Эксперты «Morgan Stanley Research» предсказывают грядущее падение мировых цен на нефть. Начавшийся спад, по мнению аналитиков, может явиться худшим за последние 30, а то и 45 лет. В западных СМИ на первых полосах тиражируется ёмкое существительное «The Crash». Падению спроса и цен будет способствовать рост запасов «чёрного золота» в Соединённых Штатах, а затем выход на рынок Ирана. В России с её сырьевой экономикой может обвалиться рубль.Том Рэндолл (Том Randall) на сайте
«Bloomberg» предостерегает: цены на нефть могут упасть до самого низкого уровня за последние 45 лет. А может, и ещё ниже.
Эксперты «Morgan Stanley» пророчат уровень цен, напоминающий показатели 1986 года: снижение цен напомнит «некоторые из худших нефтяных спадов за последние три десятилетия», указывает автор материала. Специалисты «Morgan Stanley» выдали крайне пессимистичный прогноз цен на нефть в 2015 году.
Банковские эксперты напоминают публике, что до сих пор уверенность в восстановлении нефтяного рынка была довольно высокой. Уверенность эта подкреплялась четырьмя прогнозируемыми факторами. Однако прогноз сбылся только на 75%, и это-то и подтолкнуло аналитиков к «пессимизму».
Ранее прогнозировалось, что будет расти спрос на «чёрное золото». Теоретически причиной роста спроса должно было стать как раз падение цен. Дешёвая нефть означает дешёвое производство, дешёвую транспортировку и увеличение числа автомобильных поездок в летнее время. Так оно и произошло: несмотря на замедление китайской экономики, мировой спрос действительно увеличился — примерно на 1,6 млн. баррелей в день в среднем по сравнению с показателями 2014 года.
Также прогнозировалось сокращение инвестиций в нефтедобычу и производство. Так оно и вышло: низкие цены на нефть заставили энергетические компании сократить всевозможные расходы. С октября 2014 г. число активных буровых установок в мире сократилось приблизительно на 42 процента. Более 70.000 нефтяников потеряли рабочие места. Согласно подсчётам, в 2015 году нефтяные компании сократят вложения по статье «капитальные затраты» примерно на 129 млрд. $.
В таких условиях стоимость акций нефтяных компаний должна оставаться низкой. Да, так и было: бумаги крупных нефтяных компаний торгуются «вблизи 35-летних минимумов».
Наконец, прогнозировался спад поставок нефти, на фоне которого затем произойдёт восстановление рынка. Но на практике случилось обратное: общее предложение увеличилось, несмотря на сокращение предложения от США. Аналитики указывают здесь на негативную политику ОПЕК (речь о превышении собственных квот. — О. Ч.).
Из-за столь существенного расхождения предыдущих прогнозов с действительностью, а теории с практикой аналитики «Morgan Stanley Research» оказались на распутье.
С одной стороны, «Морган Стэнли» придерживаются своей первоначальной гипотезы: цены могут и вырасти — в основном потому, что ОПЕК не имеет больше свободных мощностей, а нефтехранилища полны до отказа. С другой стороны, в игру вот-вот вступит Иран. Кроме того, может улучшиться ситуация в Ливии. Наконец, допускают аналитики «Morgan Stanley», производство в США «тоже может возродиться».
Вместе с тем эксперты убеждены: начавшийся спад уже не имеет определённых перспектив для быстрого восстановления, как было прежде. Поэтому новый спад может продолжаться в течение трёх и даже более лет и оказаться «намного хуже, чем в 1986 году».
