Цель – предоставить бумагу, на которой будет указано, какой прирост качества знаний в среднем по тому или иному коллективу обучающихся зафиксирован в том или ином учебном заведении. Появилось даже правило (сначала оно было негласным, а со временем обрело и вполне документальные черты): если процент качества знаний (то есть число «пятёрок» и «четвёрок» в классе (группе, на курсе, потоке и т.п. за отчётный период) по учебной дисциплине отдельно взятого преподавателя меньше, к примеру, 50%, то такой преподаватель квалификацию повысить не сможет, даже если он - потрясающий профессионал своего дела. То есть человек не получит бумагу о том, что он на основании своей работы стал обладателем новой (более высокой) категории. А без бумажки…
Посыл чиновников от образования таков: у профессионала в классе троечников или неуспевающих вообще быть не может – пусть лучше учит, или он не профессионал! И что такому преподавателю остаётся делать, если с «отличниками» и «хорошистами» обнаруживаются объективные проблемы (даже чисто статистически – объективно статистически)? Выходов два: либо попадать в струю и «рисовать» оценки «хорошо» и «отлично» всем подряд (даже тем, кто самого учителя воспринимает как некое недоразумение, появляющееся в аудитории), либо из системы уходить, так как переломить складывающуюся тенденцию при всех заявлениях об «учёте мнения опытных педагогов» - это, скорее, фантастика…
Такая ситуация, при которой система образования делает упор не на реальную подготовку востребованных кадров, а на любование порой нелепой отчётностью, по определению не способна дать позитивных результатов. Откуда таким результатам взяться, если «корочка» специалиста, полученного выпускником вуза, часто не отражает ровным счётом ничего – ни уровня его подготовки, ни качества знаний, ни реальной готовности работать по той специальности, которая в дипломе указана.
Однако бумажная волокита, отчётность ради отчётности – это далеко не единственный негатив, который превращает современную систему образования в нечто аморфное и не всегда перспективное. Ещё одна немалая проблема – это сложности со стандартизацией. Дело дошло до того, что образовательные стандарты перестали быть даже «скелетами» дидактической деятельности, то есть основой того, как учить, чему учить, по каким принципам учить и т.п. Сегодня почти любая образовательная организация имеет возможность писать фактически любые образовательные программы, пользоваться любыми учебниками и пособиями, основываться на любых «авторитетных» материалах при определении направления своей деятельности.
Множественность использования учебников в школах просто поражает воображение. Так, в 2012 году для школ Российской Федерации было издано (внимание!) 8600 наименований учебной литературы. Другими словами, на каждую учебную дисциплину изданы десятки учебников и пособий, которые вместе решают вовсе не задачу повышения уровня образования, а задачу пополнения личных счетов тех, кто такие учебники пишет (а чаще переписывает у других, внося незначительные добавления и меняя параграфы местами), издаёт и распространяет. 8600 – это только для школ. А есть ещё училища, техникумы, вузы…
Это сверхприбыльный бизнес, особенно учитывая тот факт, что в России около 7 млн. студентов одних только высших учебных заведений. Это, кстати, ещё один пример странностей в системе отечественного образования. Вузов и филиалов наплодили столько, что уже чуть ли не в каждом селе или пгт есть свой «университет». Вроде бы – благо… Доступность высшего образования… Но при учёте того, что в штате таких «университетов» лишь охранник и бухгалтер, занимающийся сбором денег за «обучение» со «студентов», то цель работы этих контор ясна.
Здесь нужно отметить, что российское правительство приняло программу, согласно которой число российских вузов к 2020 году должно сократиться на 40%, а их филиалов – на 80%. Решение выглядит радикально только на первый взгляд. Понятно, что без ляпов и коррупционных вывертов при объединениях, закрытиях и слияниях может не обойтись, но и продолжать плодить «выпускников вузов», которые всерьёз уверены, что в составе Украинских фронтов воевали исключительно украинцы, и что психрометр – это что-то из психиатрии, дальше нельзя.
Если эту псевдообразовательную вакханалию не остановить, не определиться, по каким рельсам вести дальнейший процесс обучения и воспитания, какие программы и стандарты брать на вооружение, то и в России скоро станут аплодировать «историческим» перлам Яценюка или Схетыны, обсуждать, сколько единиц нечистой силы способны пролезть через игольное ушко, и сколько денег можно заработать на продаже блюд «кровь младенца» и «жаркое из ватника»… Если не выстраивать систему образования, которая бы удовлетворяла интересам страны, экономики, общественным запросам, нормам гражданско-патриотического воспитания, здравому смыслу, то сложно ожидать от России не то что мощных рывков, но и вообще движения вперёд.
Вас заинтересует
В России отмечается День знаний
"Друзья" России запустили процесс подготовки учителей для наших школ
О начале работы новой системы подготовки резервистов в России
С Днём знаний, Россия!
Ушинского на нас нет…