также помнить, что проект ещё не доведен до ума.
В стратегической авиации ситуация ещё более плачевная. Её основа — по-прежнему клоны советских самолетов Ту-16. Активно используя советско-русские «мозги», в 2011 г. китайцы приняли на вооружение новую модификацию Ту-16 — H-6K. Футуристические проекты Поднебесной по созданию нового стратегического бомбардировщика очень далеки от воплощения в жизнь.
H-6 ВВС КНР
Вас заинтересует
Как устроены стратегические ядерные силы Китая
Ядерная стратегия Китая: необходимый минимум
Китай запустил в серийное производство "пиратскую" копию российского палубного истребителя
Ядерные силы Индии
Китай пожинает плоды своих ошибок