Напомним, причиной падения мировых цен на нефть в 1986 году оказалось самое обыкновенное перепроизводство «чёрного золота». В начале 1980-х гг. средняя цена барреля нефти составляла примерно 36 долл., а в 1986 году её крайние значения падали ниже 10 долл. (в номинальном значении; в реальном, то есть с поправкой на инфляцию, показатель 1986 г. сегодня надо умножать приблизительно на два). Среднее значение в 1986 г. составляло около 14,5 долл. за баррель сорта «Brent». В 1987-1989 гг. (годы «перестройки» в России) цена держалась на уровне 14 с хвостиком — 18 с хвостиком долларов за баррель. В промежутке 1990-1999 гг. средние значения
составляли от 23,19 до 16,56 долл. за баррель. В итоге страны-экспортёры понесли крупнейшие финансовые потери. СССР и за ним рыночная Россия пострадали от недостаточного притока твёрдой «нефтевалюты». Некоторые эксперты полагают, что низкие цены на нефть способствовали развалу СССР, а также кризисным явлениям в РФ во времена Ельцина. Рост цен на нефть начался в первый год правления В. В. Путина. Быстрый рост был характерен для 2004-2008 гг., затем цены снова стали падать из-за мирового финансового кризиса. Но падение не было столь критичным, как сегодня. И уже с 2010 г. начался новый подъём цен — стремительный. Впрочем, в 2014 году он сменился новым спадом. Спадом, который эксперты склонны считать затяжным.
Чего ждать в такой ситуации экономике России?
«РБК» приводит мнение директора по развивающимся рынкам «Morgan Stanley Investment Management» Ручира Шармы. Он полагает, что зависимую от нефти и газа российскую экономику ожидает «долгая зима».
В интервью «Bloomberg» Шарма отметил, что инвесторы, которые вернулись в Россию после обвала фондового рынка в 2014 году, опять начали уходить. Причиной ухода стали очередное падение цен на нефть и ослабление рубля. К примеру, было продано российское подразделение по управлению активами французского банка «BNP Paribas», был ликвидирован фонд «Templeton Russia and East European Fund» Марка Мобиуса.
Дополнительным ударом по ценам, а значит, и по нефтяному сектору экономики России, и по её бюджету, является поведение Ирана. Санкции с него ещё не сняты, но заявления его официальных лиц уже колеблют мировые цены на «чёрное золото».
В середине июля в прессе
появилось заявление директора по международным связям иранской национальной нефтяной компании «NIOC» Мохсена Камсари. Он сообщил, что ИРИ, как это предусмотрено условиями сделки с международными посредниками, намерена как минимум восстановить долю на европейском рынке — в размере от 42 до 43%, которая имелась у республики до введения санкций. Ранее тот же Камсари заявлял, что Иран готов немедленно начать поставки сырой нефти в Европу.
В середине января 2015 г. министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на Гайдаровском форуме,
отметил, что доходы бюджета в 2015 году при средней цене нефти 50 долларов за баррель упадут на 3 трлн. рублей.
Ольга Танас (Olga Tanas) в
«Bloomberg» приводит мнения нескольких экспертов по поводу будущего российской экономики.
Для экономики, пишет автор, существующей исключительно в зависимости от цен на сырую нефть, очередной спад на мировом рынке нефти может означать самый продолжительный кризис за последние два десятилетия.
Крах цен «испытает на прочность» оптимизм президента Владимира Путина, который недавно заявил, что Россия оставила позади худший этап экономического кризиса. Нефтяной спад окажет давление на «режим», пишет автор, и в преддверии досрочных парламентских выборов в сентябре следующего года.
«В следующем году Россия столкнётся с рецессией или стагнацией», если цена нефть составит около 50 $, считает Дмитрий Полевой, экономист московской финансовой корпорации «ING», к которому Ольга Танас обратилась по электронной почте. В итоге, считает Полевой, «вероятно, будет необходимо сократить бюджетные расходы ещё больше, отложить часть военных расходов и использовать то, что осталось в Резервном фонде». Снижение цен на нефть также означает, что Россия может прийти к необходимости получить «финансирование» и из Фонда национального благосостояния.
«Для России устойчивое дальнейшее снижение цен на нефть, скорее всего, ещё больше ослабит рубль и подорвёт восстановление экономики и государственных финансов», — утверждают эксперты «Moody 's Investors Service» в последнем докладе. Значение нефти в экономике России велико: ведь, по оценкам «Moody 's Investors Service», от 17 до 25 процентов валового внутреннего продукта связано с энергетической промышленностью.
«Выход из рецессии откладывается до 2017 года», — лаконично прогнозируют аналитики Сбербанка во главе с Юлией Цепляевой.
Некоторые российские аналитики в мрачные прогнозы не верят.
«Падение цен на нефть до 10 долларов за баррель в качестве прогноза я вообще бы не воспринимал всерьёз. Хотя бы потому, что 10 долларов в 1986-м и 10 долларов сейчас — это совершенно разные деньги», — сказал газете
«Взгляд» Валерий Полховский, старший аналитик ГК «Forex Club».
