Реакция Ирана, международного сообщества и экспертов на это решение Москвы была неоднозначной. Мы не поленились полистать прессу и выделили мнения, которые позволяют услышать мировое «эхо» указа.
В Израиле, пишет
«Би-би-си», полагают, что договорённость стран-посредниц с Ираном по поводу атомной программы представляет собой угрозу безопасности еврейского государства. И высокопоставленные израильские политики и военные в стране даже говорят о возможности нанесения превентивного удара по иранским ядерным объектам.
Барак Обама в этом вопросе позицию Израиля поддерживает. В интервью «Нью-Йорк Таймс» президент США сообщил, что как сам Иран, так и прочие государства региона должны уяснить, что если кто-то захочет потягаться с Израилем силами, ему придётся иметь дело с Вашингтоном.
Что касается поставок в Иран систем С-300, то министр иностранных дел Сергей Лавров считает, что для Израиля эти поставки не представляют опасности.
«Зенитно-ракетный комплекс С-300 имеет исключительно оборонительный характер, он не приспособлен для цели нападения и не поставит под угрозу безопасность какого-либо государства региона, включая, конечно, Израиль», — цитирует товарища Лаврова
«Би-би-си».
Что касается реакции Израиля непосредственно на новый указ Путина, то её пока не последовало. Правда, ранее израильтяне говорили, что такие зенитные комплексы нарушат стратегический баланс региона, а это вызывает у них (израильтян) озабоченность.
Впрочем, кое-что в Тель-Авиве всё же сказали.
В коммюнике министра разведки Израиля Юваля Штайница, пишет
Newsru.com, говорится, что теперь, возможно, «рост иранской экономики, который последует за снятием санкций, будет использоваться для закупок оружия, а не для обеспечения благополучия иранского народа».
Гораздо больше было сказано в Америке.
Тот же портал Newsru.com со ссылкой на AFP приводит заявления американских военных, которые озабочены решением российских властей.
«Мы давно и публично высказывались против экспорта. Мы считаем, что это непредусмотрительное решение», — отметил пресс-секретарь Пентагона полковник Стив Уоррен. Он сообщил, что вопрос будет поднят по «соответствующим дипломатическим каналам». Уоррен подчеркнул, что «любая продажа Ирану передовых технологий является причиной для беспокойства».
В тон ему высказался пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест: «Россия понимает, что США серьёзно подходят к вопросам обеспечения безопасности своих союзников».
Будут ли какие-либо санкции? Сорвутся ли переговоры «шестёрки» и Ирана из-за предполагаемой сделки?
Представительница Госдепа Мари Харф на брифинге заверила прессу: решение России не породит разногласий на переговорах по иранскому атому. Собственно, в Вашингтоне пока думают. «Мы пока оцениваем детали этой сделки», — сказала Харф.
На прямой вопрос журналистов, сделан ли уже вывод о возможных санкциях США из-за соглашения между ИРИ и РФ, Харф ответила: «Пока нет».
Израильско-иранская тема прозвучала в комментарии старшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО и отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимира Сотникова. Он считает, что поставка зенитных ракетных систем Ирану не ухудшит ситуацию в регионе.
«Что касается общего влияния на регион, я отнюдь бы не сказал, что это, как говорят некоторые оппоненты, увеличивает гонку вооружений в регионе. Нет, это скорее укрепление обороноспособности Ирана прежде всего», — сказал Сотников
РИА «Новости».
Однако эксперт признал, что Израиль будет против поставок Ирану российских комплексов: «Израиль по-прежнему будет заявлять о том, что оружие, которое Москва поставит Тегерану в рамках нового решения президента РФ, будет играть против Израиля».
Довольно-таки «радикальных» взглядов на возможный ответ Израиля придерживается другой эксперт, ответивший на вопросы «РИА «Новости», — президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
По его словам, «Израиль может сделать только одну вещь — разбомбить иранские ядерные объекты до того, как комплексы С-300 встанут на вооружение». И добавил: «В противном случае Израилю придётся разрабатывать системы обеспечения блокирования электронных управляющих радиолокаторных систем С-300».
С другой стороны, заход Израиля на бомбёжку — задача едва ли выполнимая без участия третьей стороны — США.
Эксперт отметил, что Израиль «не может уничтожить иранскую ядерную программу», ведь он не имеет специальных противобункерных бомб и существенного числа их носителей. Всё это есть у США, но Обама такие средства использовать вряд ли станет. Не решится на это, скорее всего, и его преемник.
И всё же, сказал эксперт, у Израиля есть все инструменты, чтобы уничтожить Иран. Причём в военной операции Израилю могла бы помочь Саудовская Аравия. Для неё усиление Ирана — «вопрос существования государства, потому что Иран уничтожает его просто в два щелчка».
