Правительство Японии подумало и сказало, что «агрессия России против Украины» — это угроза безопасности для всего международного сообщества. В Токио полагают, что Москва пытается «изменить нынешний порядок силовыми методами». Ну, и немного личного: японские власти обеспокоились тем, что Россия наращивает присутствие на юге Курильских островов — исконно японской территории.
Шутки шутками, а Япония действительно сделала ряд «острых» заявлений, которые на фоне недавнего парламентского голосования в Токио наводят на стратегические размышления.
Напомним, 16 июля нижняя палата японского парламента одобрила некоторые законодательные поправки. Пакет «оборонных» поправок даёт военным право применять силу за границей. Оппозиция, выступавшая за пацифизм, однако с печалью в сердце осознававшая, что инициативы Синдзо Абэ поддержит большинство, голосование бойкотировала.
Предложенные новации дозволяют отправку вооружённых сил Японии за пределы её территории для помощи союзникам, среди которых на первом месте США. Законопроект пока не стал законом — его должна одобрить ещё верхняя палата. Впрочем, эксперты уверены, что закон пройдёт и там.
21 июля российская пресса сообщила о довольно резких заявлениях Токио.
Правительство Японии заявило, что «агрессия России против Украины» представляет собой угрозу безопасности для всего международного сообщества, в частности для стран Азии. По мнению Токио, в действиях Москвы прослеживаются попытки «изменить нынешний порядок силовыми методами, поскольку она ведёт так называемую «гибридную войну», передаёт
«Росбалт» со ссылкой на агентство «Франс-Пресс».
Кроме того, ранее власти Японии обеспокоились по поводу того, что Россия наращивает присутствие на юге Курильских островов. А ведь Россия и Япония не урегулировали территориальный спор…
«Независимая газета» уделила последнему аспекту пристальное внимание. В обзоре японской прессы в числе прочего приводится заявление администрации премьер-министра Синдзо Абэ, опубликованное газетой «Kyodo».
Правительство Страны восходящего солнца обеспокоено наращиванием Москвой присутствия на юге Курил. Япония требует от России уважения принятого в 2001 году Иркутского соглашения по спорным островам. Администрация Синдзо Абэ желает удостовериться, что оба государства здесь «сходятся во мнении». Для обозначения Россией мнения назначен срок: до запланированного принятия в Японии российского руководства.
Та же «Kyodo» напоминает, что Япония ранее выражала «крайнее сожаление» в связи с недавним визитом министра здравоохранения РФ В. Скворцовой на о. Шикотан.
Журналисты «The Japan Times» идут дальше коллег и прямо заявляют, что территориальный спор должен коснуться всех четырёх «удерживаемых» островов, а не «их части». Администрация Синдзо Абэ обеспокоена усилением Россией контроля над островами: Москва строит там новую инфраструктуру и проводит военные учения.
Итак, заметим, японцы, точнее, японское правительство, которому вторят влиятельные издания Страны восходящего солнца, начали фактически ставить России условия. Надо сказать, время для диктовки условий самое подходящее: Россия находится под гнётом санкций, которые ЕС недавно продлил, эксперты прогнозируют дальнейшее снижение цен на нефть (поводом станет бойкая иранская нефтеторговля), высокопоставленные военные США Россию называют главной «угрозой», а японский союзник и покровитель Вашингтон приветствует отказ Токио от былого пацифизма и стремление к наращиванию военной мощи. «Ястреб» Абэ должен быть ястребом во всём: сказавши «а», говори и «б». Подходит тут и русская пословица: назвавшись груздем, полезай в кузов. Раз Япония собралась вооружаться и помогать в битве за миропорядок таким титанам как США, то ей следует для полноты ощущений и России место указать. Благо повод есть — острова.
Владимиру Путину, дата визита которого в Токио пока не согласована, ставится, можно сказать, «вопрос ребром»: если отдаёте нам все четыре острова, мы начинаем рассматривать опрос о дружбе народов; если не отдаёте, мы окончательно обозначаем вас как «угрозу безопасности для всего международного сообщества», страну, которая вознамерилась «изменить нынешний порядок силовыми методами».
Вероятно, визит Путина в Японию может быть намечен на начало сентября. В пользу такого предположения говорит информация газеты «Nikkei», которую приводят
«Ведомости».
Как сообщило издание со ссылкой на ТАСС, Япония находится на заключительной стадии согласования поездки министра иностранных дел Фумио Кисиды в Россию: «Глава МИДа Кисида во время визита встретится с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, а также с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Главной целью поездки, которая, как ожидается, состоится 30-31 августа, станет обсуждение вопроса северных территорий, а также организация визита президента России Владимира Путина в Японию до конца текущего года».
Для тех, кто не догадался: «северные территории» — это российские Курилы.
А теперь к вопросу о «теории». Что такого особенного содержится в Иркутском соглашении от 2001 года, на которое уповают японцы?
