Азиатский банк инфраструктурных инвестиций был создан в прошлом году по китайской инициативе. Штаб-квартира АБИИ откроется в Пекине, а уставный капитал организации составит сто миллиардов долларов. О желании присоединиться к этой международной финансовой структуре в 2015 году заявили Россия, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Германия, Южная Корея и целый ряд других государств. В Белом доме нервничают…
Пресса пишет, что желание стать соучредителями Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, затеянного Пекином, на сегодня стали 52 страны, причём тридцать одна страна уже получила китайское согласие. Насчёт остальных, в составе которых числятся Тайвань и даже КНДР, об экономике которой мало что известно, Поднебесная пока думает.
Как сообщает
«Китайский информационный центр», 28 марта первый вице-премьер России И. Шувалов на церемонии открытия ежегодного заседания в рамках Боаоского азиатского форума отметил, что президент Владимир Путин заявил о готовности России присоединиться к АБИИ. Издание напоминает, что 31 марта Россия заявила о вступлении в АБИИ. Это решение китайские аналитики считают «логичным и мудрым».
«Будучи всесторонним партнёром стратегического взаимодействия, Россия твёрдо поддерживает практически все значимые для Китая инициативы», — сообщает издание. «В своё время, когда мир сомневался в том, будет ли Россия поддерживать строительство Экономического пояса Шёлкового пути, президент В. В. Путин ясно дал понять, что Россия поддерживает инициативу китайской стороны. В настоящее время, в соответствии с нынешним состоянием развития Азии и ожиданиями различных стран этого региона, Китай выдвинул инициативу о создании АБИИ, который принесёт пользу всем странам Азии. Россия, будучи близким другом Китая, поддерживает и эту инициативу», — отмечают аналитики.
Совсем не празднично, в отличие от китайцев, новость приняли в США.
Соединённые Штаты теряют возможность влиять на внутренние дела других стран посредством финансовых институтов, говорит Ребекка Лиао, чья статья вышла в американском влиятельном журнале «The National Interest». США должны осознать: им придётся быть скромнее в желании доминировать и диктовать правила развивающимся странам, считает Лиао, чьё мнение приводит
РИА «Новости».
Лиао напоминает, что два столпа созданной Западом системы мировой экономики — это Международный валютный фонд и Всемирный банк. Но ведь помощь, которую предлагают другим странам эти организации, зачастую только усугубляет экономические проблемы государств.
Сегодня Банк развития БРИКС, проект Нового шёлкового пути и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций — становятся институтами, альтернативными западной системе. Они заверяют, что не будут вмешиваться во внутренние дела стран, которым помогают. И эти обещания выглядят как упрёк МВФ и ВБ, которые как раз навязывают странам прозападные модели экономики и реформ.
В свою очередь, Вашингтон смены мирового финансового порядка не желает — и давит на своих европейских и прочих союзников с целью помешать им участвовать в новом проекте. Кроме того, как полагает Ребекка Лиао, Вашингтон будет стремиться навязать АБИИ свои стандарты управления и открытости.
Другие же страны, особенно развивающиеся, с некоторых пор не верят в единственную экономическую панацею в виде принятия западных политических и экономических ценностей.
«Похоже, в случае с АБИИ США оказались в крайне непривычной для себя роли международного аутсайдера, — пишет обозреватель Антон Крылов в газете
«Взгляд». — Даже верный «пудель» Британия, даже Австралия, даже ближневосточный форпост Саудовская Аравия — все хотят иметь долю в китайском проекте».
Обозреватель собрал несколько мнений западных экспертов, касающихся АБИИ и последствий реализации нового проекта для Вашингтона.
В «Newsweek» Джон Эллиот пишет: «Китай выигрывает». А кто проигрывает? США: «В этой ситуации слабее остальных выглядят США, поскольку именно их статус сверхдержавы оспаривается быстрее, чем ожидалось. США теряют влияние на союзников, в том числе на обычно преданную Великобританию».
О тревогах и страхе Белого дома пишет и «Financial Times». По мнению издания, «лихорадка вокруг вступления в АБИИ смутила Вашингтон, который пытался отговорить заявителей, указывая на потенциальные проблемы управления банком… и только Япония вняла мольбам Обамы».