А что же Россия? Ей поставки С-300 Ирану были бы очень выгодны.
Координатор экспертного центра «Mir Initiative» Эрнест Султанов сказал
«Газете.ру», что поставки С-300 позволили бы Москве надолго привязать к себе Тегеран. Ведь за продажей последуют поставка запчастей и обслуживание.
Эксперт замечает лаконично: «Мы не можем потерять такого партнёра в регионе».
О выгодах контракта с Ираном сказал и товарищ Лавров.
Кремль не стал дожидаться исхода переговоров по иранскому атому, которые должны завершиться до конца июня. Как отметил министр иностранных дел России, «на данном этапе необходимость в такого рода эмбарго, причём в отдельном, добровольном российском эмбарго, полностью отпала».
Решение об отказе поставлять Ирану ЗРК С-300 принималось почти пять лет назад «для стимулирования прогресса на переговорах» по иранской ядерной проблеме, напомнил товарищ Лавров. Теперь на переговорах констатирован «существенный прогресс», т. е. «согласованы окончательные политические рамки окончательной договорённости».
По словам Лаврова, которые приводит
«РБК», Москва не могла «не учитывать также коммерческие, репутационные аспекты». Ведь из-за «приостановки контракта Россия не получила крупные средства, которые нам причитались», заметил министр.
Прежний контракт, напоминает «РБК», оцененный в 800 млн. долл., аннулировала российская сторона. В ответ Минобороны Ирана в 2011 году подало иск на «Рособоронэкспорт» в Женевский третейский суд о возмещении ущерба в размере почти 4 млрд. долл. (неустойка по контракту). Теперь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков считает, что «судебные издержки вряд ли возможны, если поставка осуществляется».
Аналитик Саид Халмурзоев выделил ряд причин, которыми объясняется та «поспешность», с которой Кремль вернулся к вопросу поставок С-300 Ирану.
«Прежде всего, — пишет аналитик на сайте
«Утро.ру», — Лавров был совершенно искренен в том, что Россия намерена выполнить свои обязательства по прежним договорённостям с Ираном, так как это позволяет ей избежать штрафных санкций за срыв контракта, а также заработать на поставке хорошие деньги, которые для нее сейчас совсем не лишние».
Это одна из причин. А вот и две следующие.
Для Москвы важно, чтобы иранские ядерные объекты (в первую очередь построенная Россией АЭС в Бушере) не были разрушены «в результате атаки израильской авиации или какого-либо другого противника».
Другой резон поторопиться с отправкой С-300 в ИРИ — недавнее решение «шестёркой» атомного иранского вопроса. Аналитики полагает, что налицо серьёзные изменения позиции Запада (прежде всего США) по Ближнему Востоку: Соединённые Штаты, очевидно, предпримут попытки «заполучить Иран в союзники и партнёры». Зачем? Эксперт полагает, что это необходимо Вашингтону «для создания противовеса Саудовской Аравии, отношения с которой изрядно подпорчены из-за обвала нефтяных цен, а также по целому ряду геополитических причин».
В итоге Иран может получить со стороны Вашингтона режим наибольшего экономического и политического благоприятствования. А раз так, в страну придут американские и вообще западные компании. Подобное бизнес-нашествие стало бы станет ударом по позициям России: ведь Москва рассчитывает на иранский рынок, включая и рынок вооружений.
«Вполне вероятно, что именно опасения потерять платежеспособного покупателя оружия послужило главной причиной столь спешного возобновления Москвой контракта по С-300», — делает вывод аналитик.
В перспективе, если ИРИ купит российскую систему, в Тегеране вряд ли решатся приобретать похожую американскую или иную технику: «разнообразие» здесь — непростительная роскошь. Поэтому у России образуется дополнительный рынок как в области обслуживания поставленных систем, так и допоставки к ним комплектующих и боеприпасов.
Москва сделала очередной ход на опережение стратегического противника, добавим от себя. Указ Путина от 13 апреля вряд ли решатся остро критиковать в Белом доме, поскольку это может сорвать летние переговоры с Ираном, а также нарушить планы Вашингтона по превращению ИРИ в политического союзника на Ближнем Востоке, где былая дружба с саудитами проходит серьёзное испытание на прочность. Что касается Израиля, то противобункерных бомб Обама ему, конечно, не даст. Следствием такого решения стала бы кошмарная война на Ближнем Востоке, а чернокожий миротворец и нобелевский лауреат собирается скоро уйти на покой и стать знаменитым пивоваром. Наблюдать крушение мира ему не с руки…
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Иран: всё смешалось в доме Облонских
С-300 и «Меркава
Иранский атом: почти согласились, почти договорились, почти урегулировали
С-300 для Ирана?
Ядерные переговоры: день последний