В 2001 г. в Иркутске встречались российский президент Путин и японский премьер-министр Ёсиро Мори. По итогам встречи стороны заключили соглашение о продолжении переговоров по проблеме мирного договора. Москва и Токио согласились ускорить процесс и заключить договор «путём решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
Таким образом, речь идёт о четырёх островах, а вопрос ставится вполне конкретно и однозначно: о принадлежности. То есть острова ваши — или наши. И если они «ваши», то японская сторона спор будет продолжать. Тем самым русским дают понять: спор завершится лишь тогда, когда четыре острова станут японскими. Отсюда и бесконечная «обеспокоенность» Токио из-за «инфраструктуры» и «учений». Отсюда же и кошмарная риторика по поводу российской «угрозы» чуть ли не всему земному шару.
Скажем несколько слов и о гибридной войне, которую Москва непостижимым образом ведёт всюду, включая страны Азии (привет китайцам).
М. Балтачёва и Ю. Богданов (
«Взгляд») допускают, что это странное заявление Токио есть калька с апрельских тезисов бывшего генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена.
Действительно, давая интервью «Newsweek», Расмуссен
заявил: «Россия сочетает методы обычной войны с более изощрёнными способами, такими как пропагандистские кампании и массовая дезинформация, действие на общественное мнение через финансовые связи и политические партии». Российская тактика охватывает самые разные страны: «Мы знаем, что России сочувствуют националистические правые партии и некоторые левые в таких странах, как Греция, Венгрия, Болгария и Франция».
Не забывает Россия и более традиционные способы «обнажать зубы»: она часто упоминает о своём ядерном арсенале. «Даже в советское время Москва не решалась говорить о ядерном конфликте. А сейчас мы видим открытое обсуждение этого вопроса. В этом отношении Россия сегодня представляет собой большую опасность, чем СССР. Советский Союз был более предсказуем, чем нынешнее руководство», — отметил Расмуссен.
Что думают по поводу последних японских заявлений эксперты?
«Судя по тому, что данное сообщение появилось в агентстве «Kyodo», оно отражает официальную позицию японского правительства, — сказала газете
«Взгляд» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, японист Василий Молодяков. — Одно дело, когда подобные заявления прямо делает премьер-министр, другое, когда появляются сообщения в таких СМИ со ссылкой на «источники». Очевидно, что нужно отнестись серьёзно к данному сообщению».
«Данное сообщение преследует следующие цели: японцы ожидают встречу на высшем уровне с руководством России, однако японское правительство от этой встречи никаких позитивных результатов не ждёт. Иными словами, это заявление для подстраховки правительства Синдзо Абэ перед своими избирателями», — полагает эксперт.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов говорит, что в Иркутском соглашении говорилось о необходимости активизировать российско-японские отношения по заключению мирного договора на основе тех документов, которые до этого были подписаны. Базовый документ представляет собой советско-японская декларация 1956 года, положившая начало переговорам о заключении мирного договора.
«Главный момент этой декларации в том, что Советский Союз соглашался именно передать, а не вернуть Японии два острова, Хабомаи и Шикотан, в качестве жеста доброй воли, но только после заключения мирного договора», — уточнил эксперт. Далее он напомнил, что Советский Союз отказался от этой декларации после заключения Японией и США договора о безопасности. Иркутское же заявление вернуло переговоры к старой отправной точке: «И Путин в Иркутском заявлении дал понять, что Россия признаёт действенность этой декларации, делает её отправной точкой для переговоров по решению территориальной проблемы. Японцы, правда, истолковывают эту декларацию по-своему и однозначно считают, что эти два острова у них уже в кармане. Но они не готовы на это идти: японцы хотят все четыре острова».
По мнению эксперта, не развивать обороноспособность Курил России сейчас нельзя: «Международная обстановка сейчас напряжённая, Япония также наращивает военный потенциал».
Наконец, о «гибридной войне». Заявления японского правительства о том, что Россия якобы вовлечена в гибридную войну, и политика Москвы в отношении Украины затрагивает интересы безопасности стран Азии, Кистанов считает не вполне точным переводом: «Вряд ли так японцы говорят, что ситуация на Украине может угрожать безопасности в Азии. На карту они ведь тоже смотрят, понимают, где Украина».
Сдаётся нам, что перевод верен, а японцы просто калькируют недавние заявления Запада о «гибридной войне», которую якобы ведёт Россия. Тем самым Токио намекает на свой союз с Западом, особенно с США. Ведь Вашингтон, в отличие от Китая, одобряет политику Синдзо Абэ, в соответствии с каковой Силы самообороны Японии превращаются в полноценную и мощную армию, имеющую разрешение вести зарубежные операции «для помощи союзникам».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
— специально для topwar.ru
Вас заинтересует
Прощай, пацифизм!
Заочный диалог
Япония собралась решить «территориальную проблему
В Токио ждут приезда Путина, чтобы обсудить территориальные вопросы
Япония вводит новые санкции против России