«Плохо представляю, как дисбаланс между спросом и предложением, пусть в 2,5 миллиона баррелей, по оценкам самих же «Morgan Stanley», при мировом потреблении 93 миллиона баррелей в сутки может спровоцировать падение цен на нефть на 90%, — говорит Полховский. — Более того, кто и как будет добывать и продавать нефть по таким ценам?! Сланцевые добытчики как бы ни храбрились, но при среднегодовой цене в 55 долларов уже сократили объёмы бурения на 50%. Акции большинства из них котируются на 50-60% ниже 2014 года».
«В 2015 году среднегодовая цена на нефть будет около 55, но не исключено снижение и до 50. Если рассматривать более длинный горизонт, например, два-три года, то мы рассчитываем, что нефть будет стоить около 70», — прогнозирует Полховский.
Взвешенный прогноз выдал гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Впрочем, он не исключает и сценарий «нефтяного шока» для экономики РФ (падения цены до 30 долл. за баррель).
«Теоретически, разумеется, возможно всё, — сказал он
«Свободной прессе». — Но в долгосрочном плане цена на нефть в районе $30-40 за баррель едва ли сможет продержаться больше года. За это время с рынка будут выбиты низкорентабельные проекты по добычи нефти. В первую очередь в тех же США. Это означает уменьшение предложения на рынке, что автоматически скорректирует спрос в сторону увеличения. В итоге будет достигнута новая ценовая точка равновесия».
Попытались успокоить россиян и на правительственном уровне. Правда, с оговорками и словесным «туманом».
Глава МЭР Алексей Улюкаев заявил в эфире телеканала «Россия 24», что рубль будет находиться «в пределах своих фундаментальных значений» в случае, если не вмешаются «какие-то форс-мажорные обстоятельства, связанные с какими-то турбулентностями дополнительными на глобальном рынке капиталов, с неисполнением суверенными заёмщиками своих обязательств, суверенными или корпоративными дефолтами». Однако далее он отметил, пишет
«Лента.ру», что основными факторами, определяющими курс рубля, остаются стоимость нефти и динамика платёжного баланса: «Мы видим, что сейчас происходит снижение: сейчас 54 текущая цена барреля нашей нефти, среднегодовая — 57. Если динамика будет такой же — сохранится 57 или около того, то и курсовые соотношения будут примерно такими, как мы наблюдаем сегодня».
Короче говоря, это открытое официальное признание того, что рубль в России «конвертируется» только в нефть. Иного и быть не может — при сырьевом-то перекосе экономики, «встроенной» в мировое хозяйство нефтью да газом.
В заключение приведём мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, ответившего на вопросы
«Свободной прессы». Как нам представляется, Юшков чётко и кратко обрисовал возможные финансовые последствия нового обвала цен для граждан страны. Цитата:
«Как заявляют в правительстве, российский бюджет сбалансирован, если баррель нефти стоит 3700 руб. Этот параметр достигается при двух условиях — когда нефть продаётся по $100 за баррель, а доллар — 37 рублей. Понятно, что в случае стоимости «бочки» ниже $55 (что мы наблюдаем уже сегодня), курс должен быть более 70 рублей за доллар (сейчас почти 60). Собственно говоря, других вариантов не остаётся. Если в доходных статьях бюджета заложена цифра 3700 руб., при падающей цене на нефть приходится девальвировать рубль.
Главным пострадавшим в этой истории будет российское население, уровень жизни которого существенно снизится. Если вы импортируете много товаров широкого потребления, естественно, что с ослаблением рубля они вырастут в цене. Если не предложить равноценной замены, людям придётся отказаться от приобретения части товаров».
Отказаться от приобретения части товаров — звучит оптимистично. Будем считать, что кризис в России наступит лишь тогда, когда граждане откажутся от приобретения товаров совсем.
Вас заинтересует
Рубль укрепился, нефть подорожала
Нефть дешевеет, русские выигрывают
«Сланцевая революция
Низкие цены на нефть хоронят шельфовые проекты и разоряют американских страховщиков
Видение Запада: цены на нефть обваливаются, и Путин становится «добрым малым