Агентство «Reuters» сообщает читателям, что юань вот-вот станет мировой ключевой валютой (в текущем году). Откуда такая уверенность? Об этом твердят британские и немецкие аналитики. Эксперты, к примеру, управляющий директор Форума официальных монетарных финансовых институтов Дэвид Марш, заявил, что повышение роли юаня является «потенциальной угрозой для доллара и его лидирующей позиции в качестве мировой валюты».
«Финансовые планы Пекина были известны ещё в 2013 году, — сказал
«Свободной прессе» директор Центра стратегических исследований Китая Российского университета дружбы народов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов. — Именно тогда председатель КНР Си Цзиньпин заявил о возможности создания банка инфраструктурных инвестиций. Но многие, в том числе США, не восприняли его всерьёз. Заявление китайского лидера сочли популистским, сделанным на волне ощущения успеха от прихода к власти. Из-за этого США совершили ошибку — отказались от участия в китайском проекте».
С другой стороны, пока не приходится говорить, что финансовая система США завтра потерпит крах. Мало того, сегодня в Китае многие финансовые корпорации во взаиморасчётах и международных расчётах предпочитают доллары, а не юани. И всё же у Вашингтона есть повод для тревоги.
«Проблема не столько в успешности пекинского проекта, сколько в консервативности и неконструктивности Всемирного банка и Международного валютного фонда. Давление США в этих организациях чрезмерное, американцы, по сути, обладают в них правом вето, что отталкивает партнёров. Еще одна финансовая структура — Азиатский банк развития — тоже находится под контролем США и Японии, дублирует политику Всемирного банка, и не может без оглядки на Вашингтон финансировать крупные азиатские проекты».
По мнению эксперта, Китай «в очень удачный момент заполнил лакуну, которая образовалась в мировой финансовой системе». Отсюда и успех пекинского проекта.
Аналогичное мнение высказал «СП» замдиректора Института Дальнего Востока РАН, член Европейской ассоциации китаеведов Андрей Островский. США, не пожелавшие войти в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, тем самым отсекли себя от серьёзных азиатских проектов. А ведь рынок Азиатско-Тихоокеанского региона динамично развивается. Получается, что американцы этот рынок потеряли.
«США не думали, что в китайский инвестбанк захочет войти Западная Европа. Это был явный промах американских аналитиков. Большая часть расчётов Азиатского банка инфраструктурных инвестиций будет вестись в юанях. Это, безусловно, подрывает позиции американской валюты. Думаю, доллар будет постепенно вытесняться с финансового рынка АТР».
Что касается России, то известно недавнее заявление официального представителя МИД России Александр Лукашевич. «Россия как страна, относящаяся к целевому региону операций банка, будет играть весомую роль в принятии инвестиционных решений и привлечении инвестиционных средств банка в интересах развития инфраструктуры Сибири и Дальневосточного региона», — цитирует Лукашевича
«Экономика сегодня».
Полноценной страной-учредителем АБИИ Россия станет совсем скоро — 14 апреля. Участие Москвы в столь крупном международном финансовом проекте будет способствовать евразийской интеграции.
Таким образом, добавим от себя, Китай вот-вот создаст не просто финансовый институт, конкурирующий с МВФ и ВБ, но международную структуру, которая будет придерживаться иной (не проамериканской) политики. Разрушение МВФ и ВБ экономик тех стран, которым эти учреждения «помогали», навязывая свои сценарии «терапии», неизбежно вело к появлению альтернативной системы. Инициаторы её неспроста декларируют отказ от вмешательства в финансовую политику стран-реципиентов.
Желание 52 стран участвовать в АБИИ само по себе говорит о начале конца американского доллара и уходе в прошлое вашингтонской гегемонии. Крысы уже побежали с тонущего корабля: несмотря на увещевания Белого дома и метания американского министра финансов по планете, к китайскому проекту присоединились многие американские союзники.
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Ротшильды поставили на китайский банк
Китай и Россия: торгуем без доллара!
Семёрка, да не та!
Рубль и юань против доллара
Банк БРИКС и заявление Джен